В статье автор рассказывает о том, как установить контакт с ребенком с ТМНР на музыкальных занятиях.
Ключевые слова: музыкальные занятия, дети с ТМНР, нарушение развития.
Музыка традиционно занимает важное место в системе коррекционной помощи детям с нарушениями развития. Музыкальные занятия составляют обязательную часть программ специализированных детских садов и школ, а также многих реабилитационных центров. Здесь наряду с обычными обучающими задачами ставятся более специфические, соответствующие задачам коррекционной помощи разным категориям детей. Опыт работы музыкальных педагогов позволяет говорить о том, что музыка и специальные музыкальные занятия предоставляют специалисту возможности для коррекционной работы по многим направлениям [3].
Музыка используется как важный и специфический инструмент коррекционной работы. Так, логоритмика традиционно играет важную роль в работе логопеда и сурдопедагога. Существуют описания занятий по обучению игре на музыкальном инструменте детей, имеющих нарушения зрения (Ю. М. Гохфельд, Р. Дегенхарт, В. Н. Кулаков, Т. Б. Тимофеева и др.). Известен опыт работы по формированию чувства ритма у детей с отставанием в умственном развитии, показывающий ее эффективность в развитии психических функций и повышении успеваемости детей [3].
В настоящее время музыкальный руководитель в своей работе часто сталкивается с различными трудностями в коррекционно-развивающей деятельности из-за возросшего количества детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее дети с ТМНР). Дети данной категории имеют ряд основных особенностей: недоразвитие всех психических процессов, несформированность функций внимания, нарушение эмоционально — волевой сферы, нарушение сенсомоторных функций, речи, отмечается низкая познавательная активность, моторная неловкость, плохая координация движений и многое другое. Также, существенной проблемой является то, что результатов от своей работы педагоги ждут достаточно долго и не всегда дети дают «обратную связь». Большинство представленных методов оказываются неприменимы к детям с ТМНР и специалистам постоянно приходится комбинировать в своей деятельности различные методики, техники и приемы работы.
При работе с детьми имеющие тяжелые нарушения развития используются такие виды деятельности как: игровая, двигательная, музыкальная, коммуникативная.
Практически все дети с ТМНР имеют низкий уровень развития осязания и моторики рук. Из-за имеющихся интеллектуальных и сопутствующих нарушений дети не могут спонтанно, по подражанию, овладеть различными предметно-практическими действиями. В результате малой двигательной активности, мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными, целенаправленные действия с окружающими предметами отсутствуют. Следствием является сниженный общий уровень активности и крайне высокая истощаемость.
Во время активных и пассивных (сопряженных с действиями педагога) движений под музыку ребенок получает ощущения от собственного тела, осваивает его возможности. Эти движения являются источником специфических кинестетических, тактильных, вестибулярных, а также зрительных ощущений. Игра на элементарных музыкальных инструментах (колокольчик, погремушки, ложки, бубен, барабан металлофон, маракасы) представляет собой один из вариантов активности ребенка. При этом он получает немедленный «ответ» на собственную активность — слышит характерный звук, если движение соответствует инструменту, и, наоборот, при неправильном движении не получает ожидаемого эффекта.
Развитие двигательной сферы, легкость усвоения новых двигательных навыков ставит ребенка в выигрышное положение по сравнению с другими детьми. С одной стороны, в их распоряжении оказывается больше умений и навыков, они становятся более успешны при выполнении разнообразных упражнений, а также в быту, в играх и на уроках. С другой стороны, закрепление моторных навыков позволяет достигать успехов и в других областях, на первый взгляд, далеких от моторной сферы. Как указывал Э. Жак-Далькроз, «главное преимущество автоматических движений заключается в том, что они оставляют уму свободу заняться чем-нибудь другим» (Э. Жак-Далькроз, 2008, с. 44). Л. С. Выготский писал о том же: «Привычка, автоматизируя действия, <...> освобождает и разгружает работу нашего внимания» (Л. С. Выготский, 2001, с. 71). В зависимости от особенностей детей, с которыми проводится работа, акцент во время музыкального занятия может ставиться на увеличении общей двигательной активности или, напротив, расслаблении ребенка [3].
