Функции российской прокуратуры на первоначальных этапах ее развития (XIX — начало XX века) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (540) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 10.10.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Ряхина, О. Ю. Функции российской прокуратуры на первоначальных этапах ее развития (XIX — начало XX века) / О. Ю. Ряхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — С. 212-214. — URL: https://moluch.ru/archive/540/118228/ (дата обращения: 15.11.2024).



Российская прокуратура функционирует на историческом промежутке протяженностью свыше трехсот лет. Она бережно сохраняет лучшие исторические традиции и является уникальным национальным институтом государства, который представляет его интересы и обеспечивает необходимый уровень защищенности прав и свобод граждан. В настоящей статье проводится анализ особенностей эволюции функций прокуратуры как самостоятельного государственного органа, в целях лучшего понимания ее исторического предназначения, определения ее места в системе иных государственных органов. Оценка исторической необходимости и результатов возложения на прокуроров отдельных функций, а также отказа от них в определенные исторические моменты, лежит в основе повышения эффективности деятельности органов прокуратуры в современных условиях.

Ключевые слова: органы прокуратуры, функции прокуратуры, создание и развитие органов прокуратуры, исторические этапы развития российской прокуратуры.

Введение. В настоящее время для органов прокуратуры характерен полифункциональный подход: это означает, что в качестве основных функций прокуратуры выступают как уголовное преследование за совершение преступлений, так и универсальная надзорная деятельность, которая способствует поддержанию законности и соблюдению прав человека. При этом в профессиональном сообществе не прекращается дискуссия о том, какая из функций должна быть для органов прокуратуры основной — поддержание государственного обвинения или осуществление надзора за соблюдением законности.

Основная часть. Развитие и совершенствование деятельности современной прокуратуры, как представляется, находится в прямой зависимости от исторических предпосылок ее становления. Историко-правовой анализ обеспечит возможность определения современных тенденции изменений функционала прокуратуры.

Исторически российская прокуратура была создана Императором Петром I (Великим). Данный орган был учреждён в 1722 году в качестве надзорного органа, как «око государево». Великий реформатор России начала ХVIII в. Петр I, искавший пути и средства ускорения преобразований, пришел к решению создать особый надзорный орган, способный «уничтожить или ослабить зло, проистекавшее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония» [1].

Ретроспективный анализ позволяет выявить следующую закономерность: необоснованные усиление либо ослабление процессуальной роли прокурора в разные периоды истории с неизбежностью вели к негативным последствиям в виде серьезных упущений в механизме обеспечения реализации прав участников уголовного процесса.

Как представляется в развитии российской прокуратуры можно выделить четыре основных исторических этапа:

— 1722–1864 гг. — дореформенная прокуратура;

— 1864–1917 гг. — пореформенная прокуратура;

— 1922–1991 гг. — советская прокуратура;

— с 1991 г.-настоящее время — современная российская прокуратура [5].

Правовой статус прокурора постоянно корректировался отечественным законодателем, в том числе менялась его роль в уголовном процессе. Так, с момента создания прокуратура реализовала заложенную ее создателем надзорную функцию. Существенные изменения произошли в ходе проведения судебной реформы 1864 года, воплотившей новаторские идеи в области судоустройства и судопроизводства: в пореформенный период и вплоть до 1917 года российская прокуратура являлась прежде всего институтом обвинения, практически полностью лишившись надзорных функций, органом уголовного преследования в системе органов судебной власти. Роль прокурорского надзора за состоянием законности при рассмотрении гражданских и иных дел в судах в тот период была существенно снижена в пользу осуществления уголовного преследования. Функции прокуратуры также существенно менялись и в последующие исторические периоды.

На первоначальном этапе, непосредственно после создания прокуратуры в Российской Империи, имело место ее становление как надзорного органа. На этом этапе своего развития прокуратура неоднократно не только наделялась новыми полномочиями, но и порой, часть из них утрачивалась. Так, к примеру, в период царствования Екатерины I, которая не уделяла должного внимания государственному надзорному органу, Генерал-прокурор и подчинённая ему структура утратили изначальную высокую значимость в государстве. Однако, уже в 1730 году Императрицей Анной Иоанновной был восстановлен прежний высокий статус прокуратуры, она была наделена правом вести широкую надзорную и контролирующую деятельность.

Прокурор получил право созывать собрания Сената, а также исправлять законы, когда в них выявлялись существенные недостатки, такие поправки вносились путем издания соответствующих распоряжений.

7 ноября 1775г. был издан Указ Императрицы Екатерины II «Учреждения для управления Губерний Всероссийския Империи» [2], с этого момента прокуратура может рассматриваться как единая централизованная система, распространяющая свое влияние на всю территорию страны.

В тексте рассматриваемого Указа выделена самостоятельная глава «О Прокурорской и Стряпчей должности», в рамках которой закреплены достаточно четкие правила назначения на должность прокурора и стряпчего, а также основные права и обязанности этих должностных лиц в осуществлении судебного и общего надзора.

