Исследование семейных факторов, влияющих на насилие над детьми со стороны родителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ганджи, Парвин. Исследование семейных факторов, влияющих на насилие над детьми со стороны родителей / Парвин Ганджи, Махмуд Якуби Дуст, Бехзад Хакиминия. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 366-369. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7342/ (дата обращения: 18.12.2024).

Статья посвящена анализу основных факторов, влияющих на проявление семейного насилия над детьми со стороны родителей, такие как развод, алкоголизм и наркомания, необразованность родителей, семейные конфликты, бедность и безработица, неполные семьи, большие семьи, социальная изоляция и др. В качестве теоретической основы в своей работе автор использует экологическую модель Белски. Такжеавторомвыдвинутрядпрактическихпредложенийдляулучшенияситуации.

Ключевые слова:Семейное насилие, внутрисемейные факторы, родители, дети, экологическая модель Белски.

The article is devoted to analysis of key factors influencing to the violence committed against children by their parents. Intra-factors play a major role in the manifestation of domestic violence on children. In this article the author describes the main interfamily factors influencing violence by parents, such as divorce, alcoholism and drug addiction, lack of education of parents, family conflicts, poverty, unemployment, single parent families, large families, social isolation, etc. As a theoretical framework in his work the author uses an ecological model of Belsky. Also, the author puts forward a number of practical suggestions for improvement.

Keywords:Domestic violence, family factors, parents, children, the ecological model of Belsky.

За последние несколько десятилетий во многих странах произошли заметные изменения в институте семьи, что в свою очередь связанно с социальными и экономическими изменениями, произошедшими в обществе и повлекшими за собой изменение во внутрисемейных отношениях, что не всегда проходит безболезненно и зачастую является причиной проявления актов насилия в семье. Семейное насилие является очень древним явлением в жизни различных народов, и нет страны и общества свободного от семейного насилия [14, c. 51]. По данным исследований каждый год более тридцати миллионов детей подвергаются физическому, сексуальному и психологическому насилию. Самым распространенным видом насилия по отношению к детям является психологическое насилие. По данным Всемирной организации здравоохранения в 2000 году более сорока миллионов детей по всему миру были подвержены различным видам насилия [8, c. 131].

Среди основных причин проявления актов насилия в семье по отношению к детям названы стрессы, бедность, патриархальные ценности, социальная изоляция, отсутствие социальной поддержки, безработица, низкий уровень образования родителей, отсутствие навыков воспитания детей, развод и связанное с ним дифференцированное отцовство или материнство, большие семьи, а также ряд других проблем на индивидуальном, семейном и социальном уровне.

Как правило, дети, подверженные семейному насилию вырастают замкнутыми и неуверенными в себе, им трудно найти свое место в обществе и у них зачастую проявляются склонности к криминалу, наркомании и суициду [9, c. 18].

В современном иранском обществе наблюдается тенденция к росту ??насилия в семье в отношении детей, что может быть связанно с такими факторами как патриархальный уклад семьи, традиционные и этнические субкультуры и ряда других факторов, таких как бедность, безработица, низкий уровень образования родителей, отсутствие опыта воспитания детей у родителей, социальная изоляция и отсутствие социальной поддержи, падения уровня религиозности, наркомания и развод родителей.

К сожалению, отсутствие какой либо статистики по этой проблеме вовсе не означает ее отсутствие самой проблемы в иранском обществе, а наоборот показывает равнодушие и государства и общества к подобным социальным недугам. Опираясь на данные иранских и зарубежных СМИ, а также заявления ВОЗ и ЮНИСЕФ можно утверждать, что эта вопрос в иранском обществе стоит также остро, как и в других странах третьего мира.

В данной статье мы попытаемся выявить основные факторы, способствующие семейному насилию, в особенности проявления насилия со стороны родителей по отношению, а также дать своё видение путей решения данной проблемы на основе отечественного и мирового опыта. Этой проблеме посвящен ряд исследований проведенных в разных странах и в Иране, и мы хотели бы упомянуть некоторые наиболее ценные из этих работ.

В 2005 Бергер провел исследование, в котором анализирует проблему соотношения низкого уровня доходов родителей и физического насилия над детьми, в котором основной акцент делается на неполных семьях [11, c. 29].

Бельский, основываясь на своих исследованиях, утверждает, что именно социальная изоляция родителей является основной причиной проявления агрессии и насилия над детьми. Причем под социальной изоляцией он понимает не отсутствие надлежащих связей с друзьями или соседями, а недоступность социальной поддержки со стороны официальных государственных институтов [12, c. 35].

Иранский исследователь Мухаммадхани в своем исследовании приходит к выводу, что существует непосредственная связь между общим состоянием здоровья родителей, уровня их жизни и экономического благосостояния и проявления насилия над детьми. Также это исследование показало, что на уровень насилия влияют также ряд других факторов таких как уровень образования родителей, их подверженность стрессам, пристрастие к алкоголю и наркотикам, а также профессии родителей [4, c. 145].

Как видно из анализа идей высказанных вышеупомянутыми исследователями, семейное насилие сложное явление зависящее от многих факторов и каждый исследователь затрагивает лишь некоторые из них. В нашей статье мы упомянем наиболее известные теории, однако теоретической и методологической основой нашего исследования мы избрали экологическую модель Бельского.

1.                   Социо-психологическая теории: Эти теории сложились вокруг теории «социального обучения» (social learning) и «наследственной передачи насилия от поколения к поколению» (intergenerational transmission of violence) [18, c. 28].

2.                   Индивидуальные теории: Индивидуальные теории основываются на индивидуальных особенностях человека. Разделяют биологические и психологические (biological and psychological theories) индивидуальные теории [10, c. 29].

3.                   Социо-культурные конструктивистские теории: Сложились вокруг «теории стрессов» (the stress theory), «теории роли семьи» (The Family stress perspective), «теории влияния окружающей среды» (The Environmental stress perspective) и «теории ресурсов» (resource theory) [15, c. 422–426].

4.                   В 1980 году Бельский предложил экологическую модель, для объяснения факторов влияющих на насилие над детьми и предлагает рассматривать эти факторы в четырех уровнях:

1)        Индивидуальный уровень — такие как биологические, психологические и другие личные особенности.

2)        Уровень семейных факторов или уровень микросистем — в этот уровень входят такие факторы как семейные конфликты, неполные семьи, последствия развода родителей, количество членов семьи и др.

3)        Уровень социальных факторов — на этом уровне принимаются во внимание влияние макросистемы на семейное насилие посредством таких факторов как социально-экономический статус семьи, доступ к социальным благам, уровень безработицы и др.

4)        Культурный уровень — на этом уровне действуют такие факторы, как уровень религиозности родителей, принята в обществе система ценностей и отношений к детям и т д [12, c. 35].

По причине ограниченности предмета нашего исследования, в этой статье попытаемся рассмотреть влияние семейных факторов на уровне микросистемы, то есть второго уровня в экологической модели Бельски на семейное насилие по отношению к детям.

Причины семейного насилия над детьми со стороны родителей

Причина насилия над детьми зачастую скрыты в самой системе семейных отношений данной семьи. Поэтому очень важно точно и своевременно выявить эти дефекты, для того чтобы предотвратить нежелательные последствия. исследователи выделили следующие микросистемные факторы:

1.         Развод родителей: Развод родителей, зачастую возникающий по причине семейных конфликтов, сам по себе травмирует ребенка. Кроме того после развода ему приходится жить с одним из родителей, а при повторном браке у него появляется отчим или мачеха, что тоже не всегда проходит безболезненно и может спровоцировать конфликтные ситуации, последствием которых может быть осуществление актов физического или психологического насилия над детьми, как со стороны его родного родителя, так и со стороны отчима или мачехи [5, c. 78].

2.         Пристрастие родителей к алкоголю или наркотикам: Бельский считает алкоголизм и наркоманию одним из основных факторов на уровне микросистемы приводящих к насилию и небрежному отношению с детьми со стороны родителей. Исследования, проведенные группой исследователей под руководством Мухаммадхани, покзывают, что наркотическое или алкогольное опьянение практически во всех случаях является основной причиной совершения актов сексуального насилия над детьми [3, c. 15].

3.         Количество членов семьи: Очень часто дети из многодетных семей подвергаются различного рода насилию, так как в многодетных семьях дети зачастую обделены вниманием родителей, а связанные с многодетностью жилищные проблемы часто создают в семье стрессовые ситуации. Также в многодетных семьях нередки случаи семейного насилия над детьми со стороны старших братьев и сестер. К подобным выводам пришли как зарубежные, так и иранские исследователи [13, c. 130].

4.         Неполные семьи. Это семьи, в которых отсутствует один из родителей. Часто это матери одиночки, самостоятельно воспитывающие детей, которые остались одни либо по причине развода, либо потому что родили детей вне брака. В таких неполных семьях не редки случаи насилия над детьми, особенно если мать еще и является опекуном семьи. Также не редки случаи насилия над детьми среди семей, в которых длительное время отсутствует один или оба родителя [17, c. 21].

