В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования отмечено, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений, навыков, а совокупностью личностных качеств. Поэтому представленный в документе портрет выпускника ДОУ включает в себя интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы.
Формирование личностных качеств у дошкольников требует комплексного подхода к решению обозначенной проблемы. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста представлено интеллектуальным, эмоциональным и практически-действенным компонентом.
Интеллектуальный компонент предполагает наличие знаний о разных сторонах социальной действительности. Здесь важным является отбор материала в соответствии с возрастом, доступность информации и в то же время избегание явления «всё известно». Дошкольникам должен быть интересен и понятен предлагаемый материал. Тема космоса является благоприятной для старших дошкольников и будет способствовать развитию детской любознательности и активности.
Эмоциональный компонент призван обеспечить проникновение знаний в сферу чувств и переживаний. Эмоциональное реагирование детей обеспечивается использованием в ходе реализации образовательных задач средств материальной и духовной культуры. Кратчайшим путём донесения до души, до сознания ребёнка нравственной сути того или иного материала является художественная литература, музыка, картины и т. д. Поэтому целесообразным в ознакомлении детей с космосом и космонавтами является использование познавательных сказок (в том числе и составленных самостоятельно), слайд-презентаций, слушание и пение песен о космосе и космонавтах (дошкольники с удовольствием поют прослушанные строки: «Знаете, каким он парнем был! Как на лёд он с клюшкой выходил, как он песни пел, весел был и смел…») и др.
Практически-действенный компонент представлен практическими действиями детей, спектр которых достаточно широк. Это игры, рисование, лепка, конструирование, моделирование, экспериментирование и др.
Знания, которыми представлен интеллектуальный компонент, с одной стороны, имеют прямой выход на ближнюю деятельность, с другой стороны, знания будут служить багажом для перспективной деятельности и развития. Например, знания о мужестве, смелости, героизме космонавтов дети воспринимают эмоционально, с большим интересом.
Цель — развивать всесторонне-развитую личность, формировать творческие способности, объединять несколько видов деятельности, развивать поисковую и исследовательскую деятельность детей.
Основные задачи:
1. Дать детям первоначальные знания о строении Вселенной.
2. Познакомить детей с наукой «Астрономией», людьми, посвятившими себя изучению данной области науки.
3. Формировать познавательный интерес к природе земного и небесного пространства.
4. Дать элементарные представления о физических приборах и их назначении.
5. Формировать мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация)
6. Развивать речь и мышление, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
7. Устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми в процессе познавательной деятельности.
Рис. 1. Изучение космоса
Таблица 1
Интеграция областей
ТЕМА |
Ознакомление с окружающим |
Развитие речи |
Ознакомление с природой |
Изодеятельность |
Игровая деятельность |
Работа с родителями |
