В России в настоящее время актуальной является проблема определения параметров системы внутреннего контроля. Компании могут использовать различные методы и модели построения системы внутреннего контроля в зависимости от их отраслевой принадлежности, организационной структуры, масштаба деятельности. Но в основе любой модели должен находиться ее базовый компонент — контрольная среда организации.
Контрольная среда представляет собой основу для всех других компонентов внутреннего контроля, — это исходное условие, задающее правила игры и определяющее возможность формирования внутреннего контроля предприятия. Это, прежде всего, философия руководства по управлению внутренним контролем, этические ценности организации, процесс принятия решений, делегирование полномочий и принятие ответственности, политика в отношении персонала, компетентность и уровень квалификации сотрудников и, что крайне важно, отношение руководства компании к внутреннему контролю.
В большинстве компаний не отлажен эффективный механизм ведения контрольной среды, отсутствие которого, в свою очередь приводит к неэффективной системе внутреннего контроля, не поддержанию дисциплины и порядка в организации.
Основная ответственность в деле предотвращения и обнаружения недобросовестных действий и ошибок лежит как на представителях собственника, так и на руководстве компании [1, c. 49].
Контрольная среда должна предусматривать разработку нормативно- регламентационных документов, определяющих задачи и полномочия отдельных работников аппарата управления. В таких документах должно быть четко прописано, как проходит утверждение и каким образом принимается любой документ.
Эффективность средств контроля, практическое отсутствие контрольной среды в организации, не может быть обеспечена при отсутствии честности и других этических ценностей у сотрудников, осуществляющих управленческие и контрольные функции. Честность и другие этические ценности являются существенными элементами, оказывающими влияние на эффективность организации средств контроля и их мониторинга. Данные ценности определяются этическими и поведенческими стандартами, действующими в конкретной компании, и тем как они доводятся до всеобщего сведения и применяются на практике. Это включает действия руководства, направленные на устранение или уменьшение факторов, которые могли бы побудить персонал к совершению нечестных или неэтичных поступков, а также доведение до сознания персонала ценностных и поведенческих стандартов аудируемого лица с помощью распоряжений руководства, кодекса поведения, а также личного примера [2, c. 15].
При организации контрольной среды, необходимо обратить внимание на такие вопросы, как независимость представителей собственника и их способность оценивать действия руководства. Также необходимо обратить внимание на состояние внутренней контрольной среды организации. Она зависит от политики высшего руководства предприятия. Стратегия внутреннего контроля строится в соответствии со следующими направлениями:
- философия и стиль управления;
- организационная структура;
- распределение ответственности и полномочий;
- кадровая политика;
- внешняя бухгалтерская (финансовая) отчетность;
- работа с внешними органами государственного контроля;
- внутренняя управленческая отчетность.
Лицо, желающее оценить состояние контрольной среды, должно собирать сведения о стратегии внутреннего контроля именно в этих направлениях.
При ознакомлении с элементами контрольной среды, аудитор должен установить, применялись ли они. Обычно аудитор получает надлежащие аудиторские доказательства путем сочетания запросов и прочих процедур оценки риска, подкрепляя запросы наблюдением или инспектированием документов.
Аудиторские доказательства в отношении элементов контрольной среды могут быть недоступны в документарной форме, в частности, у аудируемых лиц, относящихся к субъектам малого предпринимательства, у которых взаимодействие между руководством и другими сотрудниками может быть неформальным, но эффективным.
Полномочия представителей собственника устанавливаются в регламентах деятельности и инструкциях или руководствах, составленных для представителей собственника. Представители собственника противостоят различным факторам, осуществляющим давление на руководство в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Например, основания для выплаты вознаграждения руководству могут создать ситуацию, когда руководство столкнется с противоречащими друг другу интересами — заинтересованности в составлении достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности и ощутимых выгодах от улучшения результатов деятельности. Знакомясь с организацией контрольной среды, аудитор обращает внимание на такие вопросы, как независимость представителей собственника и их способность оценивать действия руководства. Аудитор также обращает внимание на то, существует ли у аудируемого лица специально созданный комитет по аудиту, который осведомлен о его хозяйственных операциях и наблюдает за тем, составлена ли финансовая (бухгалтерская) отчетность достоверно во всех существенных отношениях в соответствии с основными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности [3, c. 45].
Аудиторская оценка организации контрольной среды аудируемого лица включает рассмотрение вопроса о том, обеспечивают ли сильные стороны элементов контрольной среды в совокупности надлежащую основу для других составляющих системы внутреннего контроля, а также не ослабляются ли они недостатками контрольной среды. Например, кадровая политика, имеющая целью прием на работу квалифицированного персонала в области финансов, бухгалтерского учета и информационных технологий, может не снизить сильную склонность высшего руководства к тенденциозному завышению доходов в отчетности.
Особую роль оказывают факторы, влияющие на контрольную среду организации.
Таблица 1
Оценка влияния факторов на контрольную среду предприятия.
Фактор |
Степень влияния |
||
сильная |
средняя |
сильная |
|
Кадровая политика и практика |
|||
Компетентность внутреннего аудита |
высокий уровень |
средний уровень |
низкий уровень |
Единство контрольного персонала |
полное |
среднее |
плохое |
Общение с пользователями услуг и использование средств коммуникации |
высокий уровень |
средний уровень |
низкий уровень |
Текучесть кадров в системе контроля |
низкая |
умеренная |
высокая |
Загруженность персонала в системе внутреннего контроля |
оптимальная |
умеренная |
чрезмерная |
Обучение контрольного персонала |
проводится всестороннее обучение в соответствии со стандартами аудита |
проводится ограниченное обучение |
обучение не проводится |
Данная форма позволит получить информацию о состоянии контрольной среды по вышеуказанным направлениям и уточнить ее субъективную оценку, что обеспечит более эффективное и качественное осуществление внутреннего контроля на предприятии.
Таким образом, охарактеризовав все составляющие контрольной среды предприятия, можно прийти к выводу, что это важнейший, базовый элемент системы внутреннего контроля. Только на основе качественной контрольной среды предприятия, можно построить эффективную систему внутреннего контроля. В свою очередь это позволит при минимальных затратах эффективно и результативно вести финансово — хозяйственную деятельность компании, управлять активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, а также управлять бизнес — рисками компании.
Литература:
1. Герчикова З. Критерии эффективности диктует бизнес // Управление компанией. — 2009. — N9.- С.48–51.
2. Справочник директора предприятия / Под ред. Лапусты М. Г. 4-е изд., испр., измен. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009. 784 с.
3. Аудит: Практикум. Учебное пособие / В. И. Подольский, А. А. Савин, Л. В. Сотникова и др.: Под ред. проф. В. И. Подольского. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 год.