5.         Конфликты между родителями: Семейные конфликты являются одной из основных причин насилия над детьми. В таких семьях наблюдаются конфликты не только на уровне родителей, но так же на уровне отношений родители — дети [2, c. 71].

6.         Социальная изоляция семьи, наряду с другими вышеперечисленными факторами влияет на плохое отношение насилие по отношению к детям. Как показали исследования уровень насилия над детьми в социально изолированных семьях на много выше чем в обычных семьях. Этому способствует замкнутость семей и ограниченность доступа детей к системам и институтам защиты прав детей [1, c. 36]. Исследования Йонга показали, что большинство родителей совершающих насилие над детьми не являются активно вовлеченными в социальную жизнь, что ограничивает возможность общества, друзей и знакомых быть осведомленными о состоянии их взаимоотношений с детьми и хоть как-то влиять на это.

7.         Экономическое состояние семьи: Другим фактором, который может стать причиной жестокого обращения и насилия может оказаться неблагоприятные экономические условия семьи, социальное положение семьи и безработица родителей [6, c. 67].

8.         Уровень образования родителей: Как показали исследования, проведенные группой иранских исследователей    под руководством Мухам-мадхани, с повышение уровня образованности родителей понижается уровень жестокого обращения и насилия над детьми [2, c. 71].

Последствия и результаты насилия над детьми со стороны родителей

Последствия такого рода отношений проявляются в двух фазах — долговременной и кратковременной и иногда остаются с ребенком на всю жизнь и приводят к различным физическим, психологическим травмам.

Насилие над детьми сказывается на умственном и физическом развитии детей и приводит к различным проблемам в кратковременной фазе как: стресс, забитость, переживания, низкая самооценка, неуверенность в себе, страх; а на долгосрочной фазе проявляются такие последствия как пристрастие к алкоголю и наркотикам, преступность и самоубийство.

И если на первый взгляд семейное насилие явлением ограниченным только семьей, то на самом деле негативные последствие этого явления распространяются на все общество и являются причиной многих социальных отклонений и отрицательных явлений таких как алкоголизм, наркомания, проституция, криминальное поведение, самоубийства, побеги из дома и многие другие, социальных ущерб, который мы очень серьезно.

Таблица 1

Виды насилия

количество насилия

в среднем количестве

стандартное отклонение

наименьший

наибольший

Насилия родителей над детьми

40

64/80

17/56

44

141

Эмоциональное насилие

12

20/15

8/03

12

53

Физическое насилие

8

8/01

3/78

6

25

Эмоциональная бдительность

13

28/19

6/54

17

56

Физическая бдительность

7

8/44

2/74

7

27

Насилие в семье над детьми, являясь социальной проблемой, требует своего комплексного изучения и включает в себя меры, направленные на пресечение преступлений в отношении личности. Эти меры должны обеспечить право каждого члена семьи как гражданина на безопасность жизни, свободу и охрану достоинства, а также направленные на социальную профилактику, то есть на предупреждение насилия в семье. Важность такого направления очевидна, поскольку государственная политика предупреждения насилия в семье еще не сформирована.

Таким образом, суммируя вышеизложенный материал, можно сделатьвывод, что основными факторами, влияющими на рост насилия в семье по отношению к детям, являются: развод родителей, пристрастие родителей к алкоголю или наркотикам, низкий уровень образования родителей, семейные конфликты, бедность и безработица, неполные семьи, большие семьи, социальная изоляция семей. Среди детей выросших в таких семьях и подвергавшихся насилию распространены различного рода отклонения, они растут замкнутыми и неуверенными в себе и им трудно найти свое место в обществе, также среди них очень высок уровень преступности.

Предложения:

1.                   Повысить уровень осведомленности общества о проблемах и последствии насилия над детьми с помощью СМИ, системы образования и социальных работников.

2.                   Внедрения культуры обращения за помощью к психологу или социальным работникам для решения проблем в семье.

3.                   Обучение родителей правам ребенка и основам воспитания детей.

4.                   Контроль над семьями находящимися в вышеперечисленных группах риска.

5.                   Создание волонтерских групп, занимающихся мониторингом ситуации в семьях находящихся в вышеперечисленных группах риска.

6.                   Расширить телефонную сеть юридической и психологической поддержке детей подвергающихся семейному насилию и наладить их связь с соответствующими организациями.

