Показано, что интегральная подготовленность студентов нуждается в коррекции и одним из средств являются практические занятия спортивно-ориентированного физического воспитания.
Ключевые слова: физическое развитие, интегральная подготовленность, физическое состояние.
По мнению исследователей [1,3] в настоящее время перед каждым высшим образовательным учреждением ставится задача вести подготовку высококвалифицированных специалистов на высоком уровне с применением современных методов организации оздоровительного процесса, обеспечивающих использование или получение знаний и умений в практической работе. Однако полноценное использование профессиональных знаний и умений возникает при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов, которые могут быть приобретены ими в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом. Поэтому реализация принципа вариативности и многообразия форм физического воспитания требует отказа от излишней унификации и стандартизации содержания процесса воспитания, создание альтернативных программ, учитывающих климатические условия, национальные, культурно-исторические традиции, материально-техническую обеспеченность конкретных учебных заведений с учетом психологических особенностей и интересов занимающихся.
Наблюдается несоответствие между значением мотивационного фактора в деле улучшения физического совершенствования, и содержанием образовательного процесса по физическому воспитанию студенческой молодежи, на что обращено внимание специалистов. Вместе с тем в последние годы многие ученые [6] относят эту проблему к числу главных в процессе физического совершенствования студентов.
Исследование проводилось в Ташкентском институте текстильной и легкой промышленности среди студентов I и II курсов.
Единого стандартного подхода к исследованию физического развития студентов не существует. Это касается как круга определяемых признаков физического развития, так и критериев оценки его уровня и особенностей. Так первичное обследование, целью которого является допуск к практическим и спортивным занятиям в группах спортивного совершенствования, обычно ограничиваются весьма кратким перечнем признаков физического развития: тотальные размеры, кистевая и становая сила, ЖЕЛ. Но для более глубокого всестороннего исследования физического развития студентов были использованы показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки в фазах вдоха, выдоха, покоя, окружности бицепса и живота для определения жировой и активной массы тела, сила правой и левой кистей, становая сила (табл.).
Отдельные показатели физического развития требуют особого вниманию с позиции их интерпретации и оценки.
В среднем масса тела составила 73±11,3 кг, отсюда и высокая вариативность V=15,5 %. Основная группа студентов имеет массу тела до 80 кг — 40 %, до 70 кг — 35 %, до 60 кг — 15 %, до 90 кг — 5 % и свыше 91–5 %.
Очень высокий процент разброса наблюдается в значении индекс масса тела, характеризующий телосложение студента. В среднем выявлен показатель 23,8±3,5 кг/м², что является нормой (18,6–25 кг/м²) и определено студентов с такой оценкой 77,5 %, до 18,5 кг/м² — 5 % (низкий показатель), высокий показатель у 15 % (избыточный вес) и 2,5 % — слишком высокий (ожирение).
Рекомендуется проводить регулярный контроль содержания жировой ткани в организме, который поможет определить эффективность любой диеты, оздоровительной программы, избежать отклонений, связанных с нарушением обмена веществ, развитием гипертонии, замещением мышечной ткани жировой. Специалисты японской фирмы «Танита» рекламирующая весы анализаторы жировой ткани, считают, что благоприятный диапазон процентного содержания жировой ткани в организме мужчин до 30 лет должен соответствовать величине 14–20 % [3].
В среднем у студентов выявлен показатель жировой массы тела 10±4,0 % при сильном разбросе V=40,3 %. С показателями жировой массы 14–20 % выявлено всего — 7,5 %, до 10 % — составило — 60 %, и от 10,1–13,9 % — 33,5 %. Наблюдается недостаток жировой массы, характеризующий уменьшенный запас энергии, что приводит к утомлению, ухудшению работоспособности.
Специалисты английского национального форума, по ожирению проведя исследования в 27 странах, определили, что существует связь между объемом талии, прогнозом в отношении развития гипертонии, ишемической болезни сердца и сахарного диабета. У мужчин она должна быть меньше — 94 см [3]. У юношей объем талии в среднем составил 75±6,6 см практически ни у одного студента не выявлено значение выше 94 см.
В показателях активной массы тела в среднем 47±4,5 кг, а коэффициент вариации обозначен V=21 %. До 47 кг АМТ у 47,5 % студентов, с 47,1–49,4 кг — 25 % и свыше 51 кг — 27,5 %.
