Идея спортизации физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении возникла из необходимости модернизировать систему физического воспитания детей, чтобы она обеспечивала комплексное решение оздоровительных, образовательных, воспитательных, развивающих задач. Это инновационное направление деятельности образовательных учреждений разного уровня в основе которого лежит концепция конверсии избранных элементов высоких технологий спортивной тренировки в интересах совершенствования содержания и форм организации физического воспитания в образовательных учреждениях. Использование спортивных игр в работе с дошкольниками, отвечает их внутренним потребностям, сравнительно ранний выбор своего любимого вида спорта, что является одной из наиболее характерных особенностей современного спорта.
Ключевые слова: спортизация, спортизированное воспитание дошкольников, спортизированные технологии, приобщение дошкольников к спорту.
The idea of sportization of physical education in a preschool educational institution arose from the need to modernize the system of physical education of children so that it provides a comprehensive solution to health, educational, educational, developmental tasks. This is an innovative area of activity of educational institutions of various levels, which is based on the concept of converting selected elements of high-tech sports training in the interests of improving the content and forms of organization of physical education in educational institutions. The use of sports games in working with preschoolers meets their internal needs and the relatively early choice of their most favorite sport is one of the most characteristic features of modern sports.
Keywords: sportization, sportized education of preschoolers, sportized technologies, introducing preschoolers to sports.
Введение
Современные исследования проблем спортизированного воспитания дошкольников основываются на результатах многолетних поисков отечественных и зарубежных учёных. Интересно проследить историю использования высоких технологий спортивной тренировки в физическом воспитании детей. В. К. Бальсевич, Г. Г. Наталов, Ю. К. Чернышенко пишут в связи с этим: «Многие учёные (П. Ф. Лесгафт (1837–1909); Ж. Эбер (1875 —1957); К. Гаульгофер (1885–1941) на протяжении всей первой трети века считали, что такому «гадкому утёнку» как спорт с его неудержимым стремлением к рекордам не место в светлом храме физического воспитания детей» [1, с.15].
Однако очень быстро практики, а затем и учёные стали обращаться к спортивным технологиям, чтобы повысить эффективность физического воспитания детей разного возраста. В середине двадцатого столетия спорт и его эффективные технологии стали использоваться «в качестве незаменимого и эффективнейшего средства и метода физического воспитания, хотя и некоторыми оговорками: для старших классов школы» [1, с.15].
В девяностые годы ХХ века, когда реформировались все сферы жизнедеятельности в нашей стране, в том числе образование, спорт, физическое воспитание растущего поколения, именно В. К. Бальсевич, его ученики и единомышленники предложили идею «конверсии ценностей спорта в систему физического воспитания и рассмотрения этого явления как самостоятельного направления физической культуры», — констатируют профессор К. Д. Чермит и академик РАО С. Д. Неверкович, подводя итоги предиктивного анализа развития спортивно ориентированного направления физического воспитания в России [5, c.7]
В числе первых отечественных исследователей спортизированного физического воспитания были учёные Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма В. К. Бальсевич [1], Л. И. Лубышева [3]. Учёные доказали необходимость интеграции систем физического воспитания и детско-юношеского спорта, широкого применения в физическом воспитании средств и методов спортивной подготовки по механизму конверсии приемлемых элементов спортивной культуры.
Цель данной статьиобобщить материалы исследований, доказывающих возможность спортизированного физического воспитания дошкольников.
Анализ современных публикаций. Спортизация физического воспитания дошкольников многие годы рассматривалась как вопрос дискуссионный. Действительно, в дошкольном образовании спортизация физического воспитания имеет определённые ограничения, которые связаны с возрастом детей, степенью созревания систем организма, однако и здесь оно возможно, и будет основываться на тех же принципах, утверждают Ю. К. Чернышенко, В. А. Баландин, Е. В. Демидова [6].
Экспериментальная работа в дошкольных учреждениях по данной проблеме проводилась в Омске, Иркутске, Челябинске, Ханты-Мансийске, Тобольске и Краснодаре и доказала, что спортизированные технологии обеспечивают высокий уровень качества физического воспитания. Это проявилось в опережении физической подготовленности детей из ДОУ, где проводилась экспериментальная работа, по сравнению с европейскими сверстниками.
