В статье проводится анализ категорий наказаний по мусульманскому уголовному праву и принципы их применения. Также автором в статье рассматриваются различные классификации наказаний в мусульманском уголовном праве, которые предлагаются научным сообществом. Исходя из анализа категорий наказаний, автором выделяются особенности системы наказаний в мусульманском уголовном праве, отличающие ее от других систем.
Ключевые слова: мусульманское уголовное право, шариат, классификация наказаний, основные наказания, дополнительные наказания.
The article analyzes the categories of punishments in Islamic criminal law and the principles of their application. The author also discusses various classifications of punishments in Islamic criminal law, which are proposed by the scientific community. Based on the analysis of the categories of punishments, the author highlights the features of the punishment system in Islamic criminal law that distinguish it from other systems.
Keywords: Islamic criminal law, Sharia, classification of punishments, ubstantive punishment, subsidiary penalties.
Мусульманское право является частью религиозной правовой семьи. Особенность данной семьи состоит в том, что нормы закона транслируют волю некоего существа и закрепляются в религиозных трактатах. В современном мире некоторые государства пытаются систематизировать религиозные нормы, принимать и издавать толкования таких норм, что значительно упрощает применение таких норм на практике.
Основным источников уголовного права в мусульманских странах являются Коран [7] и сунна [8]. В случае же «молчания» Корана и Сунны нормы устанавливались совместным согласием мусульманской общины в решениях (иджма) либо единолично каждым халифом (фирманы). Одним из наиболее спорных источников мусульманского права был кияс — решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты), в частности у народов, населявших нашу страну [2].
Наказания в мусульманском праве должны отвечать определенным принципам. Так, Ю. А. Иванов выделяет несколько принципов, на которых строится система наказаний в уголовном праве мусульманских стран:
1) сакральность — наказание воспринимается как очищение от греха и для человека, и для общества;
2) неотвратимость и неизбежность наказания — наказание настигает человека и на земле, и в загробной жизни;
3) эквивалентность наказания — наказание должно четко соответствовать совершенному преступлению;
4) справедливость наказания — согласно исламу, если существует хотя бы малейшее сомнение в правомерности применения хадда, он не должен применяться [3].
Как мы видим, в отличие от иных правовых семей, в религиозной правовой семье принципом наказания является его сакральность. Именно этим обусловлено наличие в религиозной правовой семье таких наказаний, как порицание, искупление греха и т. п.
Исследователями мусульманского права зачастую выделяются следующие категории наказаний:
- «Хадд» или «Худуд». Указанные наказания напрямую предусмотрены в Коране либо сунне. Такие наказания назначаются за преступления «против воли Аллаха». К таким преступлениям можно отнести отступничество от ислама, преступления против государства, прелюбодеяние, разбой и воровство. Эта категория наказаний включает в себя смертную казнь, бичевание, закидывание камнями, отсечение конечностей. Важно отметить, что такое наказание по мусульманским законам должно быть приведено в исполнение обязательно.
Однако не все ученые сходятся во мнении, какие именно преступления входят в данную группу. Н. В. Кононкова и С. А. Говенко, проводя анализ различных точек зрения, указывают, что «большинство ученых сходятся во мнении, что к ним относятся семь наиболее опасных общественных деяний — прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, кража, разбой, недоказанное обвинение в прелюбодеянии, вероотступничество и бунт. Данные преступления трактовались как посягательства на «права Аллаха» и не допускали прощения. Однако Ибрахим Дасуки аш-Шахави, например, исключает из этого перечня бунт, а Атийа Мустафа Машрафа, кроме того, — и вероотступничество» [4]. Таким образом, формально, в исламском праве нет четкого закрепления норм, как то привычно, например, для романо-германской правовой семьи, что не дает возможность выработать какие-то определенные принципы для назначения наказаний для всех стран, где источником уголовного права является Коран.