У студентов наблюдается высокий разброс в артериальном систолическом и диастолическом давлении (V=30 %; 16 %). В среднем артериальное систолическое (118±7,8 мм.рт.ст.) и диастолическое давление (71±6,2 мм.рт.ст.) несколько повышено.
Оценивая уровень физического состояния (УФС) следует, что он очень низкий (низкий менее — 0,375 и ниже среднего 0,376–0,525 по Е. Д. Пироговой (1988).
У студентов он в среднем составил 0,370±0,01. Выявлено с низким уровнем — 52 %, с уровнем ниже среднего — 48 %.
Анализируя данные двигательной подготовленности студентов (прыжки в длину с места, подтягивание, бег 100м, кросс 1 000м), также выявлен высокий разброс в данных кросса 1 000м (V=13,3 %.). Наибольшая разница определена в прыжках в длину с места в среднем 2±0,1 м при V=5 %, ниже 240 см показано — 35 %, а выше 240 см — 65 %.
В свою очередь по данным R они соответственно имеют высокую значимость, в прыжках в длину — 26, в беге на 100м — 18.
В данных силовых возможностей очень низкие показатели: в среднем сила правой кисти 25±4,2 кг, V=17,0 %, сила левой кисти 24±4,1 кг, V=17 % и тяговая сила 130±23,8 кг, V=18,4 %. В показателях силы правой кисти до 25 кг показали 47,5 % студентов, до 30 кг — 40 % и свыше 30 кг — 17,5 %.
В данных тяговой силы следующие значения: до 130 кг — 60 % и свыше 130кг — 40 %, а в среднем оно составило — 130±29,8 кг при вариации 18,4 %.
Следует отметить, что приведенные значения силовых возможностей значительно ниже студентов Киевского национального университета строительства и архитектуры. Показатели кистевой динамометрии в среднем у юношей по группе составляют правая рука 46,7±2,28 кг и левая рука 44,1±1,97 кг [7].
Значимость данных показателей очень высокая R=20,20,21. Необходимо отметить, что данные характеризующие функцию внешнего дыхания также неудовлетворительны. Разница между фазой вдоха и выдоха составила 5 см. Известно, что показатель экскурсии грудной клетки от 9 и более — хорошо, до 8 (7–8) удовлетворительно, ниже 7 см — неудовлетворительно. Ранг показателя внешнего дыхания составил R=21,20. При проектировании программы физического совершенствования студентов необходимо включать упражнения направленные на развитие выносливости, являющиеся основой улучшения работы системы внешнего дыхания.
ЖЕЛ в среднем составила 4±1,1 л при разбросе 29,9 %, до 4 л показали — 70 %, до 4,5 л — 15 % и свыше 4,6 л — 15 %. Ниже среднего значения в функции внешнего дыхания у студентов, что составило 70 %.
Наиболее высокий ранг влияния имеют следующие данные: артериальное давление систолическое R=30; прыжок в длину R=26; окружность шеи R=25; длина тела R=33; окружность бицепса R=22; масса тела R=20; тяговая сила R=20.
Сопоставим некоторые данные физического развития студентов обучающихся в МГУ им. Ломоносова, приведенные исследователями Ю. Б. Зуевским, А. Т. Рубцовым, Т. А. Кузьменко, Н. В. Матвеевым, Е. Б. Зайдис (2009). В среднем масса тела составила 67,5±2,2 кг, длина тела 180,9±6,9 см, динамометрия кистевая 43,4±1,1 кг, ОЖ 89,5±4,1 см, ЖЕЛ 3170±116 мл.
Сравнивая с данными физического развития студентов ТИТЛП, следует вывод о значительном отставании за исключением массы тела (табл.).
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что необходимо традиционную систему физического воспитания студентов пересмотреть и научно-обосновать содержание физического совершенствования на основе спортивно организованного образовательного процесса по физическому воспитанию.
Таблица
Данные физического развития, функциональной и двигательной подготовленности студентов (n=40).
