Административно-правовой механизм разрешения налоговых споров в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (540) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 13.10.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Арефьев, А. П. Административно-правовой механизм разрешения налоговых споров в Российской Федерации / А. П. Арефьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — URL: https://moluch.ru/archive/540/118180/ (дата обращения: 16.10.2024).

Препринт статьи



В настоящей статье анализируется административно-правовой механизм разрешения налоговых споров в современной Российской Федерации. Налоговые споры представляются достаточно частым конфликтом между гражданами и органами власти. Вместе с тем, законодательство предусматривает четкие процедуры разрешения подобных споров. Специфика и модель разрешения налоговых споров при помощи административно-правового механизма исследуется в данной статье.

Ключевые слова: налогообложение, налоговые споры, налоговое законодательство, конфликт власти и граждан, процендентное право.

This article analyzes the administrative-legal mechanism for resolving tax disputes in the modern Russian Federation. Tax disputes seem to be a fairly frequent conflict between citizens and government bodies. At the same time, the legislation provides for clear procedures for resolving such disputes. The specifics and model of resolving tax disputes using the administrative-legal mechanism are examined in this article.

Keywords: taxation, tax disputes, tax legislation, conflict between authorities and citizens, procendental law.

Налоговые споры — частый пример конфликта между гражданами и инстациями власти, в данном случае преимущественно налоговой службы.

Л. Н. Чулкова отмечает, что налоговые споры представляют собой разногласия между налогоплательщиком и налоговой службой по вопросам налогообложения или налогового законодательства [4, с.96]

Такого характера споры могут возникнуть по разным основаниям. Среди основных причин можно назвать нежелание налогоплательщика уплачивать налоги, ревизия налоговых отчислений и многие другие ситуации, когда граждане считают свои права в области налогообложения нарушенными. Кроме того, неверное толкование налогового законодательства или ошибки при расчетах налогообложения могут стать объективными причинами для возникновения налоговых споров [3].

В настоящей статье демонстрируется, как налоговые споры разрешаются при помощи админстративно-правовых ресурсов и методов.

Данная проблематика стала предметов исследования ряда современных ученых.

Так, Е. С. Мозговая рассматривала правовую природу налоговых споров. Ключевой вывод автора заключается в том, что относительная усложненность налогового законодательства становится одним из истоков налоговых споров.

Н. Л. Кириченко, В. И. Скопина, А. А. Колесник и другие авторы исследуют различные аспекты налоговых споров.

Сравнительный анализ научной литературы, однако же, позволяет утверждать, что административно-правовой механизм разрешения налоговых споров в современной РФ представляется малоисследованной тематикой. Таким образом, данная статья представляет собой новый анализ вопросов разрешения налоговых споров с точки зрения административно-правовых аспектов.

При этом, отметим, что под административно-правовыми механизмами решения налоговых споров можно подразумевать систему правовых норм и мероприятий, посредством которых разрешаются налоговые споры. Действия в контексте данных механизмов осуществляются в строгом соответствии с законодательством РФ и не могут содержать в себе попыток личных разногласий или же тенденций к неформальному разрешению налоговых споров, к примеру, с применением коррупционных элементов или же при личном участии сотрудников налоговой службы.

Законодательство РФ устанавливает возможность обжаловать действия налоговых органов, что происходит согласно установленным законодательно процедурам и порядкам. Данные процедуры и порядки не следует называть сложными или многоаспектными. В целом, административно-правовой механизм урегулирования налоговых споров заключается в пошаговых действиях, которые обозначены в нормативно-правовых актах процессуального характера современной РФ.

Так, в ст.137 Налогового кодекса указывается, что каждый налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права [1].

Можно выделить несколько ключевых аспектов такого характера обжалований:

1) Необходимость защиты и соблюдения прав и свобод налогоплательщика во всех случаях конфликтной ситуации. включая действия налоговых административных органов. Стоит отметить, что в РФ не допускается усечение прав и свобод человека и гражданина в любых случаях, кроме определенных федеральным законодательством (к примеру, мера по лишению свободы осужденных за преступления);

2) Процедурность и последовательность обжалования. В частности, налогоплательщик может подать заявление в суд на налоговых орган. Данные процедуры устанавливаются законодательно и содержат в себе строгую последовательность действий и шагов, которые необходимо предпринять в процессе разрешения налоговых споров;

3) Возможность досудебного урегулирования налоговых споров. Налогоплательщик может сперва обратиться с налоговых орган в административном порядке с тем, чтобы разрешить налоговый спор. Обычно практика судебных разрешений налоговых споров нетипична для РФ, и в стране в основном данные споры разрешаются во внесудебном порядке. Кроме того, редкостью является уголовное преследование за неуплату налогов и, соответственно, в случае доказанности преступления, меры уголовного прещения, наложенные на преступника;

4) Налоговые органы в обязательном порядке участвуют в судебном процессе, если таковой состоится. Они могут выступить в суде в качестве истца или ответчика по налоговым спорам.

