Программный комплекс моделирования транспортных и пешеходных потоков на регулируемом перекрестке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №7 (54) июль 2013 г.

Статья просмотрена: 2580 раз

Библиографическое описание:

Семахин, А. М. Программный комплекс моделирования транспортных и пешеходных потоков на регулируемом перекрестке / А. М. Семахин, М. А. Шульгин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7365/ (дата обращения: 18.12.2024).

В статье изложен способ повышения эффективности управления транспортными и пешеходными потоками на регулируемом перекрестке. Реализованы валидация, проектирование и верификация. Разработан программный комплекс моделирования регулируемого перекрестка.

Результаты математического моделирования и формализация модели на ПЭВМ, позволяют повысить эффективность работы светофора на регулируемом перекрестке.

Ключевые слова: Имитационное моделирование, валидация, проектирование, верификация, качество модели, чувствительность, адекватность, устойчивость, программный комплекс, диаграмма классов, логическая модель базы данных.

Повышение эффективности управления транспортными и пешеходными потоками на регулируемых перекрестках является актуальной задачей. С каждым годом машин на дорогах городов становится больше. Решение проблемы пробок невозможно без комплексного и многофакторного изучения. Одной из причин появления дорожных заторов является неэффективное управление потоками на регулируемых перекрестках. И предложения по улучшению дорожной ситуации, перед их реализацией, должны быть смоделированы на компьютере при помощи соответствующих методов. В качестве такого метода используется метод Монте-Карло.

Имитационное моделирование — метод исследования и оценки эффективности систем, поведение которых зависит от случайных факторов. В основе имитационного моделирования лежит статистический эксперимент (метод Монте-Карло), реализация которого невозможна без применения средств вычислительной техники [1].

Постановка задачи. Разработать имитационную модель, позволяющую моделировать транспортные и пешеходные потоки на регулируемом перекрестке и формализовать ее на ЭВМ.

Данная система должна отвечать следующим требованиям:

-                   иметь возможность моделирования транспортных и пешеходных потоков, на регулируемом перекрестке;

-                   иметь возможность определения наилучшего режима работы светофора;

-                   иметь возможность сохранения результатов моделирования;

-                   иметь возможность вывода результатов статистического эксперимента;

-                   иметь возможность обработки результатов статистического эксперимента.

Перекресток дорог (улиц) со всеми его геометрическими параметрами, транспортными и пешеходными потоками при их взаимодействии представляет сложную систему. Рассмотрим ее основные характеристики:

-          проезжая часть имеет полосы движения, k=1,2,…, т;

-          одни транспортные и пешеходные потоки j=1,2,…,n прибывшие к стоп-линии с интенсивностью λ, образуют очереди при запрещающих движение тактов (сигналов) светофора. Другие транспортные средства /ТС/, прибывшие к стоп-линии при разрешающих движение тактах светофора, проезжают перекресток без остановки перед ним;

-          пешеходы и ТС, находящиеся в очереди, при включении разрешающего сигнала начинают движение;

-          при проезде перекрестка ТС могут изменить направление движения — прямо, налево, направо. Если из текущей полосы совершение маневра невозможно, происходит попытка смены полосы движения;

-          пешеходы и ТС, застигнутые сменой разрешающего такта на запрещающий в зоне перекрестка или вне ее у стоп-линии, успевают пересечь перекресток с выполнением необходимых маневров при промежуточном (желтом) такте;

-          предполагается, что по каждому направлению к границе перекрестка –стоп-линии прибывают транспортные потоки. При этом случайные моменты времени появления распределяются по экспоненциальному закону. Появление происходит на определенном расстоянии от перекрестка. Движение транспортных средств осуществляется в соответствии с моделью движения.

Выбор направления движения на перекрестке осуществляется в соответствии с вероятностями указанными пользователем.

Разработан программный комплекс с использованием программного обеспечения: Microsoft Visual C# и СУБД MySQL.

Впрограмме применяется микроскопическая модель движения автомобилей. За основу взята модель умного водителя (The Intelligent Driver Model, IDM), разработанная Мартином Трайбером, Ансгаром Хенеком и Дирком Хельбингом [2].

Уравнение движения имеет вид:

,

где a — максимальное ускорение;

 — текущая скорость;

- максимальная разрешенная скорость;

- минимальное расстояние между автомобилями;

 — расстояние до впередиидущего автомобиля;

 — скорость приближения;

b — ускорение торможения.

Автомобиль плавно набирает скорость от 0 до желаемой  с ускорением, которое зависит от скорости  в данный момент времени и от заданного максимального ускорения a. Снижение скорости в случае возникновения препятствия перед автомобилем осуществляется с помощью функции которая зависит от расстояния до препятствия , скорости автомобиля , от параметров . Стохастичность моделирования достигается за счет того, что параметры, характеризующие индивидуальные особенности стиля вождения водителя, вычисляются отдельно для каждого автомобиля случайным образом в соответствии с равномерным распределением с разбросом 20 %. В качестве исходных значений принимаются =1,5м, α = 2 м/, b = 2 м/.

