В данной статье рассматриваются особенности физического развития и физической подготовленности учащихся 5–6 классов средней школы г. Ташкента.
Ключевые слова: физическое воспитание, физическое развитие, физическая подготовленность.
В настоящее время, в области физического воспитания и спорта, актуальными являются вопросы поиска новых методик обучения. Происходит это потому, что современная жизнь учащихся, особенно школьников, наполнена широким спектром активности, которая зачастую оказывает негативное влияние на их организм.
Многолетний процесс физического воспитания невозможно успешно осуществлять без тщательного учета возрастных особенностей развития учащихся средней школы, уровня их физической подготовленности, особенностей развития двигательных качеств и формирования двигательных умений и навыков. Именно поэтому, строгое регламентирование физических нагрузок, в рациональном построении процесса физического воспитания, должно осуществляться с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
Время обучения в школе является наиболее оптимальным периодом для формирования здорового, физически развитого организма юношей. В этот период закладываются основы физического здоровья учащихся.
Полноценное физическое развитие предполагает процесс физической подготовки, результатом которой является физическая подготовленность, достигнутая при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения, или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности. Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма и развития основных физических качеств. Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях на силу и выносливость [1].
Целью нашего исследования явилось выявление особенностей физического развития и физической подготовленности учащихся 5–6 классов.
Для достижения поставленной цели было организовано исследование с участием юношей 5–6 классов средней школы № 100 г. Ташкента. Общее количество испытуемых составило 33 человека. При проведении комплексных исследований использовали следующие методы: антропометрию (измерение окружности грудной клетки, длины и массы тела); кистевую динамометрию; пульсометрию. Кроме этого, регистрировали результаты в беге на 60м, 1000м, прыжках в длину с места, подтягивании на перекладине и сгибании и разгибании рук в упоре лежа. Для оценки степени соответствия массы испытуемых и их роста, вычисляли индекс массы тела (ИМТ). Полученные данные подвергались математической обработке для определения влияния различных факторов на физическое развитие учащихся [2].
Исследование параметров физического развития учащихся 5 класса показывает, что средняя величина длины тела учеников составила Х=150,6±2,2см, при этом длина тела у 62,5 % испытуемых ниже среднего значения. Средний показатель массы тела учащихся составил, на момент проведения обследования, Х=40,4±2,2кг. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает индекс массы тела (ИМТ), который в среднем составил Х=17,8±0,6кг/м². Полученные данные говорят о дефиците массы тела в среднем по исследуемой группе, согласно шкале Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Нормальное соответствие между массой тела юношей и их ростом имеют 37,5 % испытуемых данной группы.
Анализ показателей физической подготовленности учащихся 5 класса говорит о её высоком уровне. В частности, средняя величина в беге на 60м Х=10,3±0,3с равна оценке «отлично», согласно требованиям Республиканского центра образования Узбекистана [4]. Так же, оценке «отлично» равны средние значения в подтягивании на перекладине, сгибании и разгибании рук в упоре лежа, беге на 1000м. Кроме этого, следует отметить, что 30 % испытуемых, в таких тестах, как бег 60м, бег 1000м и подтягивание на перекладине, выполняют нормативы специальных тестов «Алпомиш» и «Барчиной» “на значок” [3]. Наиболее высокие коэффициенты вариации, у учащихся 5 класса, выявлены в подтягивании на перекладине V=15 %, показателях силы правой и левой кистей V=14 % и сгибании и разгибании рук в упоре лежа V=9,9 %. Параметры физического развития и двигательной подготовленности учащихся 5 класса приведены в таблице 1.
Изучение сводных показателей физического развития учащихся 6 класса показывает, что средняя величина длины тела учеников составляет Х=160,8±2,2см, при этом длину тела выше среднего показателя имеют 52,9 % учащихся данной группы.
