В статье рассматриваются этапы формирования математической культуры студентов учетно-экономического профиля университетов. Определены понятия: математическая культура студента учетно-экономического профиля университетов. Указаны отличительные особенности самостоятельной работы студентов учетно-экономического профиля университетов.
Ключевые слова: математическая культура, самостоятельная работа студентов, компетентностный подход, учетно-экономический профиль.
Научно-технический прогресс и кардинальные экономические преобразования предусматривают качественно новые изменения в профессиональной деятельности выпускников экономических университетов. Сейчас, в связи с ростом в информационном обществе роли математических знаний, будущие экономисты, бухгалтера, аудиторы и т. д. требуют основательной математической подготовки, которая давала бы возможность, используя математический аппарат, решать многочисленные актуальные задачи экономического характера, применять современную вычислительную технику, внедрять научно-экономические достижения в практическую деятельность.
Изменение роли математики в образовании, утверждение ее в качестве языка и важнейшего инструмента познания и решения практических задач должно найти отражение во всей системе образования. Математика в системе высшего экономического образования «переросла» статус общеобразовательной дисциплины и должна на основе межпредметных связей со специальными дисциплинами стать неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки. Как отмечал П. С. Александров: «В настоящее время в связи с увеличением роли математики в современной науке и технике будущие инженеры экономисты, социологи и т. д. требуют серьезной математической подготовки, которая давала бы возможность математическими методами исследовать широкий круг новых проблем, использовать теоретические достижения на практике» [1].
Математическая подготовка студентов учетно-экономического профилярассматривается как важная составляющая в системе фундаментальной подготовки современного специалиста, первоочередной задачей которой становится качественная подготовка студентов, ориентированная на развитие умения самостоятельно добывать и применять знания в практической деятельности. В связи с усилением роли самостоятельной работы в учебном процессе актуальной стала проблема рациональной организации самостоятельной работы (СР) с учетом готовности к ней студентов. Перед преподавателем возникает проблема построения учебного процесса, который бы с наибольшей эффективностью мог развивать ключевые и предметные компетенции. При этом одной из главных задач должно стать овладение будущим специалистом эффективными методами СР в соответствии с особенностями конкретной определенной специальности.
Целью такой подготовки становится не только способность студента к непрерывному самообразованию и практическому применению математических знаний в экономической сфере, но и формированию высокого уровня математической культуры.
Формирование математической культуры специалиста учетно-экономического профиля — это целенаправленно организованный и систематически осуществляемый процесс овладения математическими знаниями, умениями и навыками с целью качественного выполнения будущих профессиональных функций в соответствии с поставленными целями и задачами [3].
В контексте данной проблемы нами осуществлен анализ литературы по различным аспектам: историко-философского обоснования категории «культура» (Н. Бердяев, С. Гатальська, М. Каган, О.Костенко, А. Яртись и др.). Психолого-педагогических исследований понятий «профессиональная культура» (Р. Горбатюк, И. Захарова, Е. Зеер, О. Щербак) и «математическая культура» (В. Болтянский, А. Гладкий, В. Глушков, С. Мациевский, Г. Михалин, И. Новик и др.).
На современном этапе основной формой организации учебного процесса, соответствующей требованиям Европейской кредитно-трансферной системы (ЕСТS) является модульно-рейтинговая организация, но существующая практика обучения математике имеет определенные противоречия в организации самостоятельной работы студентов (СРС) в условиях кредитно-модульной системы организации обучения:
1) негативное отношение к нововведению со стороны преподавателей и студентов по причинам: а) полного пересмотра учебных планов и переориентации процесса обучения; б) необходимости формирования более ответственного отношения студентов к обучению, которое будет состоять преимущественно из индивидуальной проработки учебного плана;
2) отсутствие в учебной нагрузке преподавателя часов на проверку результатов СРС;
3) отсутствие контроля над выполнением самостоятельных заданий студентами;
4) игнорирование необходимости в стимулировании СРС;
5) отсутствие путей решения проблем, возникающих при непосредственном внедрении теоретических разработок по СРС в учебный процесс [6].