7.                   Пересмотр законодательной базы связанной с вопросами насилия и жестокого обращения с детьми.

8.                   Принудительное участие проблемных семей в семинарах посвященных этим вопросам.

Литература:

1.                   Захра Шафипур. Невнимательность и плохое отношение к детям. Тегеран: Энтэшарате Салими. 2001. c.36

2.                   Мохаммад Хани, P. жестокое обращение с детьми, масштабах и формах, педагогической психологии докторскую диссертацию, Тегеран, Allameh Табатабай университета.1998. c.71

3.                   Мухаммадхани Парванех. Насилие над детьми. — Докторская диссертация по педагогической психологии. Тегеран: Университет Алламе Табатабаи. 1998. c.15

4.                   Намдари Париса. Исследования повышения уровня плохого отношения к ученикам среднего школьного возраста в городе Хоррамабаде. –Магистерская диссертация по социологии. Тегеран. 1998. c.145

5.                   Сафави Ширин. Физическое насилие над детьми. — Докторская диссертация по психологии. Тегеранский медицинский университет. 1995. c.78.

6.                   Сефевидов, Sweet. «физического насилия над детьми» Финиш — психология PhD, Тегеранского университета медицинских наук.1994. c.67

7.                   Фарджад Мохаммад Хосейн. Социальная травматология и социология отклонений. Тегеран: Энтешарате Бадр. 1998. c.44

8.                   Хушаби Катаюн. Уровень насилия над детьми в системе образования города Тегеран. Журнал социальных исследований.2007. c.131

9.                   Эзази Шахла. Домашнее физическое насилие по отношению к женщинам. Тегеран. 2001. c.18

10.               Barent O. W. L. Miller-Perrin and Family violence across the life span. Thousand oaks saye Publications, 2005. p:29

11.               Berger, L.M Incom Family characteristics and physical violence toward children, child abuse Neglest,.Berger, 2005. p: 29

12.               Belsky, J Etiology of child maltreatment: A developmental ecological analysis psychological Bulletin, 1993. p: 35

13.               Сampell,henry.(1988).black law dictionary,Minnesota: west publishing co sociological, Review, vol: 3.Merton,Robert k(1938)Social structure and Anome,American,1988. p:130

14.               Diedah,c, Facchin,P. Ranzato,c, Romerc childabuse; current problems and key Public health challenyes, social science and medic inevol.2000. p:51.

15.               Dobashre and P. Dobash wives: the appropriate victims of marital violence victimlogy. vol Dobash, 1978. p: 422–426

16.               Douki. Fnacef A. Belhad A. Bouasker and R. Yhachem (2003). Violence against women arab aтd. Islamic countries archives of women’s mental health vol 6

17.               Walfe.D.Achild abuse lmplications for child development and psychaphathology,sage publication, 1999. p:21

18.               Widom,c,s.dose violence be yet violence acriticalexaminiayion of the literature. Psychological bulletin.vol/106, 1989. p: 28

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семейное насилие, семья, насилие, уровень образования родителей, экологическая модель, развод родителей, социальная изоляция, сторона родителей, жестокое обращение.


Ключевые слова

дети, дети, Семейное насилие, внутрисемейные факторы, родители, экологическая модель Белски., экологическая модель Белски

Похожие статьи

Взаимосвязь девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье

В данной статье рассмотрено понятие неблагополучной семьи, ее особенности и влияние на развитие ребенка. Также представлены результаты исследования взаимосвязи девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье, представлены данные...

Влияние декриминализации побоев на состояние женской насильственной преступности

В статье затронута весьма активно обсуждаемая среди ученых и практических работников проблема декриминализации семейных побоев и влияние этого нововведения на состояние и динамику женской насильственной преступности в России. В статье проанализирован...

Занятость матерей и социальная адаптация их детей в период учебы на примере общеобразовательной школы №3 района Караджа

В статье рассматривается влияние занятости матери на ситуацию в семье, на процесс воспитания детей, адаптацию членов семьи, а внутрисемейные взаимоотношения. В данное исследование были включены материалы изучения всех учащихся обоего пола общеобразов...

Психологические детерминанты супружеских конфликтов

Автор рассматривает семью как особый институт общения и взаимодействия между людьми. Анализируется ее уникальность и значимость для общества. В тексте отмечается, что в такой системе тесного взаимодействия неизбежно возникают споры, конфликты и кризи...

