Преимущества и перспективы налогового мониторинга как шаг к цифровизации налогового контроля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (540) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 07.10.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Сидоренко, Д. В. Преимущества и перспективы налогового мониторинга как шаг к цифровизации налогового контроля / Д. В. Сидоренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — С. 220-223. — URL: https://moluch.ru/archive/540/118130/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассматривается новый режим налогового контроля — налоговый мониторинг, в основе которого лежит доступ в онлайн-среде налоговым органам к учётным записям налогоплательщиков. Новая форма пришла на замену имеющимся традиционным проверкам Федеральной налоговой службы и является одним из больших шагов в мир цифровизации и технологий. В статье раскрываются преимущества налогового мониторинга и дальнейшие перспективы его развития, существенно вносящие изменения в формат взаимодействия налоговых органов с бизнесом.

Ключевые слова: налоговый мониторинг, налоговый контроль, налоговые органы, налогоплательщики, организация, компания, бизнес, цифровизация, сервисы, проекты, Цифровой налоговый кодекс.

Налоговый контроль занимает важное место в системе государственного контроля и согласно ч.1 ст. 82 НК РФ представляет собой деятельность контрольных органов за соблюдением налогового законодательства [1]. Налоговый контроль не стоит на месте, развивается и идёт в ногу со временем. Так, 1 января 2015 года Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 348-ФЗ [2] в Налоговом кодексе РФ была определена новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг, регулируемый Разделом V.2 НК РФ «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга». В отношении налогоплательщиков данная форма применяется с 1 января 2016 года, дающая им значительные преимущества по отношению к компаниям с прежними условиями.

Под налоговым мониторингом понимается такая форма налогового контроля, при которой организация даёт налоговому органу допуск к своей бухгалтерской и налоговой информации в режиме реального времени. Такого рода метод предоставления данных дает возможность незамедлительно координировать вместе с налоговым органом моменты по налогообложению предполагаемых и произведенных операций, что позволит компании избежать излишних штрафов, а также усовершенствовать свои системы отчётов.

Для того, чтобы организации перейти на налоговый мониторинг необходимо предоставить ряд документов:

– заявление о проведении новой формы налогового контроля, форма которого утверждена приказом ФНС России от 11.05.2021 № EД-7–23/476@. [4];

– регламент информационного взаимодействия, т. е. документ, устанавливающий последовательность операций и вид информационного взаимодействия при передаче сведений органам государственной власти организациями;

– сведения о взаимозависимых лицах. Взаимозависимыми могут являться ИП, организации и физические лица, взаимоотношения которых влияют на результаты сделок между ними;

– учетная политика организации — документ, определяющий способы и методы ведения налогового учёта;

– документы о системе внутреннего контроля: контрольные процедуры, сведения об организации системы внутреннего контроля и т. д.

По п. 4 ст. 105.26 НК РФ календарный год является периодом, за который проводится налоговый мониторинг. Так, после предоставления заявления согласно ст. 105.27 НК РФ решение о проведении налогового мониторинга принимается налоговым органом до 1 ноября года, в котором организация подала заявление. Сама процедура проведения налогового мониторинга регламентируется ст. 105.29 НК РФ. Участие организации в данной форме налогового контроля вырабатывает доверие к бизнесу, указывая на его добросовестность и своевременное выполнение возложенных обязательств.

Налоговый мониторинг в силу своей специфики освобождает организации от камеральных и выездных налоговых проверок, правовые основы которых закреплены в п. 1.1. ст. 88 НК РФ и п. 5.1 ст. 89 НК РФ [1], однако есть некоторые исключения, к примеру, камеральная и выездная проверки всё же будут проведены, если налоговый мониторинг был прекращён досрочно, также выездная проверка состоится, если она проводится вышестоящим налоговым органом или если налогоплательщик не исполнил мотивированное мнение налогового органа.

Как следствие из вышесказанного, у организации будет эффективно организованная система внутреннего контроля, в последствии чего снижение рисков в совершении налоговых ошибок. Это одно из важных преимуществ налогового мониторинга, ведущее к повышению вероятности досудебного урегулирования конфликтов в случае возникновения спорных ситуаций.

