В статье рассматриваются актуальные требования Федерального государственного стандарта, курирующего процесс освоения школьниками навыков саморегуляции в начальных классах. Описываются отличительные возрастные особенности детей 7–11 лет, рассматривается процесс личностного развития, влияющий на становление навыков саморегуляции в учебной деятельности. Характеризуются основные умения, которые должны приобрести ученики за первые четыре года освоения общеобразовательной программы с целью полноценного развития навыков саморегуляции согласно нормам.
Ключевые слова: навык, саморегуляция, младший школьный возраст, школьники, ученики, сензитивный период, самостоятельность, самоконтроль, самоорганизация, планирование, учебные действия.
Поступление ребенка в школу — это период смены социальной среды, а вместе с ним и время значительного роста для психики индивида. С одной стороны, дети, пришедшие в начальное общеобразовательное учреждение, учатся подчиняться новым общественным правилам, а с другой, их внимание, память, мышление и остальные функции становятся произвольными. Начиная с 1 класса ученики осваивают навыки самостоятельного управления своей деятельностью, учатся планировать ее с учетом поставленных педагогом задач. Согласно приоритетным направлениям образовательной политики, навыки саморегуляции в учебной деятельности должны за первые 4 года обучения полностью сформироваться. ФГОС НОО гласит, что младшие школьники должны приобрести «способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия» [7, с. 6], а также «осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия» [7, с. 6]. Наряду с этим, в Стандарте прописано, что одним из результатов обучения должно стать освоение навыков самоорганизации и самоконтроля [7].
Становлению навыков саморегуляции посвящено множество исследований известных отечественных авторов. В двадцатом столетии Л. И. Божович, Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев данные навыки сопоставляли с устойчивостью эмоционально-волевой сферы индивидов, формированием понимания собственного «Я», интеллектуальной развитостью, а также становлением представлений о нормах и правилах поведения личностей с учетом социального окружения [2; 3; 5]. Рассматривал особенности развития навыков саморегуляции и А. А. Леонтьев. По его словам, саморегуляция в первую очередь влияет на поведенческие установки учеников, способность преодолеть трудности в образовании [6]. А. В. Захарова утверждала, что успех развития навыков учебной саморегуляции зависит от уровня самооценки школьников, их умения прилагать волевые усилия к деятельности [4].
Исходя из изысканий вышеупомянутых авторов, можно заметить, что процесс становления навыков саморегуляции неразрывно связан с формированием устойчивости психики школьников в возрасте от 7 до 11 лет. Обосновывается это прежде всего онтогенезом, так как в указанный диапазон у индивидов происходит активное созревание головного мозга.
Однако несмотря на сензитивность младшего школьного периода, регулятивные навыки у учеников развиваются достаточно продолжительно и трудно. Одним младшим школьникам тяжело запоминать с первого раза условия задач, которые необходимо решить на уроке, другим — выбрать рациональные методы действий и использовать их в нескольких предметных областях. Также проблемы возникают с навыками контроля. Чаще всего такие недостатки отмечаются у учеников 1 и 2 классов. Им трудно проанализировать, насколько правильны их учебные действия, прогнозировать вынесенную в будущем оценку.
Длительность становления навыков учебной саморегуляции у младших школьников зависит еще и от того, что ключевым стимулом к обучению являются различные внешние воздействия. Общеизвестно, что в первые 4 года чаще всего принуждают учить уроки именно родители. Самостоятельное осознание значимости такой деятельности приходит намного позднее. Наряду с этим, положительные изменения в младшем школьном возрасте наблюдаются в волевых качествах. Уже к концу 3 класса можно заметить, насколько намеренно ученик подходит к процессу освоения новых знаний. Например, учитель может уже реже напоминать о том, какую тему школьники проходили ранее, каким способом решать конкретное уравнение, какие действия применить, чтобы получить желанный результат.
Отдельное внимание следует уделить такой личностной характеристике, как самостоятельность. Она также взаимосвязана с саморегуляцией и влияет на качество освоения данных навыков. Для того, чтобы планировать свою деятельность, моделировать ситуации, программировать и прогнозировать результат, младший школьник должен в умеренной степени быть независимым от взрослых. Проявление решительности отмечается ближе к 10 годам. Ранее самостоятельность является признаком импульсивности учеников, которая возникает из-за всплеска эмоций и ярких желаний [1].
Отличительной возрастной особенностью считается приобретение младшими школьниками умения сдерживать собственные эмоции и чувства. Это также влияет на становление навыков саморегуляции в учебной деятельности. В первые два года обучения в начальной школе у учеников постепенно формируется умение подчиняться правилам образовательного учреждения, в последующих классах школьники начинают контролировать свое поведение и показывать выдержку.
Таким образом, обобщая вышесказанное, мы полагаем, что навыки саморегуляции в первую очередь влияют на качество и легкость освоения младшими школьниками образовательной программы. Младший школьный возраст признан сензитивным для становления таких навыков, так как имеются следующие особенности: ученики постепенно осваивают технику управления собственными эмоциями и желаниями, формируется произвольность, желание выполнять действия без надзора взрослых, появляется осознание и стремление, что позволяет им составлять планы, моделировать ситуации и прогнозировать их результативность.
Литература:
- Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.]. — 5-е изд. — Москва: Просвещение, 2014. — 151 с.
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — Санкт-Петербург: Питер, 2018. — 398 с.
- Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. — Москва: Изд-во «Юрайт», 2023. — 281 с.
- Захарова, А. В. Генезис самооценки: автореферат диссертации доктора психологических наук / Аида Васильевна Захарова; АПН СССР. НИИ общ. и пед. психологии. — Москва, 1989. — 44 с.
- Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» / А. Н. Леонтьев. — 10-е изд., стер. — Москва: Академия, 2020. –509 с.
- Любимов, Л. Л. Книга, в которой нуждается каждая школа. Рецензия на книгу: А. А. Леонтьев. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии (под ред. Д. А. Леонтьева) / Л. Л. Любимов / / Вопросы образования. — 2017. — № 3. — С. 234–241.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Под общ. ред. А. А. Казакова. — Москва: Просвещение, 2022. — 53 с.