Российская прокуратура функционирует на историческом промежутке протяженностью свыше трехсот лет. Она бережно сохраняет лучшие исторические традиции и является уникальным национальным институтом государства, который представляет его интересы и обеспечивает необходимый уровень защищенности прав и свобод граждан. В настоящей статье проводится анализ особенностей эволюции функций прокуратуры как самостоятельного государственного органа, в целях лучшего понимания ее исторического предназначения, определения ее места в системе иных государственных органов. Оценка исторической необходимости и результатов возложения на прокуроров отдельных функций, а также отказа от них в определенные исторические моменты, лежит в основе повышения эффективности деятельности органов прокуратуры в современных условиях.
Ключевые слова: органы прокуратуры, функции прокуратуры, создание и развитие органов прокуратуры, исторические этапы развития российской прокуратуры.
Введение. В настоящее время для органов прокуратуры характерен полифункциональный подход: это означает, что в качестве основных функций прокуратуры выступают как уголовное преследование за совершение преступлений, так и универсальная надзорная деятельность, которая способствует поддержанию законности и соблюдению прав человека. При этом в профессиональном сообществе не прекращается дискуссия о том, какая из функций должна быть для органов прокуратуры основной — поддержание государственного обвинения или осуществление надзора за соблюдением законности.
Основная часть. Развитие и совершенствование деятельности современной прокуратуры, как представляется, находится в прямой зависимости от исторических предпосылок ее становления. Историко-правовой анализ обеспечит возможность определения современных тенденции изменений функционала прокуратуры.
Исторически российская прокуратура была создана Императором Петром I (Великим). Данный орган был учреждён в 1722 году в качестве надзорного органа, как «око государево». Великий реформатор России начала ХVIII в. Петр I, искавший пути и средства ускорения преобразований, пришел к решению создать особый надзорный орган, способный «уничтожить или ослабить зло, проистекавшее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония» [1].
Ретроспективный анализ позволяет выявить следующую закономерность: необоснованные усиление либо ослабление процессуальной роли прокурора в разные периоды истории с неизбежностью вели к негативным последствиям в виде серьезных упущений в механизме обеспечения реализации прав участников уголовного процесса.
Как представляется в развитии российской прокуратуры можно выделить четыре основных исторических этапа:
— 1722–1864 гг. — дореформенная прокуратура;
— 1864–1917 гг. — пореформенная прокуратура;
— 1922–1991 гг. — советская прокуратура;
— с 1991 г.-настоящее время — современная российская прокуратура [5].
Правовой статус прокурора постоянно корректировался отечественным законодателем, в том числе менялась его роль в уголовном процессе. Так, с момента создания прокуратура реализовала заложенную ее создателем надзорную функцию. Существенные изменения произошли в ходе проведения судебной реформы 1864 года, воплотившей новаторские идеи в области судоустройства и судопроизводства: в пореформенный период и вплоть до 1917 года российская прокуратура являлась прежде всего институтом обвинения, практически полностью лишившись надзорных функций, органом уголовного преследования в системе органов судебной власти. Роль прокурорского надзора за состоянием законности при рассмотрении гражданских и иных дел в судах в тот период была существенно снижена в пользу осуществления уголовного преследования. Функции прокуратуры также существенно менялись и в последующие исторические периоды.
На первоначальном этапе, непосредственно после создания прокуратуры в Российской Империи, имело место ее становление как надзорного органа. На этом этапе своего развития прокуратура неоднократно не только наделялась новыми полномочиями, но и порой, часть из них утрачивалась. Так, к примеру, в период царствования Екатерины I, которая не уделяла должного внимания государственному надзорному органу, Генерал-прокурор и подчинённая ему структура утратили изначальную высокую значимость в государстве. Однако, уже в 1730 году Императрицей Анной Иоанновной был восстановлен прежний высокий статус прокуратуры, она была наделена правом вести широкую надзорную и контролирующую деятельность.
Прокурор получил право созывать собрания Сената, а также исправлять законы, когда в них выявлялись существенные недостатки, такие поправки вносились путем издания соответствующих распоряжений.
7 ноября 1775г. был издан Указ Императрицы Екатерины II «Учреждения для управления Губерний Всероссийския Империи» [2], с этого момента прокуратура может рассматриваться как единая централизованная система, распространяющая свое влияние на всю территорию страны.
В тексте рассматриваемого Указа выделена самостоятельная глава «О Прокурорской и Стряпчей должности», в рамках которой закреплены достаточно четкие правила назначения на должность прокурора и стряпчего, а также основные права и обязанности этих должностных лиц в осуществлении судебного и общего надзора.
Радикальные изменения в деятельности прокуратуры были осуществлены Императором Александром I, который манифестом «Об учреждении министерств» утвердил образование восьми новых министерств, при этом должности Генерал-прокурора и Министра Юстиции объединялись воедино, то есть обе данные должности занимало одно и то же лицо.
Первый Министр Юстиции, и, соответственно, Генерал-прокурор Г. Р. Державин предпринял достаточно успешные попытки создания регламента ведомства и упорядочивания деятельности прокуратуры. Министром были сформулированы принципиальные основы, которыми обязаны руководствоваться все прокуроры при реализации своего функционала: «По производству уголовных дел прокуроры наблюдают, с одной стороны, чтобы не происходило где кому пристрастных допросов, бесчеловечных истязаний и притеснений всякого рода на обвинения невиновности, а с другой упущения и послабления преступления» [3].
В этот период впервые в истории начался сбор статистических данных о преступности в России, которые использовались для выявления причин преступлений, подведения итогов проделанной работы и планирования последующей деятельности прокуроров.
Важнейшую роль в деятельности прокуратуры сыграла судебная реформа, проведенная Императором Александром II (1864). Изменения в рамках данного реформирования внедрялись на протяжении трех десятилетий, что привело к кардинальным изменениям не только судебной власти в России, но и на деятельность прокуратуры. Развитие института адвокатуры, суда присяжных, института судебных следователей закономерно привело к росту требований, предъявляемых к прокурорским работникам.
Внедрение принципа состязательности судебного процесса, в основе которого на прокурора возлагается обязанность поддержания государственного обвинения, существенно изменило функцию прокуратуры, а именно привело к отказу от надзорных функций.
Как писал А. Ф. Кони, государственный обвинитель в судебном процессе имеет особый статус: «Он — говорящий публично судья. На обязанности его лежит сгруппировать и проверить все изобличающее подсудимого, и если подведенный им итог с необходимым и обязательным учетом всего говорящего в пользу обвиняемого создаст в нем убеждение в виновности последнего, — заявить о том суду» [4].
В результате судебной реформы 1864 года сформировался новый подход к деятельности прокуратуры, который вплоть до 1917 года не претерпевал кардинальных изменений, вплоть до момента упразднения института судебной власти и прокурорского надзора на основании принятого 24 ноября 1917 Декрета О суде. На протяжении всего советского периода (1922–1991) прокуратура действовала как орган надзора за соблюдением законности. Только в постсоветский период с возвращением принципа состязательности в практику суда поддержание прокурором государственного обвинения по всем уголовным делам публичного обвинения вновь стало обязательным.
Вывод. Именно органы прокуратуры призваны следить за соблюдением законности, своевременно восстанавливая нарушенные права и законные интересы человека и гражданина. Это указывает на необходимость дальнейшего изучения особенностей функций, выполняемых прокурором в исторической ретроспективе. Сегодня полномочия современной прокуратуры включают как обязанности осуществления надзора, так по поддержанию государственного обвинения. Отказ от любой из указанных функций ведет к нарушению нормального функционирования общества. Необходимо достижение оптимальной сбалансированности данных полномочий прокуроров, поскольку значимость их деятельности невозможно переоценить.
Литература:
- Указ ЕИВ от 12 января 1722 года. История/органов прокуратуры/ Генеральная прокуратура Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/about-the-proc/history
- Указ ЕИВ Екатерины II «Учреждении для управления Губерний Всероссийския Империи» от 07.11.1775. История/органов прокуратуры/ Генеральная прокуратура Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/about-the-proc/history
- Манифест «Об учреждении министерств» от 08.09.1802. Пункт 5 «Циркулярного ордера», подписанного Г. Р. Державиным, от 22.09.1802. История/органов прокуратуры/ Генеральная прокуратура Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/about-the-proc/history
- Кони, А. Ф. Закон и справедливость. Статьи и речи / А. Ф. Кони. — М.: Эксмо, 2021. — 640 с.
- Яковлев А. В. Прокуратура России: исторические этапы развития / А. В. Яковлев. // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 178–180.