5) За налогоплательщиком или за налоговой службой остается право обжалования решений суда, либо же — налогоплательщика с решением налогового органа. В частности, при несогласии налогоплательщика с действиями или решением налоговой инспекции, он может обжаловать их в вышестоящем налоговом органе или суде. Данный аспект гарантирует защиту прав налогоплательщиков и в целом может быть охарактеризован в контексте процессуального законодательства современной РФ;

6) В рамках административно-правового механизма решения налоговых споров применяются нормы административного права. Данные нормы регулируют порядок рассмотрения жалоб и принятия решений налоговыми органами. Данный аспект может быть рассмотрен в контексте единства и универсальности законодательства в области решения налоговых споров. Так, к примеру, необходимо обеспечить общность решений налоговых органов в части споров с налогоплательщиками.

Вместе с тем, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указывается, что не принятие мер по оспариванию решений налоговых органов налогоплательщиком не становится основанием для разрешения налоговых споров в пользу последних [2].

Представим краткую схему административно-правового механизма урегулирования налоговых споров в современной РФ.

Данная схема содержит в себе описание тех процедур, которые предпринимаются в связи с возникновением такого спора.

Иными словами, в настоящей работе представлена процедурная модель административно-правового механизма урегулирования налоговых споров по состоянию на современное время.

Данная модель включает следующую последовательность действий:

1) Предъявление требований. Как налогоплательщик, так и налоговый орган могут обратиться с требованием по налоговому спору. Данный этап — первичный. В его рамках формируется основная проблемная ситуация налогового спора;

2) Рассмотрения спора по существу. Оно осуществляется в налоговом органе или же в суде. Как налогоплательщик, так и налоговая инспекция могут проводить налоговый спор в органах судебной власти, если данный спор не был разрешен в досудебном порядке;

3) Заключительный этап: исполнение решения. На данном этапе происходит исполнение решения или налогового органа, или суда. Как налогоплательщик, так и налоговый орган могут вынести собственное решение по налоговому спору, строго опираясь на законодательство РФ, в частности, на меры и нормативы Налогового Кодекса.

Таким образом, административно-правовой механизм разрешения налоговых споров в современной РФ представлен несколькими этапами и базируется на законодательстве, в частности, на Налоговом Кодексе РФ. Это связано с необходимостью обеспечения законности данных споров, а также соблюдения прав и свобод граждан при их разрешении.

Данный механизм имеет своей ключевой задачей строгое и организованное разрешение налоговых споров, которые могут возникнуть между налогоплательщиком и налоговым органом. Налоговые споры могут решатся как в досудебном, так и в судебном порядке, при этом, стоит отметить, что вопрос о практических действиях в рамках спора может быть представлен дискуссионным. В частности, в научной литературе опровергается мнение о том, что налоговые споры принципиально отличаются от иных видов споров граждан и органов власти, к примеру, надзорных инстанций. Иными словами, налоговые споры представляют собой типичный пример в этом контексте.

Административно-правовой механизм разрешения налоговых споров на современном этапе истории РФ можно назвать достаточно эффективным способом урегулирования конфликтов в области исполнения налогового законодательства и уплаты налогов. Это актуализирует исследование налоговых споров и формирует запрос на дальнейший анализ нормативно-правовых источников.

Вместе с тем, налоговые споры — практика повсеместная. Так, в спор могут вступать индивидуальные предприниматели, самозанятые или граждане-плательщики налогов, предприятия по различным вопросам.

К перечню таких вопросов можно отнести, к примеру, уплату налогов или налоговые отчисления в различные фонды (к примеру, в Социальный фонд РФ).

Практически, налоговые споры вступают важным инструментом не только правового общества и государства, но и демократии, демонстрируя, что в российском социуме возможен конфликт граждан и органов власти, налогоплательщиков и налоговых надзорных органов.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1. // КонсультантПлюс — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
  2. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // КонсультантПлюс. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151174
  3. Файрузова, Ю. М. Понятие и сущность налогового спора / Ю. М. Файрузова, Н. Н. Бойко // Современные научные исследования и разработки. — 2017. — № 9 (17). — С. 480–481.
  4. Чулкова, Л. Н. Порядок судебного обжалования писем ФНС России / Л.Чулкова // Налоговый вестник. — 2016. — № 6. — С. 93–99.


Задать вопрос