В статье рассмотрено влияние стиля родительского отношения на особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: родительское отношение, эмоциональное развитие ребенка, дошкольный возраст.
Одним из ключевых аспектов общего развития ребёнка является его эмоционально-личностное развитие.
Становление эмоционально-личностной сферы ребёнка формируется благодаря стилю родительского отношения к нему. Благодаря родителям, ребенок учится вербальному и невербальному общению. Через стиль родительского отношения ребёнку также передаются и духовные ценности, всё, что мама и папа накапливают с опытом передаётся малышу: духовные ценности, моральные нормы и соображения, образцы поведения, культуру традиции и общества. Вследствие чего у ребенка происходит формирование ценностного мира.
Образцы поведения ребёнка по большей мере формируются благодаря стилю родительского отношения, с их помощью ребёнок познает окружающий мир. «Благодаря положительным эмоциональным связям родителей с ребенком и стремлением его быть похожим на них эта тенденция значительно усиливается. При осознании родителями этой важной закономерности и понимании, зависящего от них формирования личности ребенка, их поведение и поступки способствуют в целом формированию у ребенка таких качеств и осознания человеческих ценностей, которые они планируют передать ему» [1, с. 45].
Каждая семья воспитывает своих детей уникальным способом, присущим только этой семье, благодаря стилям родительского отношения или иначе -стилю воспитания. Стили воспитания формируются под влиянием многих факторов: образа жизни семьи, культуры, домашнего воспитания, воспитания самих родителей, представлений о воспитании и так далее.
А. Л. Венгер под термином «стиль воспитания» понимает «характер взаимоотношений с ребенком в семье, который обусловливает степень контроля, заботы и опеки, теснота эмоциональных контактов, характер руководства, количество запретов» [1, с. 68].
Обращаясь к исследованиям отечественной психологии, можно отметить, что отцы, в отличие от матерей, при воспитании ребенка в большей степени используют авторитарный стиль семейного воспитания, проявляющийся в необоснованной требовательности, строгости, отсутствием сотрудничества. Матери склонны включать по отношению к дошкольникам либеральный стиль семейного воспитания, который проявляется в сниженной требовательности, контроле, эмоциональным принятием ребенка родителем и сотрудничеством.
Полную характеристику эмоциональных детско-родительских взаимоотношений дает Е. И. Захарова, она выделяет три блока эмоционального взаимодействия родителя и ребенка: чувствительный блок, блок эмоциональных проявлений и блок поведенческих проявлений.
Первый блок отвечает за характеристики родительской чувствительности, а именно за характеристики, отражающие особенности восприятия, умение распознавать эмоциональное состояние ребенка. При взаимодействии, это проявляется в способности матери понимать причины состояния своего ребенка, сопереживать проблемам ребенка, сочувствовать ему.
Ко второму блоку Е. И. Захарова относит эмоциональные проявления: проявления положительного эмоционального фона или напряжённого. Проявление положительного эмоционального фона проявляется в случае, если мать испытывает к ребенку искренние тёплые чувства и любовь, а ребенок те же чувства испытывает к матери, и наоборот напряжённый эмоциональный фон: если мать испытывает по отношению к ребенку раздражение, недовольство. Также данный блок включает в себя характеристики отношения к себе, как к родителю.
Третий блок отвечает за поведенческие проявления к ребёнку. Примером таких проявлений служат: оказание эмоциональной поддержки ребенка, стремление к телесному контакту, умение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка.
Согласно изучениям А. В. Мочалова, «в нынешних семьях, воспитывающих ребенка в возрасте 5–6 лет, более распространена гиперопека» [1, с. 28].
Гиперопека по отношению к ребёнку проявляется как вседозволенность, снисходительность к его действиям. Чаще всего такие дети растут несамостоятельными, беспокойными и нерешительными в себе. У них мало сформированы умения самообслуживания, коммуникативные, а также речевые навыки. Также у дошкольников с подобным стилем воспитания часто проявляются враждебность и самоволие по отношению к сверстникам и взрослым.
Е. Д. Лейбюк отмечает, что «современные родители навязывают детям свое мнение, не доверяют им принимать самостоятельные решения, подавляют в них свою индивидуальность. Это может быть связано с неуверенностью родителей в своих силах, низкой осведомлённости о стилях воспитания, возрастных особенностях детей, неумении найти с ребенком компромисс. Это все негативно влияет на личностное развитие ребенка любого возраста» [3, с. 16].
Т. В. Чухрова подчёркивает негативные тенденции в использовании стилей семейного воспитания. По мнению автора, общение родителей и детей дошкольного возраста сегодня характеризуется дефицитом, что связано с занятостью родителей и их внесемейной активностью. «Родители перестали уделять внимание созданию условий, которые обеспечивают гармоничное развитие. Все чаще дети дошкольного возраста характеризуются повышенной тревожностью» [3, с. 15].
Таким образом, влияние стилей родительского отношения на эмоционально-личностное развитие ребенка очевидно. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надёжности. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками. Но некоторые семьи допускают ошибки в воспитании, это означает, что их стиль родительского воспитания не эффективен или имеет свои нюансы. Вследствие чего могут неправильно сформироваться важнейшие показатели эмоционально-личностной сферы дошкольника, такие как: спокойный эмоциональный фон восприятия; проявление эмоций по цепочке «желание — представление — действие — эмоция»; более управляемые эмоциональные процессы, развитие эмоционального предвосхищения; появление аффективных реакций; появление новых мотивов для деятельности; способность оценивать свое поведение.
При ограничении инициативы ребенка и тщательном контроле у него возникает ощущение собственной несамостоятельности, возникает чувство беспомощности. При таких условиях ребенок может быть нечувствительным к позитивным эмоциям и не может иметь полную ориентировку в эмоциональных состояниях. При игнорировании потребностей ребенка, у него возникают внутриличностные конфликты. Ребенок не может понять свои эмоциональные состояния. В дальнейшем, это приводит к тому, что у ребенка не могут сформироваться социальные эмоции.
Литература:
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. — СПб: Питер, 2014. — 398с.
- Варга, А. Я. Типы неправильного родительского отношения [Текст] / А. Я. Варга. — М., 2011.
- Диагностика и коррекция детско-родительских отношений [Электронный ресурс] / О. В. Токарь, О. А. Усанова — М.: ФЛИНТА, 2014. — http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976520127.
- Рябова, С. Н. Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребёнка / С. Н. Рябова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 311–314. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106385/ (дата обращения: 14.09.2024).