Отцовство как психологический феномен

В данной статье рассматривается феномен отцовства как менее изученный аспект семейных взаимоотношений относительно феномена материнства. В данной статье отцовство рассматривается как динамический психологический процесс, включающий в себя большое кол...

Бейби-боксы как форма защиты ребенка от возможного насилия в семье

В статье автор исследует аспект использования бейби-боксов в Российской Федерации в качестве одной из форм защиты ребенка от насилия в семье. Автором приводятся актуальные правовые и научные положения в данной области. В выводе автор указывает на сущ...

Феномен жестокого обращения с детьми

В современной России все больше внимания уделяется проблемам детства. Разрабатываются и реализуются программы развития и поддержки одаренных детей, детей-инвалидов, со своеобразием психического развития здоровьесберегающих технологий, развивается сис...

Проблема реализации прав женщин в области брачно-семейных отношений и материнства в современном обществе

В статье автор поднимает наиболее актуальные проблемы реализации прав женщин в области брачно-семейных отношений и материнства в современном социальном государстве, в частности, уделяя внимание вопросу о том, как пандемия сказалась на правах женщин, ...

Отношение к семье и браку у современной молодежи

В данной статье теоретически раскрыто содержание такого понятия, как установка на брачно-семейные отношения. Так же в работе конкретизировано представление о ней, как о разновидности одной из социальных установок. Изучение отношения молодежи к законн...

Толерантность молодежи в современном обществе

В своей работе автор рассматривает проблемы, связанные с формированием толерантности у молодежи, а также выявляет, какие уровни толерантности доминируют среди учащихся 9–11 классов учащихся общеобразовательной школы и разрабатывает рекомендации по то...

Похожие статьи

Взаимосвязь девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье

В данной статье рассмотрено понятие неблагополучной семьи, ее особенности и влияние на развитие ребенка. Также представлены результаты исследования взаимосвязи девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье, представлены данные...

Влияние декриминализации побоев на состояние женской насильственной преступности

В статье затронута весьма активно обсуждаемая среди ученых и практических работников проблема декриминализации семейных побоев и влияние этого нововведения на состояние и динамику женской насильственной преступности в России. В статье проанализирован...

Занятость матерей и социальная адаптация их детей в период учебы на примере общеобразовательной школы №3 района Караджа

В статье рассматривается влияние занятости матери на ситуацию в семье, на процесс воспитания детей, адаптацию членов семьи, а внутрисемейные взаимоотношения. В данное исследование были включены материалы изучения всех учащихся обоего пола общеобразов...

Психологические детерминанты супружеских конфликтов

Автор рассматривает семью как особый институт общения и взаимодействия между людьми. Анализируется ее уникальность и значимость для общества. В тексте отмечается, что в такой системе тесного взаимодействия неизбежно возникают споры, конфликты и кризи...

Отцовство как психологический феномен

В данной статье рассматривается феномен отцовства как менее изученный аспект семейных взаимоотношений относительно феномена материнства. В данной статье отцовство рассматривается как динамический психологический процесс, включающий в себя большое кол...

Бейби-боксы как форма защиты ребенка от возможного насилия в семье

В статье автор исследует аспект использования бейби-боксов в Российской Федерации в качестве одной из форм защиты ребенка от насилия в семье. Автором приводятся актуальные правовые и научные положения в данной области. В выводе автор указывает на сущ...

Феномен жестокого обращения с детьми

В современной России все больше внимания уделяется проблемам детства. Разрабатываются и реализуются программы развития и поддержки одаренных детей, детей-инвалидов, со своеобразием психического развития здоровьесберегающих технологий, развивается сис...

Проблема реализации прав женщин в области брачно-семейных отношений и материнства в современном обществе

В статье автор поднимает наиболее актуальные проблемы реализации прав женщин в области брачно-семейных отношений и материнства в современном социальном государстве, в частности, уделяя внимание вопросу о том, как пандемия сказалась на правах женщин, ...

Отношение к семье и браку у современной молодежи

В данной статье теоретически раскрыто содержание такого понятия, как установка на брачно-семейные отношения. Так же в работе конкретизировано представление о ней, как о разновидности одной из социальных установок. Изучение отношения молодежи к законн...

Толерантность молодежи в современном обществе

В своей работе автор рассматривает проблемы, связанные с формированием толерантности у молодежи, а также выявляет, какие уровни толерантности доминируют среди учащихся 9–11 классов учащихся общеобразовательной школы и разрабатывает рекомендации по то...

Задать вопрос