Применение личностно ориентированной технологии в работе с детьми на занятиях по интересам «Умная глина» в условиях социально-реабилитационного центра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бабынина, Т. Н. Применение личностно ориентированной технологии в работе с детьми на занятиях по интересам «Умная глина» в условиях социально-реабилитационного центра / Т. Н. Бабынина, М. С. Дюкарева, А. М. Медведева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — С. 330-332. — URL: https://moluch.ru/archive/540/118163/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы пытаются определить связи применений личностно-ориентированных технологий в работе с детьми в рамках занятий по интересам «Умная глина» в условиях социально-реабилитационного центра.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, обучение, дети.

Профессор, доктор психологических наук Ираида Сергеевна Якиманская, в ходе многолетнего анализа, превосходства личностно-ориентированного подхода в школьном образовании над традиционными подходами, сформулировала определение личностно-ориентированного обучения. Профессор считала, что это такое обучение, где особо важным является личность каждого ребенка, его субъектный опыт, который нужно раскрыть, а затем связать с содержанием образования. Якиманская писала о том, что в образовании происходит не просто интериоризации ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития [1, с. 5].

Ученик — главная действующая фигура всего образовательного процесса и есть, по нашему мнению, личностно-ориентированная педагогика.

В ходе реформирования российского образования, связанного с осуществлением личностно-ориентированного подхода, произошли необходимые изменения в стандартной практике обучения и воспитания детей. Формирование и обновление содержания образования, введение новых педагогических технологий, которые обеспечивали развитие самой личности. В этой связи приоритетными видятся личностно-ориентированные технологии.

Дополнительное образование является одним из элементов, составляющих образовательную систему России.

В дополнительном образовании детей широко применяются технологии, которые основаны на личностно-ориентированном подходе: педагогика сотрудничества; технология полного усвоения знаний; адаптивная система обучения; технология исследовательского обучения; технология игрового обучения; технология модульного обучения; технология разноуровневого обучения; дифференциация и индивидуализация обучения [2,с.8].

«Занятия по интересам», одно из направлений дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, которая реализуется педагогами в условиях социально-реабилитационного центра.

Для успешного развития творческих способностей у воспитанников младшего школьного возраста подходит такой вид декоративно — прикладного творчества, как лепка из глины. Именно творческие занятия, в частности лепка, способны помочь выразить те чувства и эмоции, которые накопились в душе, как бы «выплескивая» их на продукты своей деятельности.

Применения личностно-ориентированных технологий на дополнительных занятиях способствуют эффективной реализации программы дополнительного образования.

Реализация применения личностно-ориентированной технологии возможна в условиях социально-реабилитационного центра через систему занятий в рамках программы по интересам «Умная глина».

Задача воспитателя — не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

В соответствии с данной технологией для каждого воспитанника составляется индивидуальная программа, в рамках программы занятий по интересам «Умная глина». Продолжительность реализации 1 год. Для воспитанников младшей группы 7–10 лет разработано 49 занятий. Основная форма занятия — практическое занятие. Занятие включает теоретическую и практическую часть. Теоретический материал по лепке из глины составляет 20 часов. Практический материал по лепке из глины составляет 29 часов.

В социально-реабилитационном центре созданы все условия для развития творческих способностей воспитанников посредством применения лепки из глины, как одного из видов декоративно-прикладного творчества на занятиях по интересам «Умная глина».

Практическое занятие состоит из этапов:

  1. Объяснение воспитателя. Этап теоретического осмысления работы.
  2. Показ. Этап инструктажа.
  3. Проба. Этап, на котором два — три воспитанника выполняют работу, а остальные воспитанники наблюдают и под руководством воспитателя делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.
  4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Воспитатель уделяет особое внимание тем, кто плохо справляются с заданием.
  5. Контроль. На этом этапе принимаются и оцениваются работы воспитанников.

Чтобы достичь положительного результата, разработали определенную систему в своей работе, состоящую из этапов: предшествующая работа; анкетирование; определение формы работы; заготовка необходимых материалов; планирование хода работы; отработка возможных ошибок и способов их устранения. Занятия основываются на блочно-цикличном характере.

Наряду с традиционно признанными формами организации практических занятий, чтобы достичь положительного результата используются несколько форм занятий: вводное занятие, ознакомительное занятие, занятие с натуры, занятие по замыслу, занятие-импровизация, занятие проверочное, конкурсное занятие, занятие-экскурсия, итоговое занятие.

Воспитатель систематически проводит подведения итогов, регулярные фотоматериалы, дипломы воспитанников отражает на стенде: «Наше творчество».

Постоянно действуют выставки детских работ в реабилитационном центре. Работы воспитанников принимают участие в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, интернет конкурсах.