Налоговый мониторинг способствует разгрузке налоговых органов от проведения различных налоговых мероприятий, выводя налоговый контроль на новую ступень, открывая двери в мир цифровизации.

С каждым годом всё больше компаний принимают участие в новой форме налогового контроля. Так, в 2024 году 129 организаций подали заявление на прохождение налогового мониторинга. Бизнес видит возможности, их привлекает открытость взаимодействия с налоговыми органами, их рекомендации по ситуациям, находящимся в зоне риска. По статистике ФНС, благодаря налоговому мониторингу снижаются суммы начисленных пеней на 93 %, сокращаются трудозатраты на проведение проверок до 30 %. Это уже большой показатель того, что налоговый мониторинг оптимизирует стандартные процессы контроля в сфере налогов и сборов и это не предел.

Формирование широкого информационного взаимодействия посредством обеспечения налоговым органам доступа в онлайн-режиме к информационным системам налогоплательщиков и перехода на более высокий уровень обработки данных представляет собой приоритетное направление развития такой формы налогового контроля как налоговый мониторинг.

В настоящее время уже разработано немалое количество сервисов, опубликованных на сайте ФНС России и их число растёт.

Таблица 1

Проекты сервисов по налоговому мониторингу с 2024 по 2026 года

Название сервиса

Срок реализации налогоплательщиками

Доступность на тестовом стенде АО «ГНИВЦ», да/нет

Файлообмен

02.06.2024 г.

Да

Сервис отправки требования о представлении документов (информации)

02.06.2024 г.

Да

Сервис информирования обработки ответа на требование

02.06.2024 г.

Да

Сервис о получении данных о расшифровке доходов по ОКВЭД

02.06.2025 г.

Да

Сервис по обмену информацией по результатам прогноза налоговой базы и суммы налога на прибыль

02.06.2025 г.

Да

Сервис получения сведений по договорам и контрагентам организации-участника налогового мониторинга

02.06.2025 г.

Да

Сервис представления налогоплательщиком комментариев к результатам факторного анализа налога на прибыль, рассчитанного в информационной системе налогового органа

02.06.2025 г.

Да

Взаимосвязанные регистры по долговым обязательствам

01.07.2026 г.

Нет

10202 «Расшифровка к Листу 03 КНД 1151006 «Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций»»

01.07.2026 г.

Нет

В таблице 1 представлены проекты сервисов, внедряемых с 2024 по 2026 года. Как мы видим из представленной таблицы, некоторые из сервисов уже доступны на тестовом стенде Главного научного инновационного внедренческого центра. Проекты электронных сервисов способствуют автоматизации налогового мониторинга, содержащие в себе список контролей и алгоритмов их осуществления на стороне налогоплательщика и налоговых органов.

На данный момент для улучшения онлайн взаимодействия принят Цифровой Налоговый кодекс, представляющий собой единую цифровую методологическую модель. Опираясь на комментарии ФНС России, введение данного кодекса в дальнейшем будет способствовать упрощению проведения процедуры налогового мониторинга, в следствие чего значительно снижать различные риски и неопределенные моменты при начислении налогов. Так, данный кодекс позволит автоматически проводить проверку данных, а также согласовывать базу по налогу на прибыль компании, с этой целью проводится масштабная работа по унификации и стандартизации регистров.

По моему мнению, практика применения налогового мониторинга будет расширяться, если к данной системе будут подключены крупнейшие налогоплательщики в России, подавая пример среднему и малому бизнесу.

Но у данной формы налогового контроля есть и свои тонкости. Так, не каждый налогоплательщик готов соответствовать критериям Налогового кодекса РФ, соблюдать одновременно все запрашиваемые условия, поэтому такие организации скорее всего откажутся от участия в предлагаемой форме контроля. Государство в свою очередь, выявив такую проблему, уже в 2021 году пошло на шаг к смягчению требований компаниям для вступления в налоговый мониторинг. Как пример, был принят Федеральный закон от 29.12.2020 года № 470-ФЗ [3], в соответствии с которым согласно ст.9 данного закона были снижены суммарные критерии по налогам до 100 млн руб. с учетом НДФЛ и страховых взносов, по доходам и активам до 1 млрд руб. для перехода организаций на налоговый мониторинг.