Калибровка и численные эксперименты с этой моделью показали, что ее свойства устойчивы к вариации параметров; модель демонстрирует реалистическое поведение при разгоне и торможении и воспроизводит основные наблюдаемые свойства транспортного потока.

Для определения наилучшего режима работы светофора используется генетический алгоритм. Генетический алгоритм оперирует конечным множеством решений (популяцией) — генерирует новые решения как различные комбинации частей решений популяции, используя такие операторы, как отбор, рекомбинация (кроссовер) и мутация [3].

Последовательность действий:

1)        генерация начального набора светофоров, в которых параметры сгенерированы случайным образом в виде двоичного кода, под каждый параметр отводится 8 бит;

2)        вычисление среднего времени ожидания для каждого из светофоров (с использованием модели);

3)        выбор параметров светофора, при которых время ожидания является наименьшим;

Рис. 1. Диаграмма классов

Рис. 2. Логическая модель базы данных

4)        определение пар для кроссовера. Выбор пар происходит случайным образом;

5)        кроссовер;

6)        мутация особей с заданной вероятностью;

7)        редукция (сокращение набора до начального значения);

8)        если наименьшее время ожидания не менялось в течении заданного количества циклов, происходит выбор светофора с наименьшим временем ожидания и остановка алгоритма.

Проведена проверка качества модели. Определены оценки адекватности, устойчивости и чувствительности модели.

Рис. 3. Результат работы программы

Диаграмма классов приведена на рис. 1. Логическая модель базы данных приведена на рис. 2. На рис. 3 приведены результаты статистического эксперимента на ПЭВМ.

Результаты проведенных исследований позволили сделать выводы.

1.                  Разработана программа моделирования регулируемого перекрестка.

2.                  Разработанная программа позволяет повысить эффективность управления транспортными и пешеходными потоками на регулируемом перекрестке.

3.                  Результаты работы могут быть использованы для дальнейшего исследования.

Литература:

1.      Гультяев А. К. MATLAB 5.3. Имитационное моделирование в среде Windows: практическое пособие. — СПб: КОРОНА принт, 2001. — 400 с.

2.      Гасников А. В. Введение в математическое моделирование транспортных потоков. — Москва, 2010. — 360 с.

3.      Гладков Л. А. Генетические алгоритмы/Гладков Л. А., Курейчик В. В., Курейчик В. М. — Ростов-на-Дону, 2004. — 400 с.

Основные термины (генерируются автоматически): регулируемый перекресток, статистический эксперимент, Диаграмма классов, имитационное моделирование, логическая модель базы данных, поток, случайный образ, генетический алгоритм, наилучший режим работы светофора, программный комплекс.


Ключевые слова

проектирование, Имитационное моделирование, валидация, верификация, качество модели, чувствительность, адекватность, устойчивость, программный комплекс, диаграмма классов, логическая модель базы данных., логическая модель базы данных

Похожие статьи

Динамическое программирование в решении задачи оптимального размещения электронных компонентов системы управления

В статье изложен способ повышения эффективности проектирования электромонтажных схем системы управления технологическим оборудованием с использованием метода Р. Беллмана. Разработана математическая модель, позволяющая наилучшим образом разместить эле...

Математическая модель оптимизации структуры электромонтажной панели системы управления

В статье изложен метод повышения эффективности проектирования электромонтажных схем системы управления технологическим оборудованием с использованием математического моделирования. Разработана математическая модель оптимизации структуры электромонтаж...

Программный комплекс оптимального выбора проекта распределенной вычислительной сети

В статье изложен способ повышения эффективности проектирования распределенной вычислительной сети. Разработаны математическая модель и программный комплекс оптимального выбора распределенной вычислительной сети. Результаты математического моделирован...

Разработка web-ориентированного программного модуля мониторинга формирования уровня компетентности студентов технических вузов на основе контрольных карт и гистограмм

В работе приведен анализ проблем компетентностного подхода в образовании, поставлена цель и задачи разрабатываемого программного модуля. Описана схема база данных и архитектура разработанного программного продукта, рассмотрены основные возможности, о...

Кластеризация диагностических моделей и их выделение из конфигурационных наборов аппаратных архитектур реконфигурируемой системы функционального контроля и диагностики космического аппарата

В работе рассматриваются особенности математической формализации процессов формирования диагностических моделей контролируемых и диагностируемых бортовых систем космического аппарата в реконфигурируемом вычислительном поле. Предложена математическая ...

