Содействие педагога-психолога в развитии навыков учебной саморегуляции у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №41 (540) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 07.10.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Веремеенко, Е. Р. Содействие педагога-психолога в развитии навыков учебной саморегуляции у младших школьников / Е. Р. Веремеенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — URL: https://moluch.ru/archive/540/118123/ (дата обращения: 16.10.2024).

Препринт статьи



В статье рассматривается процедура эмпирического исследования, посвященного содействию педагога-психолога в развитии навыков учебной саморегуляции у младших школьников. Описываются направления психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в освоении регулятивных навыков. Анализируются результаты входной и контрольной диагностики уровня развития навыков учебной саморегуляции учеников 3 классов.

Ключевые слова: саморегуляция, учебная деятельность, младший школьный возраст, эмпирическое исследование, психолого-педагогическое содействие, программа.

Педагог-психолог — это специалист, без которого невозможно представить процесс комфортного обучения школьников. В его обязанности входит своевременная диагностика и выявление недостатков в развитии сфер личностей обучающихся, сопровождение процесса становления учебных навыков, оказание помощи и поддержки по широкому спектру вопросов. От того насколько развиты навыки учебной саморегуляции у учеников начального звена в целом зависит успех освоения ими знаний. В связи с чем актуальность приобретает исследование вариантов содействия школьного психолога в развитии навыков саморегуляции в учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.

Для того, чтобы выяснить, какая профессиональная помощь педагога-психолога может повлиять на уровень развития навыков учебной саморегуляции у младших школьников, нами была проведена эмпирическая работа, включающая три этапа. Базой для исследования выступило МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Нововоронежа. Выборку составили 40 респондентов в возрасте 8–9 лет, поделенных на две группы — экспериментальную и контрольную.

С помощью специально подобранного диагностического инструментария (методик: В. И. Моросановой «ССПД М1» [4], У. В. Ульенковой «Изучение уровня саморегуляции с помощью палочек-черточек» [6], А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» [2], «Детского варианта личностного теста Р. Кеттелла» [3], А. И. Высоцкого «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» [1]) удалось установить, что у 60 % обучающихся из экспериментальной группы и у 50 % — из контрольной уровень учебной саморегуляции отвечает средним показателям. Наблюдаются трудности в несформированности умения планировать будущую деятельность, принимать решения согласно требованиям. Диагностика также показала недостаточное развитие у младших школьников таких личностных качеств, как самостоятельность, ответственность, усидчивость, организаторские способности, сосредоточенность. Наряду с этим у участников исследования наблюдалась неустойчивость эмоций и волевых проявлений.

В качестве средства содействия в решении выявленных проблем нами была предложена разработка психологической программы развивающей направленности. Основными инструментами повышения навыков саморегуляции выступили игровые ситуации, тренинги, упражнения и задания, способствующие коррекции недостатков. Работа проводилась по трем модулям.

Первый блок занятий был реализован с целью оказания содействия младшим школьникам в развитии их интеллекта и умственных способностей. всего удалось провести 9 мероприятий, в процессе которых школьники осваивали техники аналитики, способы компоновки предметов из нескольких составляющих, учились составлять цепочки рассуждений с опорой на логику, находить пути разрешения спорных вопросов и т. д.

Второй блок занятий проводился с целью оказания содействия в совершенствовании эмоционально-волевой сферы младших школьников. Данному направлению было посвящено 15 академических часов. Совместно с участниками эмпирического исследования были рассмотрены такие значимые темы, как постановка целей и разработка плана, позволяющего их достичь, анализ возникающих в процессе обучения трудностей и их результаты. Наряду с этим были затронуты темы повышения самооценки, использовались специальные игры и тренинги, влияющие на формирование уверенности учеников в собственных возможностях. В рамках специально разработанного содержаний заданий и упражнений было оказана психологическая поддержка и помощь в освоении навыков контроля, сосредоточенности, регуляции поведения.

Третий модуль программы психолого-педагогического содействия был направлен на коррекцию эмоций младших школьников, обучение навыкам качественного взаимодействия с участниками образовательного процесса, а также прогнозированию. На протяжении 6 встреч удалось реализовать несколько психологических тренингов, около 10 коррекционно-развивающих упражнений и игр, а также просветительские беседы. Тематика была следующая: адекватное проживание эмоций, изучение видов человеческого настроения и его влияние на качество освоения образовательной программы, значимость поддержания коммуникативных связей со сверстниками и учителями. Отдельное внимание уделялось освоению умения находить выход из затруднений, обучению составлению прогнозов [5].

Психолого-педагогическое содействие развитию навыков учебной саморегуляции у младших школьников, посещающих МКОУ «Среднюю общеобразовательную школу № 2» г. Нововоронежа, оказывалось на протяжении полугода. Периодичность занятий составляла 1 раз в неделю.

Эффективность программы была проверена посредством повторной реализации диагностических методик. В результате выяснилось, что в среднем на 15 % удалось снизить число респондентов экспериментальной группы с низкими показателями развития навыков саморегуляции в учебной деятельности и повысить на 10 % количество младших школьников с высоким уровнем. Таким образом, результаты эмпирического исследования говорят о значимости психолого-педагогического вмешательства. Действительно, четко продуманная программа специалиста содействует в развитии навыков учебной саморегуляции у младших школьников.

Литература:

  1. Высоцкий, А. И. Метод наблюдения для оценки волевых качеств / А. И. Высоцкий // StudFiles: [сайт]. — URL: https://studfile.net/preview/7131033/ (дата обращения: 15.09.2024)
  2. Зверьков, А. В. Опросник «Исследование волевой саморегуляции» / А. В. Зверьков, Е. В. Эйдман // Психологические тесты онлайн: [сайт]. — URL: https://psytests.org/emvol/volsam-run.html (дата обращения: 15.09.2024)
  3. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла / А. Н. Капустина. — Санкт-Петербург, 2011. — С. 55–81.
  4. Моросанова, В. И. Диагностика саморегуляции поведения учащихся / В. И. Моросанова, В. С. Боргоедова // Школьные технологии. — 2012. — № 4. — С. 150–160.
  5. Моросанова В. И. Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени / Под ред. Ю. П. Зинченко, В. И. Моросановой. — Санкт-Петербург: Нестор-История, 2020. — 650 с.
  6. Ульенкова, У. В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к изучению у шестилетних детей с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова, В. В. Кисова // Дефектология: научно-методический журнал. — 2001. — № 1. — С. 26–33.


Задать вопрос