Радикальные изменения в деятельности прокуратуры были осуществлены Императором Александром I, который манифестом «Об учреждении министерств» утвердил образование восьми новых министерств, при этом должности Генерал-прокурора и Министра Юстиции объединялись воедино, то есть обе данные должности занимало одно и то же лицо.

Первый Министр Юстиции, и, соответственно, Генерал-прокурор Г. Р. Державин предпринял достаточно успешные попытки создания регламента ведомства и упорядочивания деятельности прокуратуры. Министром были сформулированы принципиальные основы, которыми обязаны руководствоваться все прокуроры при реализации своего функционала: «По производству уголовных дел прокуроры наблюдают, с одной стороны, чтобы не происходило где кому пристрастных допросов, бесчеловечных истязаний и притеснений всякого рода на обвинения невиновности, а с другой упущения и послабления преступления» [3].

В этот период впервые в истории начался сбор статистических данных о преступности в России, которые использовались для выявления причин преступлений, подведения итогов проделанной работы и планирования последующей деятельности прокуроров.

Важнейшую роль в деятельности прокуратуры сыграла судебная реформа, проведенная Императором Александром II (1864). Изменения в рамках данного реформирования внедрялись на протяжении трех десятилетий, что привело к кардинальным изменениям не только судебной власти в России, но и на деятельность прокуратуры. Развитие института адвокатуры, суда присяжных, института судебных следователей закономерно привело к росту требований, предъявляемых к прокурорским работникам.

Внедрение принципа состязательности судебного процесса, в основе которого на прокурора возлагается обязанность поддержания государственного обвинения, существенно изменило функцию прокуратуры, а именно привело к отказу от надзорных функций.

Как писал А. Ф. Кони, государственный обвинитель в судебном процессе имеет особый статус: «Он — говорящий публично судья. На обязанности его лежит сгруппировать и проверить все изобличающее подсудимого, и если подведенный им итог с необходимым и обязательным учетом всего говорящего в пользу обвиняемого создаст в нем убеждение в виновности последнего, — заявить о том суду» [4].

В результате судебной реформы 1864 года сформировался новый подход к деятельности прокуратуры, который вплоть до 1917 года не претерпевал кардинальных изменений, вплоть до момента упразднения института судебной власти и прокурорского надзора на основании принятого 24 ноября 1917 Декрета О суде. На протяжении всего советского периода (1922–1991) прокуратура действовала как орган надзора за соблюдением законности. Только в постсоветский период с возвращением принципа состязательности в практику суда поддержание прокурором государственного обвинения по всем уголовным делам публичного обвинения вновь стало обязательным.

Вывод. Именно органы прокуратуры призваны следить за соблюдением законности, своевременно восстанавливая нарушенные права и законные интересы человека и гражданина. Это указывает на необходимость дальнейшего изучения особенностей функций, выполняемых прокурором в исторической ретроспективе. Сегодня полномочия современной прокуратуры включают как обязанности осуществления надзора, так по поддержанию государственного обвинения. Отказ от любой из указанных функций ведет к нарушению нормального функционирования общества. Необходимо достижение оптимальной сбалансированности данных полномочий прокуроров, поскольку значимость их деятельности невозможно переоценить.

Литература:

  1. Указ ЕИВ от 12 января 1722 года. История/органов прокуратуры/ Генеральная прокуратура Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/about-the-proc/history
  2. Указ ЕИВ Екатерины II «Учреждении для управления Губерний Всероссийския Империи» от 07.11.1775. История/органов прокуратуры/ Генеральная прокуратура Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/about-the-proc/history
  3. Манифест «Об учреждении министерств» от 08.09.1802. Пункт 5 «Циркулярного ордера», подписанного Г. Р. Державиным, от 22.09.1802. История/органов прокуратуры/ Генеральная прокуратура Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/about-the-proc/history
  4. Кони, А. Ф. Закон и справедливость. Статьи и речи / А. Ф. Кони. — М.: Эксмо, 2021. — 640 с.
  5. Яковлев А. В. Прокуратура России: исторические этапы развития / А. В. Яковлев. // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 178–180.
Основные термины (генерируются автоматически): российская прокуратура, государственное обвинение, орган прокуратуры, деятельность прокуратуры, соблюдение законности, судебная власть, судебная реформа, уголовное преследование, функция прокуратуры, надзорный орган.


Ключевые слова

органы прокуратуры, функции прокуратуры, создание и развитие органов прокуратуры, исторические этапы развития российской прокуратуры

Похожие статьи

Правовой статус генерал-прокурора в Российской империи XIX века

Рассматриваемые вопросы: проведение реформ государственного механизма, в том числе системы правоохранительных органов, совершенствование правовой основы их организации и деятельности, создание качественно новой законодательной базы требуют при их осу...

Пути совершенствования кадровой работы в органах государственной власти и местного самоуправления

В статье будут рассмотрены вопросы, связанные с функциями, задачами и ролью кадровой работы в органах государственной власти и власти местного самоуправления. В результате исследования делается вывод о том, что кадровая работа играет ключевую роль в ...

Судейская этика: понятие и современные проблемы

Конституцией Российской Федерации закреплено осуществление правосудия исключительно судом, независимость которого является неотъемлемым условием развития справедливого, равноправного, гражданского общества. В связи с тем, что судья является лицом суд...

Организационно-правовые, финансовые и социально-экономические основы государственной политики в сфере развития культуры в муниципальных образованиях

Государственная политика в области культурного развития населения представляет собой совокупность принципов и норм, которые регламентируют деятельность государства по направлению сохранения, развития и распространения культуры. Актуальность темы нау...

Использование информационных технологий в организации работы органов прокуратуры с обращениями граждан

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что работа с обращениями граждан, невзирая на все изменения, происходящие в системе управления государством, а также в организации ее работы, остается неотъемлемой частью. Для любого орг...

Меры уголовно-процессуального принуждения: проблемы правоприменения

Объектом анализа данной работы являются меры уголовно-процессуального принуждения в рамках уголовного судопроизводства. Содержание статьи акцентируется на значимость этих мер как инструментов для обеспечения защиты интересов и прав, закрепленных в за...

Молодёжная политика как фактор развития муниципального образования (на примере Калининского района Тверской области)

Муниципальная молодежная политика выступает в роли важнейшего инструмента для формирования, развития и активного использования молодежного потенциала., а также является показателем развития любого общества. Ведение эффективной молодёжной политики обу...

Специфика формирования духовно-нравственных качеств кадет в условиях довузовского образовательного учреждения Министерства обороны Российской Федерации

В статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственных качеств обучающихся в условиях тесной взаимосвязи урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования на примере Тюменского президентского кадетского училища. Подробно рас...

Особенности полномочий прокурора в российской правовой системе

Анализ особенностей правового регулирования положения прокурора в правовой системе России в исторической ретроспективе свидетельствует о постоянных изменениях правового статуса прокурора, но при этом, важно заметить, что на разных этапах менялся чаще...

Правовой режим государственной тайны

Состояние безопасности государства и общества во многом зависит от степени защищенности сведений и информации, составляющей государственную тайну. Современные реалии общественных отношений, характеризующиеся трансформацией мирового порядка, перехода ...

Похожие статьи

Правовой статус генерал-прокурора в Российской империи XIX века

Рассматриваемые вопросы: проведение реформ государственного механизма, в том числе системы правоохранительных органов, совершенствование правовой основы их организации и деятельности, создание качественно новой законодательной базы требуют при их осу...

Пути совершенствования кадровой работы в органах государственной власти и местного самоуправления

В статье будут рассмотрены вопросы, связанные с функциями, задачами и ролью кадровой работы в органах государственной власти и власти местного самоуправления. В результате исследования делается вывод о том, что кадровая работа играет ключевую роль в ...

Судейская этика: понятие и современные проблемы

Конституцией Российской Федерации закреплено осуществление правосудия исключительно судом, независимость которого является неотъемлемым условием развития справедливого, равноправного, гражданского общества. В связи с тем, что судья является лицом суд...

Организационно-правовые, финансовые и социально-экономические основы государственной политики в сфере развития культуры в муниципальных образованиях

Государственная политика в области культурного развития населения представляет собой совокупность принципов и норм, которые регламентируют деятельность государства по направлению сохранения, развития и распространения культуры. Актуальность темы нау...

Использование информационных технологий в организации работы органов прокуратуры с обращениями граждан

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что работа с обращениями граждан, невзирая на все изменения, происходящие в системе управления государством, а также в организации ее работы, остается неотъемлемой частью. Для любого орг...

Меры уголовно-процессуального принуждения: проблемы правоприменения

Объектом анализа данной работы являются меры уголовно-процессуального принуждения в рамках уголовного судопроизводства. Содержание статьи акцентируется на значимость этих мер как инструментов для обеспечения защиты интересов и прав, закрепленных в за...

Молодёжная политика как фактор развития муниципального образования (на примере Калининского района Тверской области)

Муниципальная молодежная политика выступает в роли важнейшего инструмента для формирования, развития и активного использования молодежного потенциала., а также является показателем развития любого общества. Ведение эффективной молодёжной политики обу...

Специфика формирования духовно-нравственных качеств кадет в условиях довузовского образовательного учреждения Министерства обороны Российской Федерации

В статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственных качеств обучающихся в условиях тесной взаимосвязи урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования на примере Тюменского президентского кадетского училища. Подробно рас...

Особенности полномочий прокурора в российской правовой системе

Анализ особенностей правового регулирования положения прокурора в правовой системе России в исторической ретроспективе свидетельствует о постоянных изменениях правового статуса прокурора, но при этом, важно заметить, что на разных этапах менялся чаще...

Правовой режим государственной тайны

Состояние безопасности государства и общества во многом зависит от степени защищенности сведений и информации, составляющей государственную тайну. Современные реалии общественных отношений, характеризующиеся трансформацией мирового порядка, перехода ...

Задать вопрос