Таблица 1
Параметры физического развития и двигательной подготовленности учащихся 5 класса
№ |
Ф. И. О. |
Длина тела, см |
Масса тела, кг |
ЧСС в покое, уд/мин |
Бег 60м, с |
Бег 1000 м, мин, с |
Подтягивание, раз |
Динамометрия кисти, кг |
Прыжок в длину с места, см |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз |
ИМТ, кг/м² |
Окружность грудной клетки, см |
|||
правая |
левая |
вдох |
выдох |
пауза |
|||||||||||
1 |
А-ов А. |
150 |
40 |
85 |
10,4 |
4:15 |
6 |
20 |
21 |
165 |
17 |
17,78 |
69 |
62 |
65 |
2 |
М-ов М. |
149 |
38 |
86 |
10,6 |
4:18 |
6 |
18 |
18 |
160 |
16 |
17,12 |
70 |
63 |
67 |
3 |
Р-ов А. |
148 |
38 |
84 |
10,2 |
4:24 |
5 |
19 |
18 |
162 |
18 |
17,35 |
69 |
61 |
65 |
4 |
Т-ов Д. |
149 |
39 |
84 |
10,0 |
4:31 |
5 |
15 |
15 |
158 |
18 |
17,57 |
68 |
61 |
65 |
5 |
Т-ов М. |
151 |
42 |
86 |
9,9 |
4:12 |
4 |
19 |
19 |
160 |
15 |
18,42 |
67 |
61 |
64 |
6 |
Х-ов М. |
152 |
42 |
88 |
10,4 |
4:11 |
5 |
18 |
17 |
148 |
15 |
18,18 |
70 |
64 |
67 |
7 |
Х-ев И. |
149 |
38 |
87 |
10,6 |
4:10 |
6 |
16 |
15 |
155 |
16 |
17,12 |
69 |
62 |
66 |
8 |
А-ов Т. |
153 |
43 |
86 |
11,0 |
4:05 |
5 |
18 |
15 |
152 |
16 |
18,37 |
66 |
60 |
63 |
9 |
А-ов Ш. |
150 |
39 |
86 |
10,5 |
4:45 |
4 |
19 |
18 |
162 |
18 |
17,33 |
68 |
61 |
64 |
10 |
Б-ов Х. |
151 |
42 |
85 |
10,3 |
4:48 |
4 |
16 |
15 |
160 |
16 |
18,42 |
70 |
62 |
66 |
11 |
В-ов А. |
149 |
41 |
85 |
10,2 |
4:24 |
6 |
16 |
15 |
155 |
14 |
18,47 |
65 |
59 |
61 |
12 |
З-ов А. |
157 |
46 |
83 |
10,4 |
4:22 |
5 |
20 |
18 |
159 |
15 |
18,66 |
68 |
62 |
65 |
13 |
М-ов Ф. |
150 |
40 |
85 |
10,1 |
4:19 |
5 |
22 |
20 |
160 |
17 |
17,78 |
65 |
58 |
61 |
14 |
М-ов М. |
152 |
39 |
87 |
10,1 |
4:23 |
4 |
21 |
18 |
162 |
18 |
16,88 |
64 |
58 |
61 |
15 |
Н-ов А. |
150 |
39 |
88 |
10,2 |
4:27 |
6 |
23 |
22 |
168 |
19 |
17,33 |
65 |
59 |
62 |
16 |
О-ов К. |
149 |
41 |
86 |
10,1 |
4:11 |
5 |
24 |
22 |
167 |
20 |
18,47 |
68 |
61 |
64 |
X |
Среднее арифметическое |
150,6 |
40,4 |
85,7 |
10,3 |
4:21 |
5 |
19,0 |
17,9 |
159,6 |
16,8 |
17,8 |
67,6 |
60,9 |
64,1 |
S |
Среднее квадратическое отклонение |
2,2 |
2,2 |
1,4 |
0,3 |
0:12 |
0,8 |
2,6 |
2,5 |
5,2 |
1,7 |
0,6 |
2,0 |
1,7 |
2,0 |
V % |
Коэффициент вариации |
1 |
5 |
1,63 |
2,7 |
4,59 |
15 |
14 |
14 |
3,3 |
9,9 |
3,3 |
3 |
3 |
3 |
Таблица 2
Параметры физического развития и двигательной подготовленности учащихся 6 класса
№ |
Ф. И. О. |
Длина тела, см |
Масса тела, кг |
ЧСС в покое, уд/мин |
Бег 60м, с |
Бег 1000 м, мин, с |
Подтягивание, раз |
Динамометрия кисти, кг |
Прыжок в длину с места, см |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз |
ИМТ, кг/м² |