Подсистема анализа и визуализации в составе автоматизированной системы контроля технологических параметров производства резиновых смесей на ОАО «Волтайр-Пром»

В статье рассматриваются вопросы снижения уровня брака в шинной промышленности, за счет внедрения подсистемы анализа и визуализации в состав автоматизированной системы контроля технологических параметров производства резиновых смесей. Показана архите...

Методика расчета теплонапряженности узлов главной передачи и колесного редуктора на пространственной модели автомобиля с использованием CAD-геометрии деталей

Рассматривается моделирование многотельной модели грузового автомобиля, главной передачи и колесного редуктора, выделение поверхностей для расчета теплонапряженности на основе CAD-геометрии. Представлены результаты расчета пространственных тепловых п...

Разработка и совершенствование методов получения и обработки информации для задач управления крупным предприятием

Представлена методика применения метода анализа иерархий для определения параметров целевой функции оптимизационной задачи, из решения которой устанавливаются структура и характеристики среднесрочного плана деятельности крупного предприятия. Указанны...

Разработка системы контроля и управления доступом с применением биометрических методов идентификации

В статье рассмотрены биометрические методы идентификации, применяемые в системах контроля и управления доступом, приведена классификация методов идентификации и основные параметры оценки представленных систем. В качестве базовой технологии выступает ...

Формирование критериев динамического подобия модели реальному объекту

Предлагаются методы оценки имитационных характеристик тренажера, исходя из стиля управления оператора реальным объектом и в условиях тренажера. Приводятся функционалы качества, прошедшие практическую апробацию. При разработке критериев учитывалась во...

Похожие статьи

Динамическое программирование в решении задачи оптимального размещения электронных компонентов системы управления

В статье изложен способ повышения эффективности проектирования электромонтажных схем системы управления технологическим оборудованием с использованием метода Р. Беллмана. Разработана математическая модель, позволяющая наилучшим образом разместить эле...

Математическая модель оптимизации структуры электромонтажной панели системы управления

В статье изложен метод повышения эффективности проектирования электромонтажных схем системы управления технологическим оборудованием с использованием математического моделирования. Разработана математическая модель оптимизации структуры электромонтаж...

Программный комплекс оптимального выбора проекта распределенной вычислительной сети

В статье изложен способ повышения эффективности проектирования распределенной вычислительной сети. Разработаны математическая модель и программный комплекс оптимального выбора распределенной вычислительной сети. Результаты математического моделирован...

Разработка web-ориентированного программного модуля мониторинга формирования уровня компетентности студентов технических вузов на основе контрольных карт и гистограмм

В работе приведен анализ проблем компетентностного подхода в образовании, поставлена цель и задачи разрабатываемого программного модуля. Описана схема база данных и архитектура разработанного программного продукта, рассмотрены основные возможности, о...

Кластеризация диагностических моделей и их выделение из конфигурационных наборов аппаратных архитектур реконфигурируемой системы функционального контроля и диагностики космического аппарата

В работе рассматриваются особенности математической формализации процессов формирования диагностических моделей контролируемых и диагностируемых бортовых систем космического аппарата в реконфигурируемом вычислительном поле. Предложена математическая ...

Подсистема анализа и визуализации в составе автоматизированной системы контроля технологических параметров производства резиновых смесей на ОАО «Волтайр-Пром»

В статье рассматриваются вопросы снижения уровня брака в шинной промышленности, за счет внедрения подсистемы анализа и визуализации в состав автоматизированной системы контроля технологических параметров производства резиновых смесей. Показана архите...

Методика расчета теплонапряженности узлов главной передачи и колесного редуктора на пространственной модели автомобиля с использованием CAD-геометрии деталей

Рассматривается моделирование многотельной модели грузового автомобиля, главной передачи и колесного редуктора, выделение поверхностей для расчета теплонапряженности на основе CAD-геометрии. Представлены результаты расчета пространственных тепловых п...

Разработка и совершенствование методов получения и обработки информации для задач управления крупным предприятием

Представлена методика применения метода анализа иерархий для определения параметров целевой функции оптимизационной задачи, из решения которой устанавливаются структура и характеристики среднесрочного плана деятельности крупного предприятия. Указанны...

Разработка системы контроля и управления доступом с применением биометрических методов идентификации

В статье рассмотрены биометрические методы идентификации, применяемые в системах контроля и управления доступом, приведена классификация методов идентификации и основные параметры оценки представленных систем. В качестве базовой технологии выступает ...

Формирование критериев динамического подобия модели реальному объекту

Предлагаются методы оценки имитационных характеристик тренажера, исходя из стиля управления оператора реальным объектом и в условиях тренажера. Приводятся функционалы качества, прошедшие практическую апробацию. При разработке критериев учитывалась во...

Задать вопрос