Задачи программы внеурочной деятельности «Школа и ГТО»
Дерябина Марина Александровна,учитель физической культуры
ГБОУ СОШ № 5 «Образовательный центр «Лидер» г. о. Кинель (Самарская обл.)
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации в стране осуществляется эксперимент по модернизации образовательного процесса,цель которого не только в повышении качества образования, но и в укреплении здоровья учащихся. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов.Две трети из 16 миллионов российских детей школьного возраста имеют различные отклонения по состоянию здоровья. Здоровье нации — категория политическая, определяющая социальную стабильность.От него зависит трудовой потенциал страны и ее обороноспособность. Только здоровые люди могут производить материальные блага, успешно учиться и стать работоспособными специалистами. Без этих людей невозможен ни научно-технический прогресс, ни успехи в экономике и других отраслях хозяйствования
Разработанная и внедрённая в нашей школе программа внеурочной деятельности « Школа и ГТО » нацелена на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, — актуальная задача современного образования.
Среди российских школьников лишь 20 процентов имеют первую группу здоровья, в то же время у 21 процента выявлены хронические, в том числе инвалидизирующие заболевания.
Общая характеристика программы
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья. В погоне за интеллектуальным развитием теряется фундаментальная основа для гармоничного развития личности — ее физическое и духовное здоровье.
В отсутствии определенного объема постоянной двигательной активности, человек не сможет продуктивно трудиться, быть здоровым и счастливым. Мышечная деятельность как самый естественный и сильный раздражитель, способный изменить состояние организма человека, играет особую роль в становлении важнейших механизмов его жизнедеятельности. Люди, сознательно относящиеся к физическому самовоспитанию, более сильны в интеллектуальном и физическом плане, легче переносят все социально-бытовые неудобства.
Вместе с Единой Всесоюзной спортивной классификацией комплекс ГТО играет основополагающую роль в системе нормативных оценок физической подготовки подрастающего поколения. Подготовка молодежи к выполнению требований и сдаче нормативов комплекса ГТО обеспечивается систематическими занятиями по программам физического воспитания в учебных заведениях, пунктах начальной военной подготовки, спортивных секциях, группах общей физической подготовки и самостоятельно.
Цели программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления — формирование основ культуры здоровья,формирование физической культуры личности школьника, совершенствование физической подготовки. Эти цели выполняет физкультурный комплекс ГТО.
Реализация задач:
– укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
– формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
– освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
– обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
– воспитание личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.Спортивная подготовка к соревнованиям.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени общего образования являются:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
Письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
Программа внеурочной деятельности «Школа и ГТО» для обучающихся 5–9 классов школы является одним из механизмов для формирования здорового и безопасного образа жизни.
Предметные результаты: Личностные результаты- отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета. характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, приобретается и закрепляется в процессе освоения программы.
Метапредметные результаты Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные компетенции востребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни.
Содержание программы 34 часа;
Модуль 1.Содержание -Основы знаний 7 часов
Г Т О — что это такое, цели и задачи физкультурно-спортивного комплекса, виды спортивных испытаний, спортивные нормативы.Законы спортивного благополучия, дневник самоконтроля.Влияние физической подготовки на морфофункциональное состояние организма.
Модуль 2.Общая физическая подготовка — «Спортивное многоборье» 10 часов - Легкая атлетика: Бег 30м, 60 м.Бег 1000, 1500, 2000м.Челночный бег.Прыжки в длину с места.Прыжки в длину с разбега.Метание мяча на дальность одной рукой
Силовая подготовка: Сгибание и разгибание туловища.Наклон вперед из положения стоя и сидя.Подтягивание из виса, отжимание из упора лежа.
Модуль 3. Физкультурно-оздоровительная деятельность 12 часов
«Веселыестарты».Бадминтон, дартс
Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол.
Модуль 4. Туристический поход 5 часов
Литература:
1.Н. В. Герасименко,Р. А. Тимирбулатов. «Методические рекомендации по формированию культуры здоровья,культуры питания у обучающихся»Самара:СамЛюксПринт,2015
2.Ковалько. В.И. «Здоровьесберегающие технологии…». М.: «ВАКО», 2007
3.Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы». — М.: «Аркти», 2003