Особенности формирования связного повествовательного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (540) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 11.10.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Дунаева, А. А. Особенности формирования связного повествовательного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи / А. А. Дунаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — URL: https://moluch.ru/archive/540/118203/ (дата обращения: 16.10.2024).

Препринт статьи



В данной статье рассматриваются особенности формирования связного повествовательного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень). Описывается содержание и результаты обследования связного повествовательного высказывания у детей с общим недоразвитием речи (III уровень).

Ключевые слова: общее недоразвитие речи (III уровень), связная речь, повествовательное высказывание, старший дошкольный возраст.

This article examines the features of the formation of a coherent narrative utterance in preschoolers with general speech underdevelopment (level III). The content and results of a survey of coherent narrative utterance in children with general speech underdevelopment (level III) are described.

Keywords: general underdevelopment of speech (level III), coherent speech, narrative utterance, senior preschool age.

Взаимодействие с окружающим миром через речь позволяет детям лучше понимать его и выражать свои мысли и чувства. Важно помогать детям формировать связную речь, поскольку она тесно связана с умственным развитием ребёнка.

В связной речи реализуется коммуникативная функция языка. Для развития навыков связной речи важно поощрять детей высказывать свои мысли и идеи, а также учить их внимательно слушать собеседника. успешно взаимодействует с ними.

При воспитании ребёнка важно уделить внимание формированию навыка связного повествовательного высказывания. Умение говорить последовательно и логично помогает ребёнку успешно общаться с другими людьми и выражать свои мысли и чувства более четко.

Проведенные исследования ученых, таких как А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. А. Никашина, С. Л. Рубенштейн, Е. Ф. Соботович [4, с.7], Т. А. Ткаченко и других, показали, что связное повествовательное высказывание играет ключевую роль в образовательном процессе, способствуя усвоению знаний, развитию логического мышления и творческие способностей.

Для успешного выполнения учебных заданий необходимо обладать комплексом навыков, включающих в себя умение анализировать, интерпретировать и логически высказывать свои мысли. Всё это требует хорошо развитой связной повествовательной речи.

Умение грамотно и последовательно излагать мысли является важным навыком для развития связного повествовательного высказывания. Рассказывание историй привлекает внимание детей своей доступностью и интересом. Они часто используют его в своей речевой практике [3, с. 4].

Многие исследователи изучали, как у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) формируется связное повествовательное высказывание. В работах В. К. Воробьёвой [1], П. В. Глухова [2, с. 10–13], О. С. Ушаковой [3], Шашкиной Г. Р. [5] рассматривается, что такое «связное повествовательное высказывание», рассказывается о его структуре и возрастных особенностях, а также как её можно скорректировать.

Авторы выяснили, что, что для развития связного повествовательного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень), необходимо знание различных типов и структуры высказывания, а также понимание взаимосвязи между частями предложений. Повествовательная речь представляет собой структурно завершенное целое, состоящее из отдельных элементов, объединённых общей темой.

Несмотря на существование множества методик развития связной речи, эта тема остаётся актуальной и сегодня. Анализ специальной литературы и опыта работы логопедов показал, что, несмотря на глубокое понимание проблемы в теории, в практике коррекции не всегда учитываются особенности, характерные для повествовательных высказываний, которые создают дети.

Исходя из обнаруженного противоречия, мы поставили перед собой цель исследования — определить уровень развития связного повествовательного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).

Обследование особенностей связного повествовательного высказывания проводилось в подготовительной группе на базе одного из Муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений. В исследовании приняла участие группа детей из 10 человек с логопедическим заключением: «общее недоразвитие речи (III уровень)».

Для оценки уровня развития навыков связного повествовательного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) применялась методика В. П. Глухова. [2].

  1. Задание: пересказ русской народной сказки «Теремок».

Цель: определить уровень сформированности умения самостоятельно пересказывать текст.

Инструкция: Внимательно послушай сказку, после чего перескажи её своими словами.