Несмотря на смягчение требований со стороны государства, проблемой также является недостаточное информационное освещение налогового мониторинга, поскольку на сайте ФНС России отсутствует полномасштабная статистика по результатам налогового мониторинга, как, к примеру, статистика по камеральным и выездным налоговым проверкам, что ставит под сомнение прозрачность сведений о налоговом мониторинге. Отражение информации позволит расширить представление организаций о новой форме налогового контроля и стимулировать их переход.

Таким образом, можно сделать вывод, что такая форма налогового контроля как налоговый мониторинг является достаточно перспективным инструментом контроля, содержащая в себе неотъемлемые преимущества по сравнению с традиционными формами, выводящая налоговое администрирование на качественно новый уровень взаимодействия, снижая временные и финансовые затраты на проведение проверки. Однако, такая форма налогового контроля в силу своей специфики сталкивается с рядом проблем, решение которых позволит распространить использование налогового мониторинга среди налогоплательщиков.

Литература:

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (часть 1) с изм. и доп., вступ. в силу с 29.06.2023 (в ред. от 24 июня 2023 г.), принятый Государственной Думой 16 июля 1998 г. // Российская газета. —1998 г. — № 146. — 31 июля.

2 О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 04 ноября 2014 г. № 348-ФЗ // Российская газета. —2014 г. — № 348. — 04 ноября.

3 О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах: федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 470-ФЗ // Российская газета. —2020 г. — № 470. — 29 декабря.

4 Об утверждении форм и форматов документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним: приказ ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7–23/476@ // Законность. — 2021.

5 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы: указ Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 г. № 203 // Законность. — 2017 г. — № 203.

6 Об утверждении концепции развития и функционирования в РФ системы налогового мониторинга: распоряжение Правительства РФ от 21 февраля 2020 г. № 381-р. // Законность. — 2020 г. — № 281-р.

7 Лагутина, Л. Г. Организация и методика проведения налоговых проверок: учебник для вузов / Л. Г. Лагутина. — М.: Юрайт, 2022 г. — 205 с.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговый мониторинг, налоговый контроль, РФ, налоговый орган, внутренний контроль, орган, выездная проверка, информационное взаимодействие, Налоговый кодекс РФ, Цифровой Налоговый кодекс.


Похожие статьи

Особенности налогообложения бизнеса в Республике Казахстан

В статье рассмотрены такие важные аспекты регулирования экономики республики, как налогообложение, перспективные направления его совершенствования и дальнейшего развития в сфере развития малого и среднего бизнес. Также рассмотрены особенности соверше...

Сравнительный анализ налогообложения инвестиций в разных странах

В современном мире вопросы налогообложения инвестиций становятся все более актуальными и значимыми для различных стран и экономических субъектов. Каждая страна имеет свою собственную систему налогообложения, которая может существенно влиять на решени...

Применение машинного обучения в управлении человеческими ресурсами: перспективы и вызовы

Современные технологии искусственного интеллекта и машинного обучения проникают во все сферы нашей жизни, и управление человеческими ресурсами (HR) не является исключением. Внедрение машинного обучения в HR-практики открывает новые перспективы для по...

Актуальность электронной коммерции для налогообложения: проблемные вопросы

Обладая многочисленными преимуществами по сравнению с обычной коммерцией, электронная коммерция как новая форма бизнеса быстро развивается. В этом исследовании рассматриваются налоговые аспекты операций электронной коммерции на онлайн-рынке.

Совершенствование обеспечения прав и обязанностей налоговых органов

Статья посвящена изучению проблемы прав и обязанностей налоговых органов. В рамках данной темы автором рассмотрены проблемы и пути совершенствования налогового контроля в РФ. В статье предложены направления совершенствования налогового законодательст...

История зарождения трансфертного ценообразования. Проблемы. Риски. Возможные решения

В данной статье рассмотрены актуальные на сегодняшний день проблемы и трудности, с которыми сталкиваются налогоплательщики при подготовки документации для налоговых органов и обосновании рыночности цен, применяемых в сделках, попадающих под контроль ...

