На обложке изображён Сунь Цзы (544–496 до н. э.),
китайский стратег и мыслитель, автор знаменитого трактата о военной
стратегии «Искусство войны».
Биографические данные о Сунь Цзы
записаны Сыма Цянем в его «Исторических записках». Сунь Цзы служил наёмным
полководцем у князя Хэлюя в царстве У.
Согласно Сыма Цяню, князь Хэлюй пригласил Сунь
Цзы поговорить о военном деле. Чтобы показать своё искусство, полководец
попросил князя передать ему свои гаремы. Сунь Цзы разделил наложниц на два
отряда, поставив во главе каждого по главной наложнице, выдал им по алебарде
и стал объяснять военные команды. Отряды заняли боевое построение. Когда Сунь
Цзы стал командовать «направо», «налево», «вперёд», никто не исполнял команд,
все только смеялись. Так повторилось несколько раз. Тогда Сунь Цзы сказал: если
команды не исполняются, это вина командиров. И приказал казнить двух
главных наложниц. Князь, поняв, что это не шутка, стал просить отменить казнь,
однако Сунь Цзы заявил, что на войне полководец важнее правителя и никто
не смеет отменять его распоряжения. Наложницы были казнены. После этого все
женщины, стиснув зубы, стали исправно выполнять команды. Однако когда князя
позвали провести смотр войск, он не явился. Сунь Цзы упрекнул князя, что тот
может только болтать о военном деле. Тем не менее, когда возникла военная
опасность, князь вынужден был позвать Сунь Цзы и доверить ему войско.
На должности командующего войсками Сунь
Цзы разгромил сильное царство Чу, захватил его столицу — город Ин, нанёс
поражение царствам Ци, и Цзинь. Благодаря этим победам царство У усилило
своё могущество и вошло в число царств цивилизованного Китая,
возглавляемого царями династии Чжоу, а царь Хэлюй вошёл в состав
«чжухоу» — официально признаваемых правителей самостоятельных владений.
В IV веке до н. э. Вэй Лао Цзы писал: «Был человек, который имел
всего 30000 войска, и в Поднебесной никто не мог противостоять ему. Кто
это? Отвечаю: Сунь Цзы».
По просьбе князя Хэлюя Сунь Цзы написал трактат
о военном искусстве, традиционно называемый «Искусство войны». Затем он
вернулся в своё родное царство Ци и там вскоре умер. На происхождение
от Сунь Цзы столетия спустя претендовали жившие в эпоху Троецарствия члены
клана Суней (Сунь Цзянь, Сунь Цэ, Сунь Цюань).
Сунь Цзы считал войну вынужденным злом,
которого следует избегать, насколько это вообще возможно. Он отмечал, что
«война — это как огонь, люди, которые не сложат оружия, погибнут от
собственного же оружия». Войну следует вести быстро во избежание полного
разорения страны и экономического краха государства: «Ни одна долгая война
не принесла прибыли стране: 100 побед в 100 сражениях — это просто смешно.
Каждый, кто отличился сокрушением врагов, получал победу ещё до того, как
вражеская угроза становилась реальной». Согласно книге, следует избегать резни
и зверств, потому что это может спровоцировать сопротивление и дать
противнику возможность обратить войну в свою пользу.
Одна из ключевых идей Сунь Цзы заключается
в том, что война — это не только физическая битва, но и психологическая.
Он подчеркивал, что для победы необходимо использовать тактику и стратегию,
которые позволяют обойти врага и победить его без прямого столкновения.
Также в его книге много внимания уделяется вопросам управления армией,
обеспечения дисциплины и поддержания морального духа солдат.
Книга «Искусство войны» Сунь Цзы стала
бестселлером во всем мире и до сих пор считается одним из наиболее важных
произведений военной литературы. Его идеи влияют на многих военных лидеров
и бизнесменов, а его работы продолжают использоваться в обучении
тактике и стратегии в различных областях жизни.