- «Кисас», «дийа», «каффара». Данная категория наказаний назначается за преступления против отдельных лиц, когда имеют место причинение смерти либо каких-то увечий. Кисас — это возмездие определенным действием, т. е. своеобразный принцип талиона, закрепленный в мусульманском праве, дийа — это денежное возмещение, компенсация. Наказания, относящиеся к категории кисас, допускают замену возмездия денежным возмещением либо вообще допускают прощение и помилование. Основной принцип назначения такого наказания — его полное соответствие совершенному преступлению. Однако, когда такого соответствия нельзя добиться, наказание также заменяется на денежную компенсацию, которая и называется «дийа» (компенсация за кровь). Однако дийа может быть и самостоятельным наказанием, например, за совершение неумышленного убийства или убийства по ошибке.
Коран предусматривает еще один вид наказания — «каффара», что переводится как искупление. Именно в существовании такого вида наказания, как искупление, в большей мере проявляется религиозный характер мусульманского уголовного права. Искупление может быть назначено за неумышленное причинение смерти и выражаться, например, в раздаче милостыни.
- «Тазир» — назидание. Эти наказания в Коране и сунне не предусмотрены, как и преступления, за которые они назначаются. Раньше такие наказания назначались за совершение небольших правонарушений и преступлений судьями на свое личное усмотрение. В настоящее же время в некоторых мусульманских странах преступления и наказания, не предусмотренные в Коране и сунне, систематизированы в уголовные законы (кодексы). Такой кодекс существует, например, в Йеменской республике.
Э. Ш. Раджабова, например, отмечает, что наказания категории тазир «назначаются с учетом судейского усмотрения за все иные преступления, посягающие как на права и волю Аллаха, так и на сферу личностных интересов и прав (в частности, за мошенничество, вымогательство, злоупотребление доверием, обмеривание, обвешивание, растрату государственного имущества)» [6].
К наказаниям данной категории можно отнести практически любое иное наказание, не предусмотренное основными источниками уголовного права. Например, ранее существовало такое наказание как устное порицание, которые могло быть применено за лжесвидетельство, или, например, было наказание в виде проявления осуждения.
В настоящее время к таким наказаниям можно отнести все привычные для нас наказания, например, исправительные работы или лишение свободы на определенный срок. Отсюда следует отличительная черта такого наказания — его формальная неопределенность. Фактически суд может сам выбрать санкцию за наказание, если, конечно, не связан действующим в стране уголовным кодексом.
Еще одной отличительной чертой можно назвать применение данного наказания не только к преступлениям против личности, но и к преступлениям против Аллаха, если суд сочтет, что в данном случае преступление носило именно такой характер.
Таким образом, система наказаний в уголовном праве мусульманских стран не имеет такого же четкого закрепления, как, например, в странах романо-германской правовой семьи.
Однако представленная выше классификация не является единственной. Так, В. Ю. Артемов выделяет три группы наказаний в классическом мусульманском праве: «телесные, членовредительские и квалифицированные (например, смертная казнь («кетл»), в том числе в квалифицированной форме («реджм»), отсечение конечностей («кат»), бичевание («джельд»), лишение свободы («сиджн»), ссылка («нафи»), членовредительские наказания по талиону, конфискация имущества («аль-мусадара»), возмещение или выкуп за кровь («дийа»), штраф) [1].
А. В. Петровский, в свою очередь, классифицирует наказания на две группы: «обязательные (нормированные) и светские. К нормированным автор относит смертную казнь, членовредительские наказания, возмездие и компенсация за вред («дийа»). Автор отмечает, что такие наказания характерны для уголовного права Ирана, Йемена, Катара, Пакистана, Саудовской Аравии. Смертная казнь как светское наказание применяется за совершение наиболее серьезных преступлений против личности, государственной и общественной безопасности. Такая санкция содержится в уголовном законодательстве Бахрейна, Египта, Иордании, Кувейта, Ливии, Сирии и др. В системе светских наказаний уголовное законодательство многих мусульманских государств — Бахрейна, Египта, Иордании, Ирана, Кувейта, Ливана, Саудовской Аравии, Судана — выделяет основные наказания (лишение свободы на определенный и неопределенный срок, арест, штраф, конфискацию имущества) и дополнительные наказания (ссылку, лишение определенных гражданских и публичных прав, лишение права вождения транспортным средством, закрытие помещения, депортацию, опубликование приговора)» [5].