Окружность грудной клетки, см |
|||
правая |
левая |
вдох |
выдох |
пауза |
|||||||||||
1 |
А-ов Ж. |
160 |
49 |
83 |
10,2 |
4:16 |
6 |
25 |
24 |
174 |
20 |
19,14 |
72 |
67 |
69 |
2 |
А-ов М. |
162 |
47 |
84 |
10,4 |
4:26 |
6 |
24 |
23 |
176 |
20 |
17,91 |
74 |
67 |
70 |
3 |
А-ов Н. |
161 |
48 |
86 |
9,9 |
4:08 |
5 |
23 |
22 |
172 |
18 |
18,52 |
75 |
69 |
72 |
4 |
А-ов А. |
163 |
51 |
82 |
10,2 |
4:10 |
5 |
23 |
20 |
176 |
18 |
19,20 |
75 |
70 |
72 |
5 |
Х-ов Ж. |
159 |
51 |
83 |
10,5 |
4:34 |
4 |
23 |
21 |
182 |
19 |
20,17 |
77 |
70 |
74 |
6 |
М-ев Ж. |
162 |
50 |
85 |
10,9 |
4:22 |
5 |
24 |
24 |
172 |
16 |
19,05 |
80 |
72 |
76 |
7 |
К-ев Б. |
158 |
47 |
81 |
11,0 |
4:37 |
4 |
25 |
23 |
162 |
14 |
18,83 |
76 |
68 |
72 |
8 |
Р-ов Л. |
160 |
52 |
78 |
10,8 |
4:42 |
5 |
26 |
24 |
170 |
15 |
20,31 |
74 |
67 |
70 |
9 |
А-ов А. |
165 |
52 |
86 |
10,5 |
4:52 |
6 |
28 |
26 |
165 |
16 |
19,10 |
72 |
65 |
68 |
10 |
А-ов Д. |
164 |
57 |
85 |
10,2 |
4:33 |
7 |
22 |
20 |
167 |
17 |
21,19 |
69 |
63 |
66 |
11 |
А-ов Г. |
163 |
52 |
85 |
10,1 |
4:05 |
7 |
20 |
21 |
169 |
17 |
19,57 |
69 |
62 |
65 |
12 |
Н-ев О. |
162 |
50 |
84 |
10,8 |
4:07 |
8 |
21 |
21 |
172 |
16 |
19,05 |
72 |
64 |
68 |
13 |
О-ов К. |
161 |
48 |
84 |
10,6 |
4:21 |
4 |
21 |
20 |
180 |
15 |
18,52 |
68 |
61 |
64 |
14 |
С-ди. К. |
157 |
52 |
83 |
10,4 |
4:18 |
5 |
22 |
19 |
182 |
15 |
21,10 |
67 |
60 |
63 |
15 |
Т-ов Ж. |
159 |
46 |
86 |
10,0 |
4:16 |
6 |
24 |
20 |
176 |
14 |
18,20 |
71 |
65 |
68 |
16 |
Х-ов Ф. |
160 |
47 |
82 |
9,8 |
4:28 |
6 |
25 |
22 |
175 |
16 |
18,36 |
69 |
62 |
65 |
17 |
Х-ов А. |
158 |
43 |
81 |
10,2 |
4:31 |
5 |
22 |
19 |
180 |
18 |
17,22 |
68 |
61 |
64 |
X |
Средняя арифметическая |
160,8 |
49,5 |
83,4 |
10,4 |
4:23 |
6 |
23,4 |
21,7 |
173,5 |
16,7 |
19,1 |
72,2 |
65,5 |
68,6 |
S |
Среднее квадратическое отклонение |
2,2 |
3,2 |
2,2 |
0,4 |
0:13.2 |
1,1 |
2,0 |
2,0 |
5,8 |
1,9 |
1,1 |
3,7 |
3,6 |
3,8 |
V % |
Коэффициент вариации |
1 |
6 |
2,58 |
3,4 |
5,02 |
20 |
9 |
9 |
3,3 |
11,4 |
5,6 |
5 |
6 |
6 |
Масса тела в среднем составляет Х=49,5±3,2 кг. Средние величины показателей физической подготовленности учащихся 6 класса в таких тестах, как бег 60м, бег 1000м, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, соответствует оценке «хорошо», согласно требованиям Республиканского центра образования Узбекистана. Следует отметить, что коэффициент вариации, в подтягивании на перекладине, составил V=20 %, это говорит о высокой степени изменчивости показателя данного теста относительно средней величины. Параметры физического развития и двигательной подготовленности учащихся 6 класса приведены в таблице 2.
