В статье рассматриваются понятия: рефлексия, виды (типы) рефлексии, нарушения поведения, их взаимосвязь в учебном процессе; необходимость целенаправленного формирования рефлексии, начиная с первого класса.
Ключевые слова: рефлексия, поведение, саморегуляция.
Современная педагогическая наука сегодня все чаще обращается к понятию «рефлексия», большинство исследований сегодня происходят на стыке педагогики и психологии, при этом разные авторы вкладывают разные смыслы и предполагают построение различных классификаций.
Рассмотрим виды (типы) рефлексии. Степанов С. Ю. и Семенов И. Н. [3] выделяют следующие типы рефлексии и области ее научного исследования:
1. Кооперативная рефлексия имеет прямое отношение к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту. Рефлексия рассматривается как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, как его «выход» во внешнюю, новую позицию как по отношению к прежним, уже выполненным деятельностям, так и по отношению к будущей, проектируемой деятельности. При таком подходе акцент ставится на результаты рефлексирования, а не на процессуальные моменты проявления этого механизма
2. Коммуникативная рефлексия рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении. Она выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется Бодалевым А. А. как специфическое качество познания человека человеком.
Коммуникативный аспект рефлексии несет ряд функций: познавательную, регулятивную и развития. Эти функции выражаются в смене представлений о другом субъекте на более адекватные для данной ситуации, они актуализируются при противоречии между представлениями о другом субъекте общения и его вновь раскрывающимися индивидуальными психологическими чертами.
3. Личностная рефлексия исследует собственные поступки субъекта, образы собственного Я как индивидуальности. Процесс переосмысления выражается, во-первых, в изменении отношения субъекта к самому себе, к собственному «я» и реализуется в виде соответствующих поступков, и, во-вторых, в изменении отношения субъекта к своим знаниям, умениям. При этом переживание конфликтности не подавляется, а обостряется и приводит к мобилизации ресурсов «Я» для достижения решения задачи.
На взгляд Орлова Ю. М. [3], личностный тип рефлексии несет функцию самоопределения личности. Процесс же самопознания, в виде постижения своей Я-концепции, включающей воспроизведение и осмысление того, что мы делаем, почему делаем, как делаем и как относились к другим, и как они относились к нам и почему, посредством рефлексии ведет к обоснованию личностного права на изменение заданной модели поведения, деятельности, с учетом особенностей ситуации.
4. Предметом интеллектуальной рефлексии являются знания об объекте и способы действия с ним. В настоящее время работы в данном направлении явно преобладают в общем объеме публикаций, отражающих разработку проблематики рефлексии в психологии и педагогике в связи с проблемами организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения решению типовых задач.
В последнее время, помимо этих четырех аспектов рефлексии, исследователи выделяют также экзистенциальную, культуральную и саногенную. Объектом исследования экзистенциальной рефлексии являются глубинные, экзистенциальные смыслы личности. Рефлексия, возникающая в результате воздействия эмоциогенных ситуаций, ведущих к переживанию страха неудачи, чувства вины, стыда, обиды и т. п., приводящая к уменьшению страдания от негативных эмоций, определяется Орловым Ю. М. как саногенная. Ее основная функция заключается в регуляции эмоциональных состояний человека.
Гуткина Н. И. [3] при экспериментальном изучении выделяет следующие виды рефлексии: логическая (рефлексия в области мышления, предметом которой является содержание деятельности индивида), личностная (рефлексия в области аффективно-потребностной сферы, связана с процессами развития самосознания), межличностная (рефлексия по отношению к другому человеку, направлена на исследование межличностной коммуникации).
Отечественные ученые Кондратьева С. В., Ковалев Б. П. [3] предлагают виды рефлексии в процессах педагогического общения:
1. Социально-перцептивная рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались об учащихся в процессе общения с ними.
2. Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие («Я — глазами других»).
3. Личностная рефлексия — осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.