Цель первого задания заключалась в том, чтобы оценить способность детей с общим недоразвитием речи (III уровень) к пересказу знакомой сказки «Теремок». У четырёх детей (Софии Б., Софии Г., Александра М. и Ильи К.) возникли значительные трудности при выполнении этой задачи. Они часто сталкивались с проблемами в начале пересказа, особенно когда необходимо было использовать предложно-падежную конструкцию. В их рассказах было видно, что они часто повторяли фразы или их части, нарушали смысловую и синтаксическую связь между предложениями, пропускали глаголы и так далее.

У детей отмечалась недостаточно развитая фразовая речь, характеризующаяся короткими и простыми высказываниями с небольшим количеством слов.

  1. Задание: рассказ по серии картинок «Как ёж натаскал сразу на ползимы яблок».

Цель: определить уровень сформированности умения составлять рассказ по серии сюжетных иллюстраций.

Инструкция: Рассмотри представленные изображения и, опираясь на них, составь рассказ.

Составление рассказа по серии картин позволило выявить ряд характерных особенностей повествовательной речи у детей с общим недоразвитием речи (III уровень):

— Несмотря на то, что мы предварительно обсудили каждую картинку и пояснили значение ключевых деталей, большинству детей было трудно создать связный и самостоятельный рассказ. Они нуждались в дополнительной поддержке: дополнительные вопросы, указание на определенную часть картинки или конкретную деталь.

— В процессе перехода от одной картинки к другой три ребенка (Александр М., Марк З. и Илья К.) столкнулись с трудностями.

— Дети делали паузу в повествовании и им было сложно продолжить рассказ самостоятельно.

— Повествования ограничивались простым описанием последовательности действий героев.

  1. Задание: составить описательный рассказ «Любимая игрушка»

Цель: определить уровень сформированности умения составлять описательный рассказ.

Инструкция: Вспомни игрушку, которая тебе дорога и поделись своими воспоминаниями о ней.

В третьем задании детям предлагалось вспомнить свои любимые игрушки и игры и составить рассказ. Они должны были описать внешний вид своих игрушек и рассказать, как они играют с ними. Затем каждый ребенок создавал свой уникальный рассказ, отвечая на вопросы, связанные с каждым аспектом этого рассказа.

Согласно проведенному обследованию умения составлять описательный рассказ, у детей с общим недоразвитием речи (III уровень) отмечается ограниченное восприятие окружающего мира, а также недостаток в области речевых навыков. Высказывания представляют собой набор неразборчивых и грамматически некорректных фраз. В них можно заметить ошибки в согласовании слов между собой, пропуски или замены сложных предлогов. Сложности возникли при составлении сложных предложений с сочинительными и подчинительными связями. Конечно, все эти недочеты сказываются на связности высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).

Проанализировав рассказы, мы выяснили, что лишь у одного обследуемого, Дианы А., в каждом отрывке текста присутствуют цельные предложения. У остальных детей они отсутствуют в одном или нескольких отрывках, заменены простым перечислением предметов и действий.

При формулировании высказываний дети испытывали затруднения, особенно при его планировании. Вторая часть предложения добавлялась к первой автоматически, не учитывая её содержание и структуру.

  1. Задание: творческий рассказ по данному началу.

Цель: определить уровень сформированности умения самостоятельно составлять рассказ по предложенному началу.

Инструкция: Послушай начало рассказа, а потом придумай, чем он закончится.

Результаты показали, что четверо детей (Илья К., София Г., Кира Г. и Марк З.) испытывали затруднения с формулированием фраз. Они нуждались в дополнительном вопросе, чтобы правильно описать изображённое действие. У трёх других детей (Варвара Е., Анастасия Л. и Елизавета К.) были ошибки в использовании словоформ, что приводило к нарушению связи в предложениях. Они также испытывали затруднения с подбором нужных слов и соблюдением их порядка в предложении. Двое из группы (Диана А. и София Б.) столкнулись с проблемами как смыслового, так и синтаксического характера, хотя в разной степени. Александр М. не смог успешно выполнить задание.

Для оценки успешности выполнения заданий использовалась методика В. П. Глухова [3, с.50]. Данная методика основана на использовании системы баллов и уровней. Каждое задание оценивается индивидуально, после чего подсчитывается общее количество баллов. Общая оценка за все задания затем сравнивается с уровнями сформированности навыков.

Определённое количество баллов соответствовало каждому уровню.

— хороший — 4 балла,

— удовлетворительный — 3 балла,

— недостаточный — 2 балла,

— низкий — 1 балл.

Основными параметрами для оценки были:

— уровень самостоятельности при составлении рассказа;

— соответствие требований поставленной задаче;

— целостность, связность и логичность структуры повествования;

— соблюдение грамматических правил.

В ходе исследования связного повествовательного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) было выявлено три различных уровня качества выполнения предложенных заданий.

— высокий уровень — 16–13 баллов;

— средний уровень — 12–6 баллов;

— низкий уровень — 5–1 балл.

Результаты выполнения заданий приведены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты обследования связной повествовательной речи дошкольников

Дети

Задания

Общее количество баллов

Уровень сформированности

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Александр М

1

1

1

0

3

низкий

Анастасия Л

3

2

2

2

9

средний

Варвара Е

4

2

2

2

10

средний

Диана А

3

3

3

2

11

средний

Елизавета К

3

2

2

2

9

средний

Илья К

1

1

1

1

4

низкий

Кира Г

3

2

2

1

8

средний

Марк З

2

1

1

1

5

низкий

София Б

1

2

1

2

6

средний

София Г

1

2

1

1

5

низкий

Примечание: Задание 1. Пересказ; Задание 2. Рассказ по серии сюжетных картин; Задание 3. Описательный рассказ из личного опыта; Задание 4. Творческий рассказ по данному началу.

Анализ результатов эксперимента показал, что дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) испытывали трудности при создании связных повествовательных высказываний. Вот основные препятствия, с которыми они столкнулись:

— нарушение логической последовательности в высказывании: отсутствие вступления, развития действия или конца (развязки);

— нарушение последовательности событий и пропуск ключевых моментов сюжета;

— нестабильность в установлении причинно-следственных связей в рассказе.

— — трудности в построении логической структуры высказывания: требуется помощь в определении последовательности внешних опор для составления текста;

— нарушение целостности повествования: опускаются определенные сюжетные моменты.

— в рассказе детей возможности для свободного толкования событий с точки зрения главного героя ограничены из-за того, что повествование осуществляется от его имени. (то есть формальная замена третьего лица на первое).

Согласно полученным результатам исследования, среди детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи (III уровень), 40 % демонстрируют низкий уровень развития навыков связного повествовательного высказывания, в то время как 60 % — средний уровень.

Таким образом, данное исследование доказало, что дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) значительно отстают от своих сверстников без речевых нарушений в навыках составления связного повествовательного высказывания. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень), наблюдаются затруднения с организацией и чётким выражением своих мыслей. Их повествования характеризуются несвязностью, недостатком последовательности отдельных сюжетных моментов и аграмматичным оформлением, что приводит к опусканию важных деталей рассказа. Поэтому развитие умения связного повествовательного высказывания является важным аспектом коррекционной работы со старшими дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (III уровень).

Литература:

  1. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: учебное пособие / В. К. Воробьева. — Москва: МПСУ, 2016. — 233 c.
  2. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: учебное пособие для вузов / В. П. Глухов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 236 с. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/558305 (дата обращения: 14.09.2024).
  3. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 5–7 лет. [Текст] / О. С. Ушакова. — 3-е изд., дополн. — Москва: ТЦ Сфера, 2017. — 272 c.
  4. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) [Текст] / Е. Ф. Соботович. — М.: Классикс стиль, 2003. — 158, [2] с.
  5. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учебное пособие для вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 247 с. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. –URL: https://urait.ru/bcode/544403 (дата обращения: 10.09.2024).


Задать вопрос