Цель: формирование правильного произношения звука [Л]
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
— Автоматизация поставленного звука на материале слогов, слов, чистоговорок и предложений.
— Закреплять знания о звуке [Л] и его акустических особенностях.
— Закрепление употребления простых и сложных предлогов.
Коррекционно-развивающие :
— — Развивать мимическую мускулатуру, общую и мелкую моторику, праксис;
— Продолжать учить определять место звука в слове;
— Развивать мышление, воображение;
Коррекционно-воспитательные:
— Развивать интерес к занятиям через игровые приемы;
— Формировать положительную установку на занятие.
Материал: зеркало, игрушки лайки Лады, белки и ежа, коробка(лодка), карточки «Звериная артикуляционная гимнастика», счетный материал желуди и грибы, фонарик, Игра с фонариком на звук [Л] «В лодке», картинный материал для чистоговорок, схемы предложений с предлогами, Игра «Звуковой домик», картинки отгадки, звуковая игра — ходилка на звук [Л].
Предшествующая работа:
— разучивание артикуляционной гимнастики для звука [Л];
— постановка правильного произношения звука [Л];
— автоматизация звука [Л] изолированно, в слогах, и в словах;
— формирование умения определять наличие звука [Л] в словах;
Ход занятия:
- Организационный момент
Логопед: Доброе утро! Надеюсь, сегодня у тебя хорошее настроение? Давай вместе улыбнемся и познакомимся с милой лайкой Ладой. Лада пришла сегодня к нам в гости, чтобы научиться произносить звук [Л] вместе с тобой.
- Сообщение темы занятия
На стол выставляется лайка Лада.
Логопед: Сегодня мы будем учиться правильно и четко произносить звук [Л].
- Артикуляторная гимнастика
Логопед: Ты любишь делать зарядку по утрам? (Да). Как ты думаешь, нашему язычку нужна зарядка, чтобы он правильно произносил все звуки? (Да). Давай вместе с Ладой и ее друзьями сделаем зарядку для язычка!
Комплекс артикуляционной гимнастики для звука [Л]. Работа с картинками зверей и стихами.
— «Улыбка»
— «Заборчик»
— «Лопатка»
— «Вкусное варенье»
— «Качели»
— «Чашечка»
— «Грибок»
— «Маляр»
— «Индюк»
Логопед: Лайка Лада предлагает покататься на лодке. Заводи лодку. Как она гудит? (ллллллл….) Если лодка едет быстро — она гудит громко, если медленно — то тихо. Поплыли!
- Анализ артикуляции по плану
Логопед: Давай расскажем лайке Ладе как правильно произносить звук [Л].
—что делают губы? (улыбаются)—Зубы сомкнуты или разомкнуты? (разомкнуты) — Где находится язычок? (за верхними зубами).
- Характеристика звука
Логопед: Теперь давай расскажем Ладе характеристику звука [Л].
— Звук [Л] гласный или согласный? (согласный); — почему звук [Л] согласный? (потому что воздух встречает преграду — язык); — Этот звук звонкий или глухой? (звонкий); — Звук [Л] твердый или мягкий? (твердый)
— Каким цветом мы его обозначаем? (синим)
— Молодец! Поплыли дальше!
- Автоматизация звука [Л] в слогах
Логопед: Посмотри, как много впереди валунов в реке! Чтобы проплыть между ними, нужно вести пальчиками по этим дорожкам и проговаривать слоги: по красной дорожке — «ла», по синей — «ло», по зеленой — «лу», по желтой — «лы». Ура, ты справился! Поплыли дальше!
- Автоматизация звука [Л] словах
Логопед: В лодку к Ладе запрыгнули ее друзья белка и ёжик с большими мешками, и попросили их подвести. Теперь наша лодка плывет медленно, наверное, в ней много лишних вещей. Для того чтобы убрать эти вещи из лодки, тебе нужно взять фонарик, посветить на лодку и правильно назвать предметы, которые ты там увидишь.
—Молодец, ты помог Ладе, белке и ежу убрать все лишнее из лодки. Поплыли дальше!
- Физкультминутка
Логопед: Ладе и ее друзьям надоело сидеть на месте, давай вместе с ними сделаем зарядку!
Самолеты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели (руки в стороны, поочередные наклоны в стороны)
На поляну тихо сели (присесть, руки к коленям)
Да и снова полетели (руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны)
- Развитие мелкой моторики
Логопед: Ой, почему в лодке так много грибов и желудей? Это порвались мешки у белки и ежика. Давай поможем белке собрать свои жёлуди, а ежику -грибы. (ребенок раскладывает желуди и грибы по мешочкам)
- Автоматизация звука [Л] в чистоговорках
Логопед: Давай вместе с Ладой и её друзьями проговорим чистоговорки, а эти картинки нам помогут.
Ла — ла — ла — вот лопата и …(пила)
Ло — ло — ло — в лодке сломано … (весло)
Ло — ло — ло — вот у белочки … (дупло)
Лу — лу — лу — мы увидели … (пчелу)
Лы — лы — лы — испугались мы … (пчелы)
—Молодец! Поплыли дальше!
- Игра «Кто что делает»
Логопед: Лада и ее друзья захотели поиграть с тобой в веселую игру «Кто что делает». Ты поиграешь с ними? (да) Ты должен сказать кто что делает, правильно проговаривая звук Л, например, белка села в лодку, а белка вышла из лодки.
Ёжик сидит на пеньке, ёжик спрыгнул с пенька; белка спряталась под зонтиком, белка вышла из-под зонтика; лама спряталась за лодку, лама вышла из-за лодки.
—Молодец!
- Развитие фонематического восприятия
Логопед: Смотри какой красивый домик стоит у Лады в лодке, давай ты с его помощью покажешь ей, как ты умеешь определять место звука в слове.
Игра «Домик для звука Л»
(Лодка, весло, котёл, белка, палатка)
- Автоматизация звука [Л] в предложениях
Логопед: Лама Лада вместе с друзьями приготовила для тебя загадки, отгадай их и найти ответ среди картинок. Составь с каждым отгаданным словом предложение.
- Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомьтесь это …(лось)
- Угадайте что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста? (ласточка)
- Стеклянный шарик,
В нем фонарик.
Под потолком висит,
На нас глядит. (лампочка)
- Лейся, дождик, веселей,
Мы с тобою дружим.
Весело нам бегать
Босиком по …(лужам)
— Молодец!
- Ит ог
Логопед: Тебе понравилось играть с Ладой и её друзьями? (да) Им тоже очень понравилось с тобой играть и учиться правильно произносить звук [Л]. Посмотри, что оставили тебе в подарок Лана с друзьями в лодке! (Ходилка на звук [Л]) В этой игре много слов со звуком [Л], правила этой игры ты знаешь. Поиграй в эту игру дома с мамой.