НЕБО |
Беседа о космосе, небесных телах. |
Подобрать прилагательные к словам: небо, облака. |
Наблюдение за облаками на прогулке. |
Рисование свечкой «Звезды на небе». |
Д\и «На что похоже». |
|
ГЛОБУС |
Знакомство с глобусом, картой Узбекистана, границы республики. |
Пересказ. Активизация словаря. |
Ландшафт. Водоемы. |
Д\и «Раскрась карту Узбекистана». |
||
ЗВЕЗДЫ |
Созвездия. Гороскоп. Опыты. |
Описания звездного небо. Заучивание стихотворения. |
Наблюдение за звездами и созвездием «Большая медведица». Моделирование признаков. |
Оригами «Звезды». Аппликация «Звездное небо». |
Д\и «Собери картинку», «Найди такую же звезду», «Звездное небо», «Пройди Зодиак», |
Знакомство с типами нервной деятельности. |
ПЛАНЕТЫ |
Знакомство «СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА». |
Пересказ сказок о Солнце. Заучивание стихов о Луне, планетах, Земле. |
Наблюдение за Солнцем, Луной, на прогулке. Опыты: фазы луны. |
Рисование «Планеты», «Царь- Солнце», «Небесные тела». Лепка «Солнечная система». |
Д\и «Найди пару», «Угадай планету». П\и «Солнечная система». «Мы ракету собираем…». |
Анкета «Солнце для нашей семьи». |
ПЛАНЕТАРИЙ |
Жизнь и деятельность Бируни и Мирзо Улугбека. Знакомство с приборами: лупа, подзорная труба, бинокль, телескоп. |
Экскурсия в планетарий. |
Конструирование из бросового материала «Подзорная труба». |
Д\и «Собери картинку», «Соедини точки». |
||
КОСМОДРОМ |
Знакомство с устройством ракеты, машин- роботов, спутника, лунохода. Беседа на тему: «Гагарин». |
Составление рассказа по картине «Космонавты». |
Рисование «Ракета в космосе», «Космонавт». Аппликация «Ракета». Конструирование «Ракета», «Робот». |
Д\и «Дорисуй», «Собери ракету», ТРИЗ «С кем полечу», «Ракета из геометрических фигур», «Найди снаряжение». |
||
НЛО |
Беседа на тему «Жизнь в космосе». |
Описание необычных человечков. |
Что нужно для жизни людей, растений, животных. |
Рисование «Инопланетяне». |
ТРИЗ «Азбука в символах». |
Таблица 2
Перспективный план
I НЕДЕЛЯ |
II НЕДЕЛЯ |
III НЕДЕЛЯ |
IV НЕДЕЛЯ |
|
СЕНТЯБРЬ |
НЕБО 1ч. Наблюдение на прогулке. |
НЕБО 2ч. Рисование «Звезды на небе». |
ЗВЕЗДЫ 1ч. Что такое звезда? Опыты. |
ЗВЕЗДЫ 2ч. Ручной труд «Звезды» оригами. |
ОКТЯБРЬ |
СОЗВЕЗДИЯ. |
ГОРОСКОП 1ч. Что такое «Зодиак». |
ГОРОСКОП 2ч. Стих «О знаках Зодиака». |
Обобщающее занятие «СОЗВЕЗДИЯ». |
НОЯБРЬ |
ГЛОБУС «Сказки о Вселенной». |
ИЗ КОСМОСА Ландшафт. |
АТЛАСЫ Карта Узбекистана. |
Обобщающее занятие «ГЛОБУС». |
ДЕКАБРЬ |
ПЛАНЕТАРИЙ 1ч. Приборы. |
ПЛАНЕТАРИЙ 2ч. М.Улугбек. |
Ручной труд «Подзорная труба». |
СОЛНЦЕ. |
ЯНВАРЬ |
ПЛАНЕТЫ. Солнечная система.Меркурий. Венера. |
ПЛАНЕТЫ. Земля. |
ПЛАНЕТЫ. Марс. Юпитер. |
ПЛАНЕТЫ. Сатурн. Стих «Планеты». |
ФЕВРАЛЬ |
ПЛАНЕТЫ. Гравитация. |
ПЛАНЕТЫ. Рисование «Планеты вокруг Солнца». |
ПЛАНЕТЫ. Лепка «Солнечная система». |
Обобщающее занятие «Земля- наш дом». |
МАРТ |
ЛУНА 1ч. Стихи. Сказки. |
ЛУНА 2ч. Спутники. Луноход. |
КОСМОДРОМ 1ч. Ракета. |
КОСМОНАВТ. Снаряжение. |
АПРЕЛЬ |
КОСМОДРОМ 2ч. Конструирование ракеты. |
ОТКРЫТОЕ занятие ко дню КОСМОНАВТИКИ. |
КОСМОДРОМ 3ч. Рисование «Ракета в космосе». |
КОСМОДРОМ 4ч. Аппликация «Ракета». |
МАЙ |
ОБЗОР. Есть ли жизнь в космосе? |
Н Л О. «Азбука в символах». (для инопланетян). |
РАЗВЛЕЧЕНИЕ. «Космическое путешествие». |