В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования определим способы и направления поддержки детской инициативы. Для реализации их в ДО должны быть созданы соответствующие условия. Эта развивающая предметно-пространственная среда разнообразна по своему содержанию. Содержание развивающей среды с учетом индивидуальных особенностей и интересов детей по возрастам и особенностей группы.
В новых социальных условиях, с изменением социального статуса дошкольного детства, успешная социализация зависит от взрослых в стенах детского сада, где дети получают первый опыт широкого эмоционального и практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками, способствующий раскрытию детской индивидуальности, развитию социальных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, успешной подготовке к обучению к школе, а в дальнейшем и ко взрослой жизни.
Детская инициатива — это целеустремленная деятельность, инициированная самим ребенком. Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересу.
Поддержка детской инициативы — это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.
Формы работы с детьми для развития детской инициативы:
— Непрерывная образовательная деятельность (НОД) — это занятие;
— Совместная и самостоятельная деятельность педагога и детей — это игровые экспедиции, викторины, импровизированные презентации, фантазийные путешествия, совместные родительские собрания, акции, проводимые совместно с детьми;
— Свободная деятельность — спонтанные игры в режиме дня, продуктивная деятельность (разнообразие материала, пространства, общение, ведение экологического дневника, календаря природы, коллекционирование, природоохранный труд, чтение художественной литературы)
Направления и способы поддержки детской инициативы:
— уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
— выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);
— поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого), похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);
— обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;
— положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);
— проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;
— косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.);
— личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);
— отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);
— предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);
— отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
— предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
— не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно-личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно-познавательная инициатива.
Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Педагог должен заинтересованно относиться к детским вопросам и проблемам. Должен поддерживать и направлять детскую познавательную активность в нужное русло.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но более выражено в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.
Мы создаем условия для формирования у ребёнка положительного самоощущения — уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят.
Алгоритм, который мы используем для создания ситуации успеха: доброжелательность, снятие страха (ничего страшного…), скрытая инструкция (ты же помнишь, что…), авансирование (у тебя получится...), персональная исключительность (это только у тебя получится…), педагогическое внушение, высокая оценка деятельности. Усиление мотива (нам это так нужно для…) Предвосхищающая положительная оценка (ты очень творческий ребенок...); формирование установок (ты сможешь, ты сумеешь…)
В ребенке самой природой заложено стремление быть первым и всё успеть, желание, чтобы все его замечали, любили и именно ему уделяли внимание. Если этого не происходит, если ребенок ощущает, что он по положению ниже кого-то из детей, он непременно — открыто или скрыто — проявляет негативизм, непослушание и т. п.
Каждому ребёнку мы даем возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Ситуации успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка, педагог должен стремиться довести до сознания каждого ребенка, что он личность, не похожая на других! Он может многое сделать, многое узнать.
Этому способствует созданные нами условия в предметно-развивающей среде , а именно «Календарь добрых дел» .
Цель : воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
« Доброта нужна всем людям »
Беседа : « Добро поощряй , а зло порицай» — воспитывать доброту и любовь к окружающим, умение вести себя в общественных местах
Д. И «Как поступить?» — учить детей подбирать правильный вариант оказания помощи нуждающемуся человеку.
С. Р. И. «Гости» — в игровой форме показать приём гостей и пребывание в гостях.
Ч. Х. Л Русская народная сказка «Заюшкина избушка»
П. И. «Чай-чай, выручай!» — учить детей видеть «нуждающегося» в помощи игрока и оказывать ему помощь.
Подари рисунок друг другу «Я и мои друзья» — продолжать учить придавать знакомому предмету новый образ с помощью дополнительных деталей цветными карандашами
«Давайте говорить друг другу комплименты» . Беседа «Вежливые обращения» — развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру.
Д/и «Скажи доброе словечко » — упражнять детей в употреблении вежливых слов, используя выражения, мимику.
П. И. «Кто у нас хороший?» — вызвать положительные эмоции, радость от совместной игры, позитивное отношение друг к другу и к самому себе.
Ч. Х. Л. Н. Кузнецовой «Мы поссорились с подружкой»
«Подари смайлик» — Закрепляем умение вырезать по кругу. Консультация для родителей «Учим ребенка доброте » . И т. д.
Утренний круг доброты: Организация и проведение утреннего круга как условие поддержки детской инициативы
Развитие такого взаимодействия можно выстраивать, используя традиционную технологию « Утренний круг »
Технология « Утренний круг » позволяет задать тон для благоприятного и дружеского общения и устанавливает атмосферу доверия, основанную на демократических принципах на весь день. Утренний сбор строится на позиции интегративного подхода, создает условия для социального , эмоционального и интеллектуального развития каждого ребенка в группе.
Круг — это возможность, прежде всего, несколько минут побыть вместе с детьми, глаза в глаза, рука к руке; рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь, задать вопросы, высказать свое мнение, рассказать о своем настроении. Круг — это гарантия защищенности, которая очень необходима ребятам разного возраста. В кругу сидят добрые , маленькие и большие люди, желающие добра друг другу.
Собираясь в круг , дети учатся думать, рассуждать, осуществлять выбор своей деятельности на основе собственных интересов и потребностей. Кроме того, во время бесед на « круге » , дети договариваются и устанавливают правила взаимодействия в своем коллективе.
Традиционными стали : «Утренний круг доброты» с использованием коммуникативных игр, групповые праздники, подведение итогов дня, коллективное обсуждение проблем. Участие в конкурсах, Дни здоровья, спортивные олимпиады, выставки, встречи с интересными людьми развивают не только эмоциональную сферу дошкольников, но и формируют уверенность в своих возможностях, углубляют позитивное отношение к миру и принятие других, самостоятельность, автономность, способствуют самосовершенствованию.
ППРС должна быть разнообразна по своему содержанию (для становления инициативности необходимо создание предметно-пространственной развивающей среды. Организация предметно-развивающей среды я строю так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Развивающая среда создает благоприятные условия для развития детской инициативы в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды активности (умственную, физическую, игровую) .
Созданные условия дают реальную возможность для каждого ребенка пережить замечательное чувство успеха, преодолеть робость и смущение, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых — педагогов, родителей, окружающих. А самое главное — это способствует развитию детской инициативности.
Ребенок легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности.
У детей при этом формируется уверенность и вера в себя, в свои силы. Дети при этом не боятся оказаться у всех на виду и делают это адекватно ситуации, в которой находятся.
У ребенка с положительным представлением о себе и адекватной самооценкой отсутствует страх контактов с другими людьми, боязнь неудачи, неуспеха и соответственно — стремление избежать принятия решения. Такие дети свободно выражают собственную точку зрения, желания и чувства.
Таким образом, развитие детской инициативы в дошкольной организации, это поддержка начинаний ребенка в рамках образовательного процесса и сложившихся социальных условий.