СРС в условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса рассматривается в качестве важного элемента новых образовательных технологий и поэтому является одним из средств обеспечения нового международного стандарта образования. В частности, некоторые базовые принципы Болонского соглашения могут быть достигнуты только на основе новых подходов к содержанию и методам СРС.
Организация СРС при изучении математики требует инновационных подходов, теоретическим основанием которых должен быть компетентностный подход.
Под СРС будем понимать — организационную форму осуществления учебного процесса в высшем учебном заведении, реализующуюся в виде фронтальной, групповой или индивидуальной учебной деятельности, в основе которой лежит взаимодействие преподавателя и студента, оно носит партнерский характер и принимает различные формы в зависимости от цели СР.
Под компетентностью понимаем практическую способность к деятельности в определенной сфере или отрасли, овладения компетенциями, уровень достижений в рамках выполнения определенной задачи, функций и результатов обучения [2].
На сегодняшний день практически нет исследований о формировании у студентов математической культуры, места в этом процессе рациональных и эффективных методов самостоятельной работы, не рассматривалась подготовка будущих бухгалтеров, аудиторов к участию в процессе непрерывного образования, обеспечивающей их конкурентоспособность на рынке труда. По этой и ряду других причин назрела необходимость формирования математической культуры студентов учетно-экономического профиля университетов, в частности и в процессе СРС.
Цель статьи заключается в определении и реализации этапов формирования математической культуры и места в ней СРС.
Под математической компетентностью понимаем проявленную готовность к деятельности, которая характеризуется владением основными понятиями математики и способность их применять в конкретных, не всегда стандартных ситуациях. Математическая компетентность должна рассматриваться только в тесной взаимосвязи с профессиональной компетентностью экономиста [2].
Под математической культурой специалиста учетно-экономического профиля будем понимать интегрированный результат развития личности, основанный на преобразовании математических знаний в экономико-математические модели и использовании для их решения широкого математического аппарата [5].
К структурным элементам математической культуры относятся: 1) понятийно-деятельностное ядро высшей математики; 2) осознанность усваиваемых сведений и способов деятельности; 3) личностная осознанность изучаемой информации; 4) умение адекватно оценивать результаты деятельности; 5) способность к самосовершенствованию и самообразованию.
Модель формирования математической культуры состоит из трех уровней, на каждом из которых соответствующую роль играет СР. На первом уровне формируется понятийно-деятельностное ядро математической культуры, на втором — умение видеть экономико-математическую ситуацию и применять математические методы для ее решения. На третьем уровне формируется философия экономико-математических процессов и их рефлексия для оценки действий [4].
Овладение математической культурой означает сознательное подчинение профессиональной деятельности социокультурным ценностям. Она должна рассматриваться как неотъемлемая часть степени универсализма и гармоничности личности. Для поэтапного осуществления этих шагов, на наш взгляд, необходимо создание сквозной образовательной программы. Важное место в ней должно уделяться СРС.
Главной целью создания сквозной образовательной программы является формирование математической культуры в процессе научно-исследовательской деятельности студентов учетно-экономического профиля университетов. Первоочередной целью является организация активной познавательной деятельности для формирования математической культуры, важным элементом которой является СР. Успех такой работы в первую очередь зависит от желания, стремления, интереса к работе, то есть от наличия положительных мотивов. Большое значение в процессе СРС играют ее направленность, психологическая готовность, а также базовый уровень знаний.
Обучение студентов экономических факультетов стационара предполагает, что 50 % всех часов, предусмотренных на изучение материала по высшей математике для экономистов — это часы на СР.
СРС должна реализовать профессионально ориентированный подход к математической подготовке специалистов в области анализа и аудита, что будет способствовать формированию математической культуры тесно связанной с профессиональной и математической компетентностью экономиста.
В большей части реализация сквозной образовательной программы возможна при трансформации имеющейся обучающей системы упражнений на предмет ее дополнения и изменения в сторону увеличения заданий, способствующих формированию у студентов математической и профессиональной компетентности. Это объясняется высоким потенциалом курса, реализующим прикладную экономическую направленность обучения математики, в процессе формирования математической и профессиональной компетентности.
