В потоке быстро растущей информации, глобализации, с ранних лет нужно формировать всесторонне развитую личность, при этом, учитывая уникальные интересы и потребности каждого ребенка.
Современные тенденции в системе образования требуют переосмысленных подходов по воспитанию и обучению детей. Необходимо, создать более гибкую и адаптивную образовательную среду, способствующую развитию личