Отражение идей педагогической антропологии в педагогическом наследии декабристов и А. С. Пушкина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (54) июль 2013 г.

Статья просмотрена: 881 раз

Библиографическое описание:

Похилько, Л. В. Отражение идей педагогической антропологии в педагогическом наследии декабристов и А. С. Пушкина / Л. В. Похилько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 413-417. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7415/ (дата обращения: 19.12.2024).



Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о весне, ее признаках, об изменениях происходящих весной в природе, в мире животных, птиц, насекомых.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять и активизировать словарный запас по теме.
  2. Учить устанавливать причинно-следственные связи в природе.
  3. Познакомить с обобщающими понятиями: дикие животные, цветы, насекомые.

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность
  2. Развивать координацию движений, моторику обеих рук, умение соотносить речь с движением.

Воспитательные:

Воспитывать бережное и уважительное отношение к природе, окружающему миру.

Оборудование:

Аудиоколонка, игрушки: заяц, белка, еж, птички, гнездышко, лягушки, насекомые. Игра «Бабочка на леске»

Воспитатель: Ребята, а какое у нас сейчас время года?

Дети: Весна

Воспитатель: А почему вы так думаете?

Дети: Растаял снег, потекли ручьи, вылезла травка, расцвели первые цветы, прилетели из дальних стран птички.

Воспитатель: А давайте с вами пойдем в весенний лес и посмотрим, как он просыпается после зимнего сна и что там происходит.

Дети: Пойдем.

(Дети встают и «идут» в лес)

Воспитатель: Смотрите, нам преграждают дорогу ручейки, почему он появились?

Дети: Снег растаял, и потекли ручьи

Воспитатель: Давайте переступим ручейки, чтобы не намочить ножки.

(Дети переступают через ручейки и идут дальше)

Воспитатель: Послушайте, ребятки, что это за звуки?

(Включается аудиозапись «шум леса»)

Воспитатель: Это лес шумит, зовет нас в гости.

Воспитатель: Ой, а кто это нас встречает, под кустиком сидит?

Дети: Это зайчик.

Воспитатель: Иди к нам, зайчик, что ты прячешься?

Зайчик: От лисы прячусь, заметный я стал, шубку меняю

Воспитатель: Ребятки, а какого цвета у зайчика шубка была зимой?

Дети: Белая.

Воспитатель: А сейчас, какая шубка становиться?

Дети: Серая.

Воспитатель: Правильно, зимой зайчик был беленький и его в снегу было не видно, а летом он меняет шубку на серую.

Воспитатель: До свидания, зайчик, беги дальше шубку менять. А мы с ребятами дальше пойдем.

Воспитатель: А вот и еще лесной житель по веточкам скачет. Кто это?

Дети: Белочка.

Воспитатель: Да, это белочка к нам прибежала, она тоже шубку меняет.

Воспитатель: Сейчас она рыжая, а зимой, какая она была, вспомните.

Дети: Серая.

Белочка: Молодцы, правильно, зимой я была серая. А сейчас мне надо бежать, гнездо для бельчат строить.

Воспитатель: До свидания белочка!

Воспитатель: Ой, ребятки, смотрите, кажется, дождик весенний пошел. Такой теплый, вон тучка прилетела. А зимой, тучки нам что приносили?

Дети: Снег.

Воспитатель: Молодцы, правильно.

Пальчиковая гимнастика

Дождик капал на зайчонка (пальчиком на ладошке показывают капельки)

Дождик капал на бельчонка (пальчиком на ладошке показывают капельки)

А на мишку не попал, (вращения головой из стороны в сторону)

Он в берлоге крепко спал (складывают ладошки под щечку)

Воспитатель: Дождик закончился, а вот и мишка нам навстречу идет. Что мишка зимой делал?

Дети: В берлоге спал.

Мишка: Да, всю зиму проспал, а сейчас весенние ручейки в берлогу потекли и меня разбудили. Пойду еду себе искать, а то голодный я…

Воспитатель: До свидания, мишка. Ребятки, а кто еще зимой спал?

Дети: Ежики.

Воспитатель: А вот и ежик побежал, тоже еду после зимней спячки ищет.

Воспитатель: Ребятки, послушайте, как весело щебечут весной птички.

(Включается аудиозапись).

Воспитатель: Они прилетели из теплых стран и начинают вить гнезда. Посмотрите, какое гнездышко на веточке, а в гнездышке что?

Дети: Яички

Воспитатель: А из яичек кто потом вылупиться?

Дети: Птенчики.

Воспитатель: А давайте поиграем, превратимся в птичек.