Организует дни презентаций детских работ родителям, сотрудникам, малышам.

На занятиях по интересам «Умная глина» индивидуализация обучения осуществляется со стороны самого обучающегося, коррекционно-развивающие возможности декоративно-прикладного творчества основаны на том, что ребёнку предоставлены неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в процессе творчества. Способствуют развитию у детей природных творческих способностей.

Деятельность по формированию творческих способностей с учетом применений личностно-ориентированной технологии дала определённые результаты: после проведения занятий по интересам «Умная глина» дети овладели определенными знаниями, умениями, навыками, выявили и осознали свои способности. Все детские работы носят общественно-полезную направленность, находят применение в быту [3, с. 6].

Можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе дополнительного образования.

Инновационное образование должно быть сконцентрировано на развитие личности человека, развертывание его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации, умениями.

Личностно-ориентированные технологии способствуют раскрыть способности каждого ребёнка его творческую индивидуальность [4, с. 8].

Программа по интересам «Умная глина» способствует формированию знаний, умений у ребенка, накапливает собственный опыт и это даёт ему возможность самообразования, саморазвития, социализации и самовыражения, что способствует успешной социальной реабилитации детей

Личностно-ориентированных технологии, применяемые в работе с детьми на занятиях по интересам «Умная глина» в условиях социально-реабилитационного центра, способствовали раскрытию способностей каждого ребёнка его, творческую индивидуальность.

Литература:

  1. Якиманская И. С. Личностно — ориентированное обучение в современной школе /М.: Сентябрь, 1996–96с.
  2. Дейч Б. А. Личностно ориентированные технологии в дополнительном образовании детей: Материалы сайта Института молодёжной политики и социальной работы НГПУ, 2011.
  3. БабынинаТ. Н. Развитие творческих способностей воспитанников младшего школьного возраста посредством применения лепки из глины на занятиях по интересам в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних./ Всероссийский педагогический журнал «Познание» http://wwwzhurnalpoznanie.ru/servisy/obmen_opytom/publ?id=38
  4. Иванченко И. Д. Занятия в системе дополнительного образования детей.–Ростов-на-Дону, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): социально-реабилитационный центр, занятие, личностно-ориентированный подход, декоративно-прикладное творчество, дополнительное образование, интерес, ребенок, положительный результат, практическое занятие, субъектный опыт.


Похожие статьи

Использование визуального расписания в работе с неговорящими детьми в ГКУ ЦСПР «Роза ветров»

Статья выполнена в рамках Гранта «Мир без границ» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации В статье раскрываются возможности формирования альтернативной коммуникации у неговорящих детей с помощью визуального расписания в режим...

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Использование кейс-метода в профориентационной работе со школьниками

В статье автор пытается определить эффективность использования кейс-метода в профориентационной работе со школьниками.

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

В статье автор пытается определить условия формирования готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Применение метода наглядного моделирования и схематизации в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи и их родителями

В статье авторы описывают применение методов наглядного моделирования и схематизации в коррекционной педагогике в условиях дошкольного обучения.

Технология VisualWord как средство коммуникативного и речевого развития обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного класса

В статье описана авторская технология «VisualWord» и принцип ее применения в работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра. Автор иллюстрирует блоки технологии и представляет алгоритм развития коммуникации и речи в рамках деят...

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий

В данной статье автор описывает педагогический опыт работы в МБДОУ «Детском саду № 2» г. Меленки Владимирской области по созданию условий для сенсорного развития детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий.

Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности

Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...

Похожие статьи

Использование визуального расписания в работе с неговорящими детьми в ГКУ ЦСПР «Роза ветров»

Статья выполнена в рамках Гранта «Мир без границ» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации В статье раскрываются возможности формирования альтернативной коммуникации у неговорящих детей с помощью визуального расписания в режим...

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Использование кейс-метода в профориентационной работе со школьниками

В статье автор пытается определить эффективность использования кейс-метода в профориентационной работе со школьниками.

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

В статье автор пытается определить условия формирования готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Применение метода наглядного моделирования и схематизации в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи и их родителями

В статье авторы описывают применение методов наглядного моделирования и схематизации в коррекционной педагогике в условиях дошкольного обучения.

Технология VisualWord как средство коммуникативного и речевого развития обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного класса

В статье описана авторская технология «VisualWord» и принцип ее применения в работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра. Автор иллюстрирует блоки технологии и представляет алгоритм развития коммуникации и речи в рамках деят...

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий

В данной статье автор описывает педагогический опыт работы в МБДОУ «Детском саду № 2» г. Меленки Владимирской области по созданию условий для сенсорного развития детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий.

Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности

Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...

Задать вопрос