Активными сторонниками спортизации физического воспитания в условиях дошкольной организации являются Ю. К. Чернышенко, В. А. Баландин, Е. В. Демидова, Р. И. Соленова — исследователи из Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Такая организация физического воспитания, с их точки зрения, обеспечит широкое использование спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном процессе, что приведёт к «сбалансированному воздействию как на двигательную, так и на психические функции, на интеллектуальный и двигательный компоненты личности дошкольников средствами физкультурно-спортивной деятельности» [6, С.321].
Ю. К. Чернышенко вместе с коллегами считают, что дошкольники могут овладеть некоторыми знаниями в области истории спорта, спортивной тренировки и методов самоконтроля — это важный интеллектуальный компонент учебной работы. Контроль осуществляется по целевым ориентирам ФГОС ДО, а также в соревнованиях, которые обеспечивают возможность показать результат [6, с. 324]. Для работы в данной модели авторы рекомендуют программу и технологию К. Ю. Чернышенко «Вечное движение», которая может быть реализована в ДОУ в форме детских спортивных клубов, секций, кружков. Вид спорта определяется с учётом возможностей ребёнка, его желания и с согласия родителей. Авторы технологии спортизированного физического воспитания дошкольников убеждены, что «спортизация воспитания через организацию спортизированных занятий позволяет оптимизировать процесс формирования спортивной культуры личности на ранних возрастных этапах» [6, с. 324].
Систему приобщения старших дошкольников к спортивным играм предлагает Л. Н. Волошина в программе «Играйте на здоровье!». Автор утверждает, что «использование предложенных в программе игр с элементами спорта, обогащает двигательную деятельность детей, делает её разносторонней, отвечающей индивидуальному опыту и интересам детей» [2, с.6]. В технологии обучения детей дошкольного возраста городошному спорту, баскетболу, футболу, хоккею, бадминтону, настольному теннису учтена специфика каждой из игр и возможности дошкольников. «Опыт, накапливаемый ребёнком в процессе овладения играми с элементами спорта, содержит разнообразные двигательные программы, повышает тем самым возможности ребёнка для овладения новыми движениями» [15, с.9].
Идея спортизированного физического воспитания дошкольников использована доктором медицинских наук, профессором А. А. Несмеяновым и кандидатом педагогических наук, профессором С. Л. Фетисовой при разработке новой спортивной игры «Питербаскет» [4]. Из названия игры понятно, что это упрощённый вариант игры в баскетбол. Авторы пишут, что за двадцать лет созданная в Санкт-Петербурге игра стала популярным средством физического воспитания дошкольников, популярной в России и за её пределами: в Литве, Польше, Швеции. Авторы рекомендуют использовать питербаскет для воспитанников старших и подготовительных групп. Они дают подробные методические рекомендации обучения детей правилам, технике, тактике игры и настаивают на необходимости предварительного усвоения наиболее важных элементов техники владения мячом.
Выводы. Итак, система спортизированного физического воспитания дошкольников имеет глубокую научную базу, экспериментально доказавшую значимость и эффективность спортизированного физического воспитания и развития дошкольников. Исследователи предлагают разные варианты практического осуществления задач спортизированного физического воспитания. Для своей работы мы выбрали вариант Л. Н. Волошиной, когда приобщение детей к спорту реализуется по программе «Играйте на здоровье» в форме третьего физкультурного занятия на открытом воздухе.
Литература:
- Бальсевич В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе: монография. — М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. — 112 с.
- Волошина Л. Н., Курилова Т. В. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 3–7 лет. — М.: Просвещение, 2021. — 234с.
- Лубышева Л. И. Принцип конверсии спортивных технологий в оздоровительной физической культуре // Теория и практика физической культуры. 2023. № 6. С. 101.
- Несмеянов А. А., Овчинников В. П., Фетисова С. Л. Питербаскет как метод оздоровления и физического воспитания детей дошкольного возраста // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание, 2019. — № 4. — С. 85–88.
- Чермит К. Д., Неверкович С. Д. Конверсия спортивных технологий в системе спортизированного физического воспитания // Теория и практика физической культуры, 2022. — С. 6–8.
- Чернышенко Ю. К., Баландин В. А., Демидова Е. В., Соленова Р. И. Спортизация воспитания в условиях дошкольной образовательной организации детей 3–7 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 10. — С. 321–325. — [Электронный ресурс] URL:http://e-koncept. ru/ 2016/56872.htm. (дата обращения 14. 06.2023)