Физкультминутка «Птички»

Птички с юга прилетели, (бегают, машут крыльями)

И на веточки присели. (садятся на корточки)

Перышки почистили, (проводят руками по телу «чистят»)

Чтобы были чистые,

По веточкам попрыгали, (прыгают)

Весело чирикали.

На дорожку прилетели, (садятся на корточки)

Дружно зернышки поели. (сточат пальчиками по полу «клюют»)

Воспитатель: До свидания, веселые птички, мы пойдем дальше.

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, что это? Болотце, а в нем кто?

Дети: Лягушки

Воспитатель: А как лягушки квакают?

Дети: Ква — ква.

Воспитатель: Давайте мы с вами послушаем.

(Включается аудиозапись «кваканье лягушек» )

Воспитатель: Лягушки тоже спали зимой, болото замерзло, покрылось снегом, а под снегом и льдом спали лягушки.

Воспитатель: А теперь они проснулись, весело квакают, скоро начнут откладывать икринки, из которых появятся головастики, а потом — маленькие лягушата.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с лягушками и пойдем дальше. Вышли мы на лесную полянку, вокруг березки растут. Посмотрите, что распускается на ветках березок?

Дети: Листики.

Воспитатель: Да, молодые, зелененькие листики. Они пока еще меленькие, но скоро вырастут большими. А еще на берёзках появляются сережки — это так березки цветут.

Воспитатель: А посмотрите на землю, какая молодая травка растет, а еще первые цветы начинают расцветать. Какие первые цветы вы знаете?

Дети: Подснежники, одуванчики.

Воспитатель: Молодцы, а давайте вспомним, какое стихотворение, про одуванчик мы с вами учили.

(Дети рассказывают стихотворение «Одуванчик» В. Серовой )

Воспитатель: Ой, а кто это прилетел на наш одуванчик сел?

Дети: Пчела.

Воспитатель: Весной просыпаются пчелы, муравьи, мухи, жучки и паучки. Как их можно назвать, одним словом?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Правильно, все это насекомые спали зимой под старыми листьями и под корой деревьев. А сейчас они проснулись, потому что потеплело, наступила весна. Ой, посмотрите, а вот и бабочка летит.

(Проводиться игра «Поймай бабочку»)

Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка в весенний лес. Мы с вами многое узнали, много друзей встретили на своем пути, а теперь нам пора возвращаться в группу.

(Проводится физкультминутка «Мы пойдем сперва направо…»)

Литература:

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. М.: «Мозаика-Синтез» 2015.
  2. Т. А. Шорыгина: «Какие звери в лесу» М. Гном 2021.
  3. Т. А. Шорыгина «Деревья, какие они?» М. Гном 2014.
  4. Т. А. Шорыгина: «Насекомые, какие они?» М. Гном 2018.
  5. Т. А. Шорыгина: «Птицы, какие они?» М. Гном 2017.
  6. Т. А. Шорыгина: «Цветы, какие они?» М. Гном 2018.
  7. Т. А. Шорыгина: «Беседы о русском лесе» М. Гном 2018.
Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, воспитание, декабрист, педагогическая антропология, Россия, воспитание юношества, русский язык, народное воспитание, Отечественная война, домашнее воспитание.


Ключевые слова

педагогическая антропология, антропологический принцип, развитие человека, всеобъемлющее знание о человеке., всеобъемлющее знание о человеке

Похожие статьи

Концептуальные основания проектирования воспитательной системы на основе идей Л. С. Выготского

В статье рассматриваются фундаментальные положения Л. С. Выготского о воспитании. Показывается, что в современной науке недостаточное внимание уделяется этим вопросам — развитию эмоциональной сферы, нравственных ценностей и потребностей. Освещаются к...

К вопросу о взаимосвязи языка, мышления и национальной культуры на материале работ философов и писателей эпохи Просвещения

В статье анализируются тексты деятелей эпохи Просвещения с целью выявления в них концептов, раскрывающих взаимосвязь, языка, мышления и национальной культуры. Делаются выводы о том, что язык не только становится импульсом для развития духовной деятел...

Педагогические подходы к выявлению сущности и механизма реализации воспитания и обучения студентов

В статье представлен анализ педагогических подходов к выявлению сущности и механизма реализации воспитания и обучения студентов. В качестве одного из важнейших воспитательных принципов рассматривается учет индивидуальных особенностей студентов. Особо...

Формирование приоритетных общечеловеческих ценностей у студентов в контексте решения проблемы современного прочтения классики

В данной статье автор затрагивает проблему катастрофического падения интереса к литературе в XXI веке. Приводятся несколько примеров в системе уроков по русской классике при изучении творчества А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И...

Совершенная личность как фактор нравственного воспитания в абхазской народной педагогике

Статья освещает вопрос нравственного воспитания в абхазской этнопедагогике с опорой на представления о совершенной личности. Актуальным является в связи с ухудшающейся нравственной ситуацией использование богатого опыта и идей воспитания, имеющихся в...

Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях современной образовательной системы

Статья раскрывает содержание духовно-нравственного воспитания учащихся. Ключевая роль в духовно-нравственном воспитании общества отводится образованию и является первостепенной задачей современной образовательной системы. В современной стратегии разв...

Роль умственного воспитания в формировании педагогического мышления

В статье повествуется о том, что формирование нового педагогического мышления является актуальной проблемой современного периода, о роли в развитии педагогического мировоззрения и умственного воспитания учеников и разрешении данной проблемы преподава...

Уникальность концепции М. С. Кагана: взгляд современника

В современных условиях развития общества, все меньше и меньше внимание уделяется основополагающим принципам Бытия индивида, на которых зиждется общество как таковое. В этой связи, особенно актуальным представляется обращение последователей к исследов...

Эстетическое воспитание школьников на занятиях по физике в условиях реализации межпредметных связей

Проблема межпредметных связей является отражением объективных процессов, происходящих во всех областях познания. В данной работе рассматриваются наиболее общие подходы к осуществлению эстетического воспитания учащихся в условиях межпредметных связей....

Зарождение антропологических идей в русской православной педагогике

В статье отражены основные идеи русской православной педагогики с позиций педагогической антропологии, рассматриваются социально-культурные ценности, характеризующие русскую православную традицию в воспитании.

Похожие статьи

Концептуальные основания проектирования воспитательной системы на основе идей Л. С. Выготского

В статье рассматриваются фундаментальные положения Л. С. Выготского о воспитании. Показывается, что в современной науке недостаточное внимание уделяется этим вопросам — развитию эмоциональной сферы, нравственных ценностей и потребностей. Освещаются к...

К вопросу о взаимосвязи языка, мышления и национальной культуры на материале работ философов и писателей эпохи Просвещения

В статье анализируются тексты деятелей эпохи Просвещения с целью выявления в них концептов, раскрывающих взаимосвязь, языка, мышления и национальной культуры. Делаются выводы о том, что язык не только становится импульсом для развития духовной деятел...

Педагогические подходы к выявлению сущности и механизма реализации воспитания и обучения студентов

В статье представлен анализ педагогических подходов к выявлению сущности и механизма реализации воспитания и обучения студентов. В качестве одного из важнейших воспитательных принципов рассматривается учет индивидуальных особенностей студентов. Особо...

Формирование приоритетных общечеловеческих ценностей у студентов в контексте решения проблемы современного прочтения классики

В данной статье автор затрагивает проблему катастрофического падения интереса к литературе в XXI веке. Приводятся несколько примеров в системе уроков по русской классике при изучении творчества А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И...

Совершенная личность как фактор нравственного воспитания в абхазской народной педагогике

Статья освещает вопрос нравственного воспитания в абхазской этнопедагогике с опорой на представления о совершенной личности. Актуальным является в связи с ухудшающейся нравственной ситуацией использование богатого опыта и идей воспитания, имеющихся в...

Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях современной образовательной системы

Статья раскрывает содержание духовно-нравственного воспитания учащихся. Ключевая роль в духовно-нравственном воспитании общества отводится образованию и является первостепенной задачей современной образовательной системы. В современной стратегии разв...

Роль умственного воспитания в формировании педагогического мышления

В статье повествуется о том, что формирование нового педагогического мышления является актуальной проблемой современного периода, о роли в развитии педагогического мировоззрения и умственного воспитания учеников и разрешении данной проблемы преподава...

Уникальность концепции М. С. Кагана: взгляд современника

В современных условиях развития общества, все меньше и меньше внимание уделяется основополагающим принципам Бытия индивида, на которых зиждется общество как таковое. В этой связи, особенно актуальным представляется обращение последователей к исследов...

Эстетическое воспитание школьников на занятиях по физике в условиях реализации межпредметных связей

Проблема межпредметных связей является отражением объективных процессов, происходящих во всех областях познания. В данной работе рассматриваются наиболее общие подходы к осуществлению эстетического воспитания учащихся в условиях межпредметных связей....

Зарождение антропологических идей в русской православной педагогике

В статье отражены основные идеи русской православной педагогики с позиций педагогической антропологии, рассматриваются социально-культурные ценности, характеризующие русскую православную традицию в воспитании.

Задать вопрос