Кризис в коридорах власти: срочная необходимость ИТ-реформ в госсекторе

В статье освещается критическая необходимость внедрения штатных ИТ-отделов в государственных организациях. Рассматривается текущее состояние ИТ-инфраструктуры в госсекторе и выявляются основные проблемы, связанные с отсутствием специализированных ИТ-...

Экономико-управленческие аспекты инструментария оценки налоговых рисков: опыт России и США

В статье представлен сравнительный анализ налогового законодательства России и США, произведена экономическая оценка налоговых рисков, осуществлено обоснование прогноза совершенствования отечественной методики выбора кандидатов для налоговой проверки...

Применение искусственного интеллекта в процессе физической подготовки

Статья рассматривает инновационные подходы и технологии, стоящие на стыке спортивной науки и информационных технологий. Искусственный интеллект (ИИ) проникает во все сферы жизни, включая спорт и физическую подготовку, где его применение открывает нов...

Адаптация рекламы как маркетинговый инструмент международных компаний

В статье рассматривается адаптация как неотъемлемый маркетинговый инструмент международных компаний, а также дано разъяснение, почему в условиях современного глобального рынка не всегда возможна полная стандартизация рекламных кампаний. На примере ро...

Похожие статьи

Особенности налогообложения бизнеса в Республике Казахстан

В статье рассмотрены такие важные аспекты регулирования экономики республики, как налогообложение, перспективные направления его совершенствования и дальнейшего развития в сфере развития малого и среднего бизнес. Также рассмотрены особенности соверше...

Сравнительный анализ налогообложения инвестиций в разных странах

В современном мире вопросы налогообложения инвестиций становятся все более актуальными и значимыми для различных стран и экономических субъектов. Каждая страна имеет свою собственную систему налогообложения, которая может существенно влиять на решени...

Применение машинного обучения в управлении человеческими ресурсами: перспективы и вызовы

Современные технологии искусственного интеллекта и машинного обучения проникают во все сферы нашей жизни, и управление человеческими ресурсами (HR) не является исключением. Внедрение машинного обучения в HR-практики открывает новые перспективы для по...

Актуальность электронной коммерции для налогообложения: проблемные вопросы

Обладая многочисленными преимуществами по сравнению с обычной коммерцией, электронная коммерция как новая форма бизнеса быстро развивается. В этом исследовании рассматриваются налоговые аспекты операций электронной коммерции на онлайн-рынке.

Совершенствование обеспечения прав и обязанностей налоговых органов

Статья посвящена изучению проблемы прав и обязанностей налоговых органов. В рамках данной темы автором рассмотрены проблемы и пути совершенствования налогового контроля в РФ. В статье предложены направления совершенствования налогового законодательст...

История зарождения трансфертного ценообразования. Проблемы. Риски. Возможные решения

В данной статье рассмотрены актуальные на сегодняшний день проблемы и трудности, с которыми сталкиваются налогоплательщики при подготовки документации для налоговых органов и обосновании рыночности цен, применяемых в сделках, попадающих под контроль ...

Кризис в коридорах власти: срочная необходимость ИТ-реформ в госсекторе

В статье освещается критическая необходимость внедрения штатных ИТ-отделов в государственных организациях. Рассматривается текущее состояние ИТ-инфраструктуры в госсекторе и выявляются основные проблемы, связанные с отсутствием специализированных ИТ-...

Экономико-управленческие аспекты инструментария оценки налоговых рисков: опыт России и США

В статье представлен сравнительный анализ налогового законодательства России и США, произведена экономическая оценка налоговых рисков, осуществлено обоснование прогноза совершенствования отечественной методики выбора кандидатов для налоговой проверки...

Применение искусственного интеллекта в процессе физической подготовки

Статья рассматривает инновационные подходы и технологии, стоящие на стыке спортивной науки и информационных технологий. Искусственный интеллект (ИИ) проникает во все сферы жизни, включая спорт и физическую подготовку, где его применение открывает нов...

Адаптация рекламы как маркетинговый инструмент международных компаний

В статье рассматривается адаптация как неотъемлемый маркетинговый инструмент международных компаний, а также дано разъяснение, почему в условиях современного глобального рынка не всегда возможна полная стандартизация рекламных кампаний. На примере ро...

Задать вопрос