№ |
Показатели |
X |
s |
V % |
t % |
R |
m |
1. |
Возраст, лет |
19 |
0,9 |
4,7 |
1,7 |
16 |
0,9 |
2. |
Длина тела, см |
177 |
8,5 |
4,8 |
0,2 |
23 |
7,8 |
3. |
Масса тела, кг |
73 |
11,3 |
15,5 |
0,4 |
20 |
11,4 |
4. |
Окружность грудной клетки, см |
78 |
6,9 |
8,8 |
0,4 |
18 |
5,1 |
в фазе вдоха, см |
97 |
9,9 |
10,1 |
0,3 |
21 |
3,5 |
|
в фазе выдоха, см |
92 |
9,7 |
10,6 |
0,3 |
20 |
9,8 |
|
5. |
Окружность шеи, см |
37 |
3,8 |
10,4 |
0,9 |
25 |
2,9 |
6. |
Окружность бицепса, см |
32 |
4,1 |
12,8 |
1,0 |
22 |
3,6 |
7. |
Окружность живота, см |
75 |
6,6 |
0,9 |
0,4 |
19 |
6,1 |
8. |
Сила правой кисти, кг |
25 |
4,2 |
17,0 |
1,3 |
21 |
3,0 |
9. |
Сила левой кисти, кг |
24 |
4,1 |
17,0 |
1,3 |
20 |
4,1 |
10. |
ЖЕЛ, л |
4 |
1,1 |
29,9 |
8,5 |
19 |
1,1 |
11. |
Тяговая сила, кг |
130 |
23,8 |
18,4 |
0,2 |
20 |
24,1 |
12. |
ИМТ, кг/м² |
23,8 |
2,5 |
14,9 |
1,4 |
18 |
3,0 |
13. |
ЖМТ, % |
10 |
4,0 |
40,3 |
3,2 |
17 |
4,0 |
14. |
АМТ, кг |
47 |
4,5 |
9,7 |
0,7 |
21 |
4,6 |
15. |
Артериальное давление: систолическое, мм.рт.ст. |
118 |
7,8 |
6,6 |
0,3 |
30 |
7,7 |
диастолическое, мм.рт.ст. |
71 |
6,2 |
8,7 |
0,4 |
16 |
6,3 |
|
16. |
УФС |
0,370 |
0,1 |
7,7 |
38,7 |
22 |
0,1 |
17. |
Прыжок в длину,см |
200 |
0,1 |
5,0 |
12,5 |
26 |
0,1 |
18. |
Подтягивание, количество |
14 |
2,5 |
2,3 |
18,3 |
12 |
9,2 |
19. |
Бег 100 м, сек |
14,0 |
0,5 |
3,7 |
2,3 |
18 |
0,4 |
20. |
Кросс 1000 м, мин, сек |
4.00,0 |
0,5 |
13,3 |
8,4 |
14 |
0,5 |
Литература:
1. Гаппаров З. Г. Индивидуализация технических приемов в единоборствах в зависимости от типов мышления //Фан-спорта. — Т., 2004. — № 1. — С. 50–51.
2. Зуевский Ю. Б., Рубцов А. Т., Кузьменко Т. А., Матвеев Н. В., Зайдис Е. Б. Динамика уровня физического развития у студентов под влиянием физических упражнений //Мат. межд. научно-метод. конф. посвященной 45-летию кафедры физического воспитания Владимирского государственного университета 20–22 октября г. Суздаль. — Владимир, 2009. — С. 92–93.
3. Кошбахтиев И. А. Средства информатизации образовательного и учебно-тренировочного процесса по физическому воспитанию студентов спортсменов //Фан-спортга. — 2005. — № 1. — С. 13–17.
4. Кошбахтиев И. А., Нуримов Р. Н., Эрдонов О. Л., Бабичева И. В. Применение современных информационных технологий в образовательном процессе по физическому совершенствованию студентов //Вестник. — Т.: ТУИТ, 2007. — № 2. — С. 92–94.
5. Пирогова Е. А. Совершенствование физического состояния человека. — К.: Здоровье, 1989. — 167 с.
6. Набиев Т. Э., Изаак В. И., Карташев В. П. Оценка эффективности соревновательных действий гандболистов //Вестник. — Т.: ТашГУ, 2004. — 264 с.
7. Харитонюк Н. Уровень гибкости и силы у студентов // Мат. V открытой научно-практ. конф. студентов факультета «Спортивной медицины и физической реабилитации». 18–19 апреля. Киев. Украина. 2002. Олимпийская литература. — С. 197–200.