Содержание музыкально-игровых занятий:
Приветствие . Каждое занятие начинается с приветствия. Оно повторяется на протяжении всего периода проведения музыкальных занятий. С помощью приветствия мы подготавливаем ребенка к предстоящей работе.
Музыкально-ритмические движения . После приветственной песенки проводится ритмическая разминка с движениями. Это способствует активизации внимания, памяти, координации движения, развивает чувство ритма.
Игра на музыкальных инструментах . Далее проводятся игровые песенки с музыкальными инструментами. Музыкальные инструменты для детей — это одна из разновидностей развивающих игрушек. Они разрабатывают мелкую моторику рук, формируют чувство ритма, координацию движений, учат детей различать «голоса» инструментов, т. е. развивает слуховое восприятие.
Пальчиковые игры . Основная часть музыкально занятия включает в себя жестовые и пальчиковые игры. Эти игры способствуют развитию общей и мелкой моторики, слуховой и глазодвигательной координации, подражательных движений, развитию речи.
Игры с атрибутами. Игры с предметамиформируют у ребенка зрительно-осязательную активность. В ходе таких игр ребенок обучается конкретному практическому действию — захват предмета разной формы и фактуры из рук взрослого.
Песни на звукоподражание. Короткие песенки на развитие речи представляют собой несложные песенки, в которых присутствуют короткие повторяющиеся слова и фразы. Практически все песни на звукоподражание предполагают использование соответствующих игрушек. Это способствует повышению интереса, у ребенка появляется желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно.
Заключительная часть также является важным компонентом структуры занятия, на котором у детей формируется представление о его завершении. Она способствует развитию у ребенка с ТМНР представлений о временном регламенте: определяет начало и конец занятия.
Результаты исследования экспериментально подтвердили, что разработанная структура и примерное содержание музыкально-ритмических занятий способствовали улучшению познавательной и эмоциональной сферы обучающихся с ТМНР, что выражалось в формировании у ребенка элементарных представлений о возможностях собственного тела, многообразии окружающих звуков (музыка, голос, шумы) и способах их извлечения, роли музыки в жизни человека; установлении эмоциональной связи с педагогом, принятии его деятельности, формировании положительных эмоций на прикосновения; развитии тактильной чувствительности, положительно влияющей на уравновешивание эмоциональной сферы у детей с ТМНР. Различные виды деятельности предоставили педагогу возможность найти наиболее эффективные из них и разнообразить структуру и содержание занятия [1].
Процесс обучения музыкально-ритмической деятельности детей с ТМНР будет эффективным при обеспечении целенаправленной реализации комплекса специальных педагогических условий. К данным условиям можно отнести: создание музыкально-развивающей среды; обеспечение успешности музыкально-ритмических занятий с помощью гуманизации процесса обучения, использования игровых приемов, взаимопомощи, создания эмоционально-оптимистичной психологической атмосферы; совершенствование квалификации специального педагога; наличие различных музыкальных инструментов и звучащие предметы; наличие примерной адаптированной рабочей программы музыкально-ритмических занятий; организацию обучения музыкально-ритмической деятельности в доступной форме, в более замедленном темпе, с учетом особых образовательных потребностей и двигательных возможностей детей; ослабление нарушений развития, присущих обучающимся с ТМНР, как средствами самой музыкально-ритмической деятельности, так с помощью психокоррекционных технологий и адаптивной физической культуры; междисциплинарное взаимодействие специального педагога с другими специалистами образовательной организации и родителями в формировании основ музыкально-ритмической деятельности обучающихся [1].
Литература:
- Евтушенко И. В., Мазурова Ю. Г., Санина Н. С., Федорова О. Ю., Горскин Б. Б. Особенности организации музыкально — ритмических занятий с детьми ТМНР // Современные проблемы науки и образования. — 2018.
- Королькова, Е. А. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Королькова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10224/ (дата обращения: 10.10.2024).
- Константинова И. С. Музыкальные занятия с особым ребенком: взгляд нейропсихолога. — М.: Теревинф, 2013.