Лушпаева Е. В. описывает такой тип рефлексии, как «рефлексия в общении», который представляет собой «сложную систему рефлексивных отношений, возникающих и развивающихся в процессе межличностного взаимодействия». Автор выделяет следующие компоненты в структуре «рефлексия в общении»: личностно-коммуникативная рефлексия (рефлексия «Я»); социально-перцептивная (рефлексия другого «Я»); рефлексия ситуации или рефлексия взаимодействия. [3]
Наиболее общими способами рефлексирования являются выражение уверенности, предположения, сомнения, вопросы. При этом все виды рефлексии активизируются при условии создания установки наблюдать и анализировать собственное познание, поведение и понимание этого поведения другими.
В контексте нашей работы особый интерес представляют исследования личностной рефлексии. Мы согласны с мнением Степанова С. Ю., Семенова И. Н., а также Орлова Ю. М. о важной роли рефлексии в деятельности личности.
Напомним, чтоРефлексия (англ. reflection) — мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с собой и окружающими, осознание своих задач, назначения и т. д.
Рефлексивные механизмы лежат в основе саморегуляции деятельности личности. Саморегуляция основана на самооценке школьника и обеспечивается формированием в ходе учебной деятельности рефлексивного отношения к себе, оцениванием ребенком своих поступков, своего поведения. Роль оценивания в становлении рефлексии учащегося чрезвычайно велика, ведь все действия ребенка направляются, регулируются и оцениваются со стороны взрослых и со стороны сверстников, вместе с тем ребенок по мере приобретения опыта и развития рефлексии, учится самостоятельно оценивать свои действия.
Результаты рефлексии позволяют точнее оценивать свое поведение и принимать более правильные решения. Чем большее содержание деятельности личности охватывается рефлексией, тем выше эффект ее развития.
Многие педагоги школ отмечают, что нынешнее поколение школьников не способно подходить к своему поведению критически, школьники не готовы к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, не ориентированы на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, то есть можно сделать вывод, что у данных детей в достаточной степени не сформирована рефлексия.
Такие дети систематически нарушают правила, не подчиняются внутреннему распорядку и требованиям взрослых, грубы, мешают занятиям в классе или группе. И, как нам кажется, многие нарушения поведения у этих детей нередко ставят в тупик не только родителей, но и опытных педагогов. Не проходит и дня без сотни жалоб от них:
- беспокойный класс
- срывают уроки
- привлекают внимание…и т. п.
Но кто привлекает внимание? Кто является «нарушителем»? Это ученик или ученица, или их поведение, или их отношение друг к другу? В чем причина плохого поведения? Ведь все зависит от ситуации…в разных ситуациях одно и то же поведение учащихся может рассматриваться как «нарушенное» или как соответствующее нормам. [7]
Мы считаем, что в большинстве случаев (исключая медицинский аспект) нарушение правил и норм поведения в школе происходят по причине нерефлексивного отношения к ним ребенка, то есть не в достаточной степени сформированности рефлексии, как механизма саморегуляции.
Таким образом, овладение рефлексивными механизмами поможет школьнику в дальнейшем соблюдать правила и нормы поведения в обществе, поможет в обучении, самообразовании, жизни в постоянно меняющемся обществе.
Психологи утверждают, что рефлексия появляется у человека примерно с 1,5 лет. Окончательно она бывает развита у человека к 20-ти годам. Но самое главное, что если не воспитывать потребность в рефлексии, желание рефлексировать, то у человека потребность в рефлексии практически не возникает, т. е. он так и не научится отслеживать, что с ним происходит, какая именно мысль или эмоция спровоцировала его на определенные поступки и каким образом он их совершает.
Для старшеклассников рефлексия рассматривается как необходимое условие самообразования и самосовершенствования, как индивидуальная способность человека, основа его сознательного поведения.
В этом смысле, очень важно в определенном возрасте сформировать эту потребность.
Продуктивная рефлексия возможна только в том случае, если человек уверен в себе, знает, что хочет добиться в жизни, комфортно ощущает себя в социальных ситуациях и разных социальных ролях. Для становления этой способности личности необходимо постоянно решать новые для нее задачи в неординарных ситуациях, условиях.