СРС учетно-экономического профиля университетов по математике в условиях адаптивного обучения отличается следующими особенностями:
1) преподаватель выступает в роли организатора обучения, является компетентным консультантом и помощником студентов в их активной СР, определяет формы и методы, способствующие эффективной СРС. Адаптивная система обеспечивает преподавателю возможность варьировать способы подачи материала, а студенту — способы его усвоения, контролировать, как проходит обучение и по результатам анализа обратной связи корректировать параметры, структуру и алгоритм обучения и СР;
2) СРС осуществляется с учетом их индивидуальных особенностей и направляется на получение студентами математической культуры, на их развитие и самореализацию;
3) итоговые учебные достижения студентов в конце семестра определяются их текущими учебными достижениями на лекциях, практических и лабораторных занятиях, текущих контрольных мероприятиях и по результатам СР по каждому модулю. Сущность адаптивного контроля при этом заключается в подборе наиболее эффективных задач, оптимальных по трудности, для объективной оценки математической культуры. Экзамен частично определяет итоговые учебные достижения студентов. Значительную часть их составляют результаты текущих знаний студентов по каждому модулю в течение семестра;
4) студент может выбрать индивидуальную образовательную траекторию обучения, досрочно овладевая материалом, и получать оценку.
СРС при изучении курса высшая математика для экономистов должна включать в себя следующие виды работ: работа с конспектами лекций, подготовка к практическим занятиям, подготовка к лабораторным занятиям, выполнение контрольных работ и индивидуальных самостоятельных задач по основным разделам курса, изучение обязательной и дополнительной литературы.
Для улучшения организации самостоятельной работы студентов, которая соответствует сквозной образовательной программе, необходимо создать учебное электронное издание для изучения высшей математики для экономистов, которое позволит реализовать на практике идеи профессионально-прикладной направленности обучения математики и поможет преподавателям организовать процесс обучения на современном, научно-обоснованном уровне, повысить качество математической подготовки и уровень прикладной экономико-математической образованности будущих специалистов в области анализа и аудита.
Такое учебное электронное издание должно включать: 1) конспекты лекций; 2) методические указания к решению типовых задач; 3) методические указания к выполнению самостоятельных лабораторных работ; 4) индивидуальные задания для самостоятельной работы; 5) варианты контрольных работ; 6) вопросы для самоконтроля; 7) тесты для самоконтроля. Использование учебного электронного издания, содержащего правильное сочетание широты и глубины, строгости и наглядности учебного материала, излагаемого с обязательным включением задач с экономическим содержанием, использование которых эффективно влияет на формирование математической и профессиональной компетентности будущих специалистов в области учета и аудита позволяют студенту уже с первого курса присоединиться к проникновению в сущность проблем его будущей специальности, позволяет повысить качество СРС [5].
Главный недостаток в организации СРС — однообразие форм и видов ее проведения. Чаще СРС протекает в традиционных формах: реферат, курсовое проектирование, квалификационная работа, а для избранных студентов — подготовка докладов для студенческих конференций. Поэтому, в современных условиях организации учебного процесса, задачи совершенствования ее содержания и методов становятся все более актуальными.
В свете модернизации системы образования СРС становится основой многоуровневого высшего образования. Так, если раньше студент отводил самостоятельным занятиям дополнительную (второстепенную) роль, то сейчас СРС стоит наравне с такими видами учебных занятий, как лекции, практические и лабораторные занятия, то есть они равноправные, равнозначные, одинаково важные компоненты учебного процесса. В современных условиях СР — основной вид деятельности студента, который обязательно должен иметь в процессе обучения в вузе исследовательский характер. Бакалавр в области учета и аудита должен уметь осуществлять аналитическую, организаторскую деятельность в производственных и исследовательских процессах. Совершенствование образования в высшей школе во многом определяется внедрением в учебный процесс новых, личностно-ориентированных, технологий обучения, которые способствуют развитию самостоятельности студентов, дают возможность максимально реализовать их творческий потенциал. Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, в первую очередь, компьютерных, используя которые преподаватель получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности студентов, творческого поиска и организации их совместной и СР.
Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении ведет к изменению позиции педагога. Роль преподавателя остается такой же важной, как и прежде, но меняются основные функции. Педагог теперь не является источником первичной содержательной информации, а лишь организует познавательную деятельность студентов, консультирует и осуществляет систематический контроль аудиторной СРС, ориентируя их на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, творческого характера. Эффективность СРС в значительной степени зависит от организации ее контроля со стороны преподавателя. Цель контроля СРС — помочь студенту методически правильно с минимальными затратами времени осваивать теоретический материал и приобретать навыки решения определенного класса математических задач.
Сейчас уровень подготовки студентов учетно-экономического профиля университетов ниже уровня требований современного производства. Одной из причин является то, что студенты мало работают самостоятельно, проводя больше времени в аудиториях. Но в пределах аудиторных занятий невозможно дать (и усвоить) массу знаний, которые постоянно увеличиваются и изменяются. Важность СРС подчеркивают и другие причины: любая работа включает элемент самостоятельной работы в том смысле, что человек усваивает учебный материал всегда сам; СР по понятным причинам предусматривает наиболее разнообразные формы деятельности студентов, следовательно, обеспечивает наиболее высокий уровень усвоения; только самостоятельная проработка материала дает возможность овладеть математической культурой, хотя начало здесь может быть заложено и на других занятиях; СР является основой будущего самообразования специалиста, она формирует соответствующую мотивацию и навыки самообразования. Если студент не научится самостоятельной работе с учетом как мотивационного, так и технологического компонентов в течение срока обучения в вузе, то к фазе самообразования он так часто и не переходит.
Специфика формирования математической культуры студентов учетно-экономического профиля университетов требует систематичности СРС, которая предусмотрена учебным планом. Таким образом, подготовка компетентных, конкурентоспособных, ответственных специалистов, способных самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, невозможна без повышения роли СРС в вузе.
Реализация модели формирования математической культуры осуществляется через проектирование содержания сквозной образовательной программы, в которой основным звеном является изучение математических моделей и методов их решения, а также реализация общих методов и приемов СРС. Ядро математической культуры должно быть сформировано после изучения дисциплин 1–2 курса: введение в специальность, высшая математика для экономистов, информатика. Умение видеть математическую модель формируется после изучения математического программирования, экономико-математических методов, статистики (3–4 курс). Философия экономико-математических процессов и их рефлексия для оценки действий формируется на 5 курсе в процессе изучения моделей и методов принятия решений в анализе и аудите, на производственной практике и в процессе выполнения дипломного проекта.
Литература:
1. Александров П. С. Введение в теорию групп. — М.: Наука, 1980. — 144 с.
2. Кондратьева И. В. (Целина И. В.) Компетентностный подход как методологическая основа индивидуализации и технологизации обучения в вузе / Монахов В. М., Власов Д. А., Кондратьева И. В.//Материалы Всероссийской междисциплинарной конференции «Технологии индивидуализации обучения в вузе», М.: СГУ, 2008. — С. 130–134.
4. Тур Г.І. Сутність, структура та функції математичної культури фахівця обліково-економічного профілю./ Тур Г.І. // Щомісячний науково-педагогічний журнал «Молодь і ринок».- Дрогобич: ДДПУ, № 6(89) 2012. — С.102–106.
5. Тур Г.І. Навчальне електронне видання як сучасний засіб формування математичної культури студентів. / Тур Г.І. // Педагогічні науки: теорія, історія, інноваційні технології. Науковий журнал. Суми: СумДПУ, 2013. — № 1(27). С.277–284.
6. Трунова О. В. Організація модульно-рейтингового контролю з теорії ймовірностей і математичної статистики в економічному ВУЗі//Наукові записки: [збірник наукових статей]. К.: НПУ імені М. П. Драгоманова, 2010.- (Серія педагогічні та історичні науки). — Випуск LXXХIХ (89). C. 211–220.