Известно, что толерантность — одно из важнейших качеств, детерминирующих успешность адаптации индивида к поликультурной среде и развития гуманистического общества, а её формирование — социальный заказ системе непрерывного образования. Однако недостаточная разработанность моделей формирования толерантности студентов препятствует полноценному использованию социокультурного потенциала образования. Цель исследования — разработка моделей формирования толерантности студентов в образовательном процессе. В работе обоснована необходимость использования потенциала трансдисциплинарного образовательного процесса для формирования всех компонентов толерантности. Методологической основой формирования толерантности должен быть процессный подход, научной — модели трансдисциплинарного образовательного процесса. Технологии формирования толерантности студентов характеризуются тремя аспектами: информационным, инструментальным и социальным. В работе представлен информационных аспект таких технологий — модели формирования толерантности и диагностики образовательного процесса, направленного на её формирование.
Ключевые слова: толерантность, формирование, образовательный процесс, модели, личностно-профессиональное развитие.
Актуальность исследования. Информатизация образования породила множество компьютерных систем учебного назначения. В подготовке студентов к производственной практике всё большую популярность приобретают виртуальные предприятия — педагогические программные продукты, позволяющие имитировать обучающемуся реальную производственную деятельность. Это — виртуальные ресурсные центры, в которых обучающийся сможет осуществить “пробу сил” в будущей профессиональной деятельности (тренажёр будущей профессиональной деятельности). Возможность виртуальной перманентной стажировки на основе решения реальных производственных задач стала обязательным требованием к виртуальному предприятию. Однако по-прежнему не в полной мере используется дидактический потенциал данных систем, особенно при формировании толерантности студентов.
Проблема исследования — вопрос: каким должно быть применение виртуального предприятия в подготовке студентов к производственной практике, чтобы оно стало фактором формирования их толерантности?
Цель исследования — разработка моделей взаимосвязи между применением виртуального предприятия и формированием толерантности студентов.
Организация исследования. Исследование было организовано на базе Кубанского государственного технологического университета. За основу была взята психолого-педагогическая концепция, согласно которой толерантность — качество, детерминирующее способность индивида устанавливать диалогические отношения с другими людьми и практический гуманизм в жизнедеятельности.
Результаты исследования. Профессиональная деятельность многоаспектна. Она характеризуется не только объёмом и сложностью решаемых производственных задач, но, прежде всего, межличностными отношениями. С одной стороны, известно, что полноценная реализация принципов менеджмента качества (согласно стандартам ISO 9000) немыслима без создания благоприятного социально-психологического климата на предприятиях, внутренней толерантной среды, гуманизации бизнеса (термин А. Маслоу). С другой стороны, далеко не каждое предприятие полноценно реализует принципы менеджмента качества (термин Э. Деминга) и идеи гуманизации бизнеса (практического гуманизма применительно к производственному процессу). Нередко отечественные предприятия характеризуются внутренней интолерантной средой (особенно в условиях жесткой борьбы за выживание), неблагоприятно влияющей на профессиональную деятельность сотрудника. Нередки и ситуации, когда в толерантную производственную среду попадают интолерантные личности, ухудшают социально-психологический климат в коллективе и снижают эффективность работы предприятия. А эффективность деятельности предприятия зависит от толерантности сотрудников и коллектива в целом не менее, чем от их специально-профессиональной подготовленности: в современном мире умение работать в коллективе — необходимое условие как профессионального роста отдельного сотрудника, так и экономического роста предприятия. Поэтому подготовка к будущей профессиональной деятельности (в том числе к производственной практике) немыслима без формирования толерантности, в том числе умений адекватного поведения в различных ситуациях. Следовательно, имитация производственной деятельности на основе современных информационных технологий должна включать не только решение производственных задач, но и тренинг поведения в различных ситуациях и различной социальной среде.
Толерантность сотрудника предприятия или стажёра следует рассматривать как фактор устойчивости к воздействию трудностей производственного процесса (профессиональной деятельности). Диалогическая коммуникация, выстраиваемая сотрудником или стажёром в профессиональной деятельности с другими участниками производственного процесса, каждый из которых уникален и неповторим, даёт возможность проектировать и реализовывать эффективную профессиональную деятельность и успешное личностно-профессиональное развитие. Толерантность разворачивается как способность, связанная с профессиональным решением проблем, возникающих в производственной деятельности, структура которой включает цели, средства и результаты. Профессиональная деятельность сопровождается определёнными трудностями. Сотрудник или стажёр определяет свои цели, пути их достижения в производственной деятельности при использовании механизма рефлексии (точнее, умений профессиональной самоорганизации). После конкретизации целей возникает необходимость определить, какие средства необходимы для её достижения, соотнесения конкретной производственной деятельности с его субъектным опытом. Сотруднику предприятия или стажёру необходимо иметь динамичный личностно-профессиональный ресурс «разворачивания» стратегии деятельности к предприятию с его особенностями и другим членам коллектива с их потребностями, которые изменяются, обновляются, при этом обновляются и технологии (как решения производственных задач, так и управления предприятием), что обусловливает актуализацию инновационного потенциала профессионала. Результаты производственного процесса определяются через коммуникацию высокого уровня, которую может обеспечить коммуникативная культура, которая реализуется через все свои стороны — интерактивную, перцептивную и собственно-коммуникативную. Иначе говоря, профессиональная рефлексия (умения профессиональной самоорганизации), инновационный потенциал и коммуникативная культура позволяют решить проблемы и трудностей профессиональной деятельности (производственного процесса), связанных с разнообразием и своеобразием личностей сотрудников предприятия. Рассмотрим условия развития толерантности сотрудника предприятия.
В качестве основного (первого) условия развития толерантности была выделена инициация рефлексии сотрудником своей профессиональной позиции: профессиональных целей, личностно-профессиональных средств коррекции и развития. Накопление профессионального опыта служит необходимым, но не достаточным условием роста профессиональной рефлексии. Инициирование рефлексии в производственной деятельности может происходить спонтанно и вследствие специально организованного процесса, включающего когнитивный диссонанс, дискуссию, разнообразные формы самоанализа профессиональной деятельности, структурированную (видеосъемка, аудиозапись) и неструктурированную обратную связь.
Вторым условием, актуализирующим развитие толерантности, явился инновационный потенциал профессионала, как комплекс личностно-профессиональных качеств, возобновляемых произвольно в соответствии с поставленными целями профессиональной деятельности, связанными с решением новых нестандартных производственных задач. Инновационный потенциал рассмотрен как условие и инструмент развития толерантности.
Приобщение сотрудника или стажёра к коммуникативной культуре стало третьим условием развития толерантности в профессиональной деятельности. Коммуникативная культура была определена как личностно-профессиональное качество, реализующееся в профессиональной деятельности, через установление диалогичных отношений. Развитие коммуникативной культуры возможно лишь в условиях живого диалога, интерактивного общения. Функциональная модель развития толерантности в условиях производственной деятельности выглядит следующим образом. Началом процесса является возникновение противоречия между сотрудником (стажёром) и другим сотрудником предприятия, который проявляет себя неожиданным или нежелательным для стажёра образом. Возникает проблемно-конфликтная ситуация. При обычной (неэкспериментальной) модели дальнейшее развитие событий происходит исходя из привычного опыта стажёра, его стандартов деятельности, личностных особенностей, установок, что может «вылиться» в усиление противоречий. При реализации концепции толерантности механизмы её «запуска», которые концентрируются в специальных условиях, дают профессионалу возможность обрести опыт толерантности (толерантного поведения, развивая его произвольно).
Известно, что виртуальное предприятие — программа-тренажер с возможностью регулирования трудности предъявляемых обучающемуся производственных задач (тренажёр регулируемого отягощения). Но регулировать также следует толерантность внутренней социальной среды предприятия и виртуальное межличностное взаимодействие. Функционирование толерантности как процесса предполагает использование социально-профессионального опыта. Не всегда в нем задействованы компоненты профессиональной рефлексии, инновационного потенциала и коммуникативной культуры. Опыт толерантности и практика толерантного поведения должны войти в контекст специального обучения (на основе современных информационных технологий) и индуцировать процессы «запуска» компонентов толерантности в ходе реальной или виртуальной стажировки. Программа-тренинг построена таким образом, что ее содержательный контекст связан с эксквизитными ситуациями, которые являются потенциально, как минимум, стрессогенными, а как максимум, фрустрирующими. В процессы имитации производственной деятельности оказываются раскрыты и осознаны психологические механизмы действия на стажёра подобных ситуаций (его эмоциональный ресурс восполнен). Стажёр с полученным, обновленным профессионально-субъектным опытом, в отличие от «неподготовленного», то есть любого другого стажёра, становится полноценным, осознающим ситуацию и строящим стратегию коммуникации с субъектом толерантного общения. Он использует инновационные ресурсы, которые постоянно обновляет, пополняя свой инновационный потенциал, необходимый для взаимодействия с разными по своим особенностям сотрудниками. При этом профессиональная рефлексия, как неотчужденный от личности профессиональный механизм, позволяющий гармонизировать, координировать процессы коммуникации, постоянно актуализируется и вовлекает в действие необходимые условия развития толерантности: инновационный потенциал, коммуникативную культуру, иные компоненты, которые могут быть востребованы изменяющейся социальной средой. Такая функционирующая система постоянно индуцирует процессы «запуска» компонентов толерантности в процессе перманентной стажировки, в т. ч. на основе использования виртуального предприятия. Очевидно, что в функциональные возможности виртуального предприятия как компьютерной программы и тренажёра производственной деятельности должна входить возможность регулирования уровня интолерантности внутренней среды предприятия и трудности проблемно-конфликтных ситуаций.
Рис. 1. Функциональная модель развития толерантности в процессе стажировки
Развитие толерантности становится целью и результатом перманентной стажировки, фактором, обеспечивающим личностно-профессиональное развитие стажёра (развитие способностей, личностных качеств, умений, потенциалов, обретение инструментов и способов саморазвития) в процессе обогащения социально-профессионального субъектного опыта (выхода за пределы привычных решений, штампов профессиональной деятельности, обретения рефлексивной позиции), за счет вовлечения ситуаций профессиональной деятельности (в том числе ситуаций фрустрации, эксквизитных ситуаций), в специально организованном интерактивном виртуальном взаимодействии на основе применения виртуального предприятия.
Особую значимость приобретает толерантность для руководящих работников. Например, умение варьировать способы управления деятельностью подчинённых в соответствии с их индивидуальными особенностями — важная составляющая управленческой компетентности, а способность создавать адекватную среду для развития креативных возможностей сотрудников — значимый фактор реализации ряда принципов менеджмента качества, таких как “роль руководства”, “вовлечение работников” и т. д.
Заключение. Анализ результатов исследования позволил сделать вывод, что виртуальное предприятие — тренажёр регулируемого отягощения для всеаспектной подготовки обучающегося к будущей профессиональной деятельности. Вариация параметров работы в компьютерной системе позволит обучающемуся моделировать межличностное взаимодействие в различных социокультурных условиях.
Работа выполнена в рамках Федеральной целевой программы № 10.7079.2013 “Исследование мотивации и разработка системы стимулов формирования толерантности студенческой молодёжи”.
Литература:
1. Ворошилова, И. С. Поддержка студента в личностно-профессиональном самоопределении / И. С. Ворошилова, Н. П. Федорова, Д. А. Романов, Т. В. Тихомирова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — № 2 (96), 2013. — С.19–23.
2. Киселева, Е. С. Математические модели преемственности в формировании личностно-профессиональных качеств / Е. С. Киселева, Л. Н. Караванская, М. Л. Романова, Р. В. Терюха // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — № 6 (88), 2012. — С. 66–73.
3. Киселева, Е. С. Мониторинг качества образовательного процесса / Е. С. Киселева, Л. Н. Караванская, Д. А. Романов, А. М. Доронин // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — № 11 (93), 2012. — С.44–49.