В качестве таких условий может выступать игровая деятельность, тем более что игра — неотъемлемая часть жизни любого человека. Она может выражаться в большей или меньшей степени в зависимости от особенностей личности, возраста, среды. Приведем примеры игр, направленных на развитие рефлексии: «Комиссионный магазин», «На какой я ступеньке?» и т. д. [3]
Еще одним способом, актуализирующим рефлексию учащихся, являются вопросы, которые задает учитель, например: «Что помогло тебе выполнить задание правильно? Что нового ты узнал на уроке? Что тебе понравилось / не понравилось на уроке?», также помогает в формировании рефлексии выполнение учащимися действий контроля и оценки. Предлагайте учащимся самим оценивать свою работу на уроке, не только качественное выполнение заданий, но и свое поведение на уроке. Выбор варианта «оценки» тоже предоставляется учащемуся, большинство, конечно же, выбирает уже привычный для них пятибалльный вариант оценивания, но есть и другие варианты, например, оценка с помощью цвета, «смайликов», замечание или похвала себе и др.
Также эффективным методом является объяснение ученику причин, по которым следует делать одно и не следует делать другого. Необходимо обосновывать требования, стараться рассуждать вместе с учеником, чтобы сделать его более понимающим, почему желательно одно и нежелательно другое поведение.
Важно помогать ученику выстраивать четкую и непротиворечивую систему понятий о мире и о месте человека в этом мире. Порой используются поведенческие техники. Создаются условия, в которых ученик предстает перед окружающими как хорошо соблюдающий правила и нормы поведения, что подкрепляется вниманием, одобрением, похвалами. Противоположное поведение при этом игнорируется. Например, девочку-неряху, вместо того чтобы ругать и наказывать, красиво одевают, причесывают, приводят в порядок. Затем приглашают гостей, которые ее хвалят: какая она чистая, аккуратная, как приятно с ней общаться. Впоследствии девочка и дальше стремится быть аккуратной, чтобы еще раз получить похвалу. У нее закрепляется соответствующая модель поведения. [2]
Ученик учится видеть свою позицию сквозь призму взаимодействия с взрослыми и сверстниками, поэтому необходимо создавать условия для более эффективного взаимодействия участников образовательного процесса, необходим целостный подход, создание определенной модели формирования рефлексивных способностей у учащихся в учебной деятельности.
Мы можем сказать, что формирование рефлексивной культуры школьника является одной из тенденций современного образования.
Поэтому, мы считаем, что участникам образовательного процесса необходимо признать активную роль учащегося в своем обучении, признать, что ответственность за свое поведение учащийся несет сам. Такое отношение приведет к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не будет рассматриваться как простая трансляция знаний от учителя к ученику, а начнет выступать как сотрудничество — совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. [5] Именно принятие ответственности учащимися за себя, свое поведение, является основой для достижения целей современного обучения.
Поэтому, учащимся должны быть предоставлены условия для формирования рефлексивных способностей — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свои знания и незнание и др. так как способность к рефлексии — важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.
Мы считаем, что формирование рефлексивных способностей способствует успешному усвоению знаний, личностному развитию, саморазвитию и самосовершенствованию учащихся, отсутствию трудностей школьной адаптации, высокой интеграции учащихся в современном обществе.
И, как нам кажется, на современном этапе развития образования и введения ФГОС формирование рефлексивных способностей необходимо начинать с самых первых шагов обучения, так как по отношению ко всем другим качествам рефлексивность выступает как координирующее, организующее и интегрирующее начало, поэтому учебный процесс должен быть организован так, чтобы уже с первого класса у учащихся рефлексия формировалась не стихийно, а целенаправленно.
Литература:
1. Вартазян К. А. Способы формирования рефлексии. Педагогика и психология, теория и методика обучения.
2. Интернет ресурс: http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0010.shtml — Дошкольник. Статьи по детской психологии.
3. Интернет ресурс: http://vashpsixolog.ru — Ваш психолог. Работа психолога в школе.
4. Интернет ресурс: http://translate.google.ru — переводчик Google
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
6. Электронный словарь «ABBYY Lingvo»
7. Franz Sedlak. Verhalten verstehen, Verhalten verändern. Schulpsychologie Bildundsberatung. Juli 2008.