Сопоставление показателей физического развития учащихся 5 и 6 классов показывает, что длина тела учащихся 6 класса в среднем больше на 10,2см, в то время как разница в массе тела составляет в среднем 9,1кг. Частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое у учеников 6 класса в среднем ниже, но не значительно и составляет Х=83,4±2,2уд/мин. Достоверных различий в показателях бега на 60м (t=0,63, P>0,05), 1000м (t=0,526, P>0,05), подтягивании на перекладине (t=1,382, P>0,05) и сгибании и разгибании рук в упоре лежа (t=0,071, P>0,05) не обнаружено. Индекс массы тела учащихся 6 класса в среднем больше на 1,3кг/м², что в соответствии с рекомендациями ВОЗ означает норму, в то время как средняя величина этого показателя у учащихся 5 класса Х=17,8±0,6 кг/м² говорит о недостаточной массе тела. Достоверность различий параметров физического развития и двигательной подготовленности учащихся 5 и 6 класса приведена в таблице 3.
Вышеизложенное позволяет рекомендовать применение научно-обоснованных фитнес-программ в физическом воспитании юношей 5–6 классов, с целью повышения показателя ИМТ у учащихся с дефицитом массы тела, и улучшения показателей физической подготовленности отстающих учеников.
Таблица 3
Достоверность различий параметров физического развития и двигательной подготовленности учащихся 5 и 6 класса
Показатели |
5 класс (n=16) |
6 класс (n=17) |
m |
t |
P |
||||
x |
S |
x |
S |
||||||
Длина тела, см |
150,6 |
2,19 |
160,8 |
2,24 |
0,77 |
13,29 |
<0,05 |
||
Масса тела, кг |
40,4 |
2,19 |
49,5 |
3,2 |
0,961 |
9,4 |
<0,05 |
||
ЧСС в покое, уд\мин |
85,7 |
1,4 |
83,4 |
2,15 |
0,637 |
3,57 |
<0,05 |
||
Бег 60м, с |
10,3 |
0,27 |
10,4 |
0,35 |
0,111 |
0,63 |
>0,05 |
||
Бег 1000м, мин, с |
4:21 |
0:12.0 |
4:23 |
0:13.2 |
0:4.4 |
0,526 |
>0,05 |
||
Подтягивание, раз |
5 |
0,77 |
6 |
1,12 |
0,338 |
1,382 |
>0,05 |
||
Динамометрия кисти, кг |
правая |
19,0 |
2,61 |
23,4 |
2,033 |
0,811 |
5,439 |
<0,05 |
|
левая |
17,9 |
2,47 |
21,7 |
2,024 |
0,785 |
4,883 |
<0,05 |
||
Прыжок в длину с места, см |
159,6 |
5,23 |
173,5 |
5,79 |
1,924 |
7,258 |
<0,05 |
||
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз |
16,8 |
1,65 |
16,7 |
1,89 |
0,621 |
0,071 |
>0,05 |
||
ИМТ, кг/м² |
17,8 |
0,6 |
19,1 |
1,1 |
0,3 |
4,331 |
<0,05 |
||
Окружность грудной клетки, см |
вдох |
67,6 |
2,0 |
72,2 |
3,7 |
1,037 |
4,504 |
<0,05 |
|
выдох |
60,9 |
1,7 |
65,5 |
3,6 |
1,001 |
4,591 |
<0,05 |
||
пауза |
64,1 |
2,0 |
68,6 |
3,8 |
1,069 |
4,176 |
<0,05 |
||
Примечание: n — количество учащихся; x — средняя арифметическая величина; S — среднее квадратическое отклонение; m — средняя ошибка средних арифметических; t — критерий достоверности Стьюдента; P — вероятность ошибки по таблице коэффициента Стьюдента.
Литература:
1. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 305–306
2. Денисова Л. В., Хмельницкая И. В., Харченко Л. А. Измерения и методы математической статистики в физическом воспитании и спорте: Учебное пособие для вузов. — К.: Олимп. л-ра, 2008. — 127 с.
3. Махситов Б., Ачилов А., Юнусов Т., Юнусова Ю., Насимов Р., Зокиров Л., Туляганов Ш., Кудратов Р., Исмоилов Ш. Твое здоровье — в твоих руках «Алпомиш» и «Барчиной». Методическое пособие. Издательство «Ташкентский Исламский Университет», Ташкент, 2000. — 47 с.
4. Республиканский центр образования Узбекистана. Календарно-тематический план по программе уроков физического воспитания (5–9 класс). Ташкент, 2010.