Э. Ш. Раджабова отмечает, что «подходы к классификации наказаний в мусульманском уголовном праве, полностью соответствующего канонам ислама, можно наглядно отразить при анализе законодательства Ирана. Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран классифицирует все наказания на 5 видов:
1) предписанные (нормированные) Кораном («худуд»);
2) возмездие («кисас»);
3) материальная компенсация или «выкуп крови» («дийа») — возмещение вреда при согласии на то потерпевшего, определяемое судьей в соответствии с принципами исламского права;
4) взыскания, налагаемые судом («тазир») — включают дисциплинарные и уголовные наказания, вид и размер которых не фиксируется шариатом, а относится к дискреции судьи, руководствующегося общими принципами исламского права;
5) сдерживающие (правоохранные) меры — включают дисциплинарные и уголовные наказания (в их числе — тюремное заключение, штраф, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенным видом деятельности, лишение социальных прав, ограничение свободы выбора местожительства, образовательные меры в отношении детей и меры безопасности в отношении лиц, страдающих психическим расстройством)» [6].
Таким образом, уголовное право мусульманских стран имеет ряд отличительных особенностей от уголовного права государств иных правовых семей. Главным отличием является то, что система преступлений и наказаний закреплена в религиозных текстах — Коране и сунне. Еще одной отличительной чертой являются принципы сакральности и неотвратимости наказания. Религия приписывает, что лицо понесет наказание в любом случае и в любом мире, однако при этом преступник должен осознать свое деяние и покаяться. Вместе с тем, современное уголовное законодательство мусульманских стран также подвержено тенденции систематизации и кодификации. Более того, наряду с религиозными нормами, в большинстве мусульманских стран применяются и светские нормы, что, однако, мотивировано и тем, что Коран и сунна не содержат некоторые «современные» виды преступлений и наказаний. Стоит отметить, что религиозность уголовного права мусульманских стран порождает его, с одной стороны, гибкость в применении наказаний (т. к. наказание должно соответствовать преступлению), так и некоторую устойчивость, закостенелость (наличие наказания в виде принципа талиона устарело и не соответствует современным тенденциям, однако религиозный текст изменить нельзя).
Литература:
- Артемов В. Ю. Основные институты мусульманского уголовного права: специальность 12.00.01 «Юридические науки»: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Артемов Владислав Юрьевич; РУДН. — Москва, 2008. — 181 c.
- Гасымов М. И. Особенности наказания по мусульманскому уголовному праву и современные проблемы его применения / М. И. Гасымов. — URL: http://novaum.ru/public/p973?ysclid=lsh1lhh1kl280917820 (дата обращения: 11.02.2024).
- Иванов Ю. А. Мусульманское право: вопросы уголовной юстиции / Ю. А. Иванов // Судебная власть и уголовный процесс. — 2015. — № 4. — С. 297–303.
- Кононкова Н. В. Преступления категории «худуд» («хадд») в мусульманском уголовном праве / Н. В. Кононкова, С. А. Говенко // Вестник АмГУ. — 2016. — № 72. — С. 21–26.
- Петровский А. В. Мусульманское уголовное право и особенности уголовного законодательства мусульманских государств: монография / А. В. Петровский. — Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2013. — 91 с.
- Раджабова Э. Ш. Классификация наказаний по мусульманскому уголовному праву / Э. Ш. Раджабова // Юридический вестник ДГУ. — 2015. — № 1. — Т. 13. — С. 93–97.
- Священный Коран. — URL: https://quran-online.ru/ (дата обращения: 11.02.2024).
- Сунны нашего Пророка / пер.: Н. Кузнецова. — Стамбул, 2013. — 152 с. — URL: https://azan.ru/kutub/view/sunnyi-nashego-proroka-ash-shamail-il-Muhammadiya-354?ysclid=lsh2fcgfxx788183681 (дата обращения: 11.02.2024).