В статье автор дает рекомендации и стратегии подготовки к выполнению задания № 3 устной части.
Ключевые слова: ОГЭ английский язык, устная часть, монолог.
В настоящее время тема подготовки школьников к итоговой аттестации активно обсуждается методистами, преподавателями, педагогическими изданиями и специализированными сайтами. Имеется обширный выбор методической литературы и интернет- ресурсов, которые помогают как в самостоятельной подготовке к ОГЭ, так и в совместной работе с учителем.
Я бы хотела обратить ваше внимание на подготовку учащихся в рамках учебного времени.
Современные учебно-методические комплексы (УМК) содержат задания, направленные на развитие навыков, необходимых для успешной итоговой аттестации по предмету Английский язык. Этот процесс является длительным и длится весь период обучения. Учащиеся уже в начальной школе начинают осваивать формат личного письма, знакомятся с основными правилами чтения, учатся отвечать на вопросы и выражать свою точку зрения по определенным вопросам. Рассмотрим структуру заданий ОГЭ.
Представляем несколько рекомендаций по знакомству детей с форматом задания 3 устной части экзамена. Этапы урока следует рассматривать как единую структуру, в которой каждое задание последовательно переходит в следующее, подготавливая обучающихся к успешному освоению следующего материала. Вместе с тем, этапы отработки могут быть применены на уроках независимо друг от друга.
Вот так задание звучит в бланке заданий на ОГЭ:
You are going to give a talk about travelling. You will have to start in 1,5 minutes and speak for not more than 2 minutes (10–12 sentences). Remember to say:
— what people travel for;
— why people choose different means of transport;
— why some people are afraid to fly;
— what your attitude to travelling is.
You have to talk continuously.
На начальном этапе учителю необходимо ознакомить учеников с особенностями структуры задания, акцентируя внимание на инструкции, всех пунктах плана и объеме работы. Затем следует обсудить вступление и заключение, а также предложить примеры фраз-клише для оформления монологического высказывания. Хотим отметить, что для получения оценки «5» ученику рекомендуется расширить эти фразы- клише до 2–3 предложений. Также педагогу необходимо отметить важность применения связующих слов при раскрытии каждого элемента плана.
Следующий этап работы заключается в формировании банка идей. Участники делятся на группы, каждая из которых фиксирует свои идеи на доске. Представители поочередно выходят и записывают свои ключевые слова или словосочетания. Мысли не должны дублировать друг друга. Теперь у каждого обучающегося есть перед глазами различные варианты ответов на каждый пункт. Важно напомнить, что при раскрытии каждого вопроса необходимо представить 2–3 полных предложения.
Для повышения эффективности проверки и самопроверки работ учащихся необходимо обучить их использованию схемы оценивания, представленной в виде таблицы. Аналогичной схемой пользуются эксперты ОГЭ при оценке устных ответов выпускников. Эта таблица способствует более ясному пониманию обучающимися требований к ответу и его структуре, а также упрощает процесс оценивания и самооценки их выступлений.
На подготовку отводится 1,5 минуты, в течение которых необходимо дать ответ, не превышающий двух минут. В противном случае фрагмент задания, выходящий за указанный временной предел, не будет засчитан. Учащемуся следует выразить своё личное мнение по теме и подкрепить его аргументами. Это сделает рассказ более убедительным и содержательным
Максимально за задание можно получить 7 баллов, при этом оценка осуществляется по трем критериям: решение коммуникативной задачи (важно полно и подробно осветить все три аспекта, указанные в задании, не забывая ответить на вопросы «почему?"), организация высказывания (ответ должен быть логично структурирован и объединен в единое целое с использованием связующих элементов; следует включить вступительные и заключительные фразы), а также языковое оформление (необходимо продемонстрировать разнообразие лексики и различных грамматических конструкций, соответствующих уровню языка A2 (pre-intermediate) для ОГЭ.
В банке открытых заданий ОГЭ (ФИПИ) есть список тем, на которые должен уметь говорить выпускник 9-го класса:
- Взаимоотношения в семье
- Взаимоотношения с друзьями и в школе
- Внешность и характеристики человека
- Досуг и увлечения (спорт, музыка, чтение, посещение театра, кинотеатра, дискотеки, кафе). Молодежная мода
- Покупки. Карманные деньги
- Переписка
- Школьная жизнь. Изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы. Школьные обмены
- Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка
- Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Их географическое положение, климат, население, города и села, достопримечательности.
- Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Их культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи)
- Выдающиеся люди родной страны и стран изучаемого языка, их вклад в науку и мировую культуру
- Путешествие по странам изучаемого языка и по России
- Технический прогресс
- Глобальные проблемы современности
- Средства массовой информации (пресса, телевидение, радио, Интернет)
- Природа и проблемы экологии. Здоровый образ жизни
Для успешной сдачи ОГЭ необходимо тщательно изучить материалы любого англоязычного учебника, например, Gateway B1+, New Opportunities: Pre-Intermediate или Solutions: Pre-Intermediate, акцентируя внимание на устойчивых выражениях для общения. Не следует перегружать материалом; достаточно будет 10 хорошо усвоенных фраз.
Необходимо регулярно практиковать это задание, используя, к примеру, задания из прошлого года ОГЭ. Они доступны в сети Интернет в неограниченном количестве. После выполнения задания проводите рефлексию: проанализируйте, ответил ли ученик на все вопросы, присутствовали ли вступление и заключение, а также какие тематические выражения и слова-связки были использованы.
При составлении связного рассказа следует придерживаться четкой структуры. Каждый монолог должен включать три основные части: вступление, основную часть, где даются ответы на все вопросы задания, и заключение.
NowI’m going to give a talk about traveling.
In my opinion , traveling
Nowadays many people … As for me , … because ….
Personally I have recently travel ///
In the end I would like to say that traveling
That’s all what I wanted to say.
Литература:
- https://rosuchebnik.ru/material/oge-2018-po-anglijskomu-ustnaya-chast/ — статья, ОГЭ 2018 по английскому языку. Устная часть
- https://your-teachers.ru/articles/kak-sdat-govorenie-oge-ustnaya-chast-kim-demonstratsionnyj-variant — статья, Говорение (устная часть) ОГЭ по английскому языку
- http://oge.fipi.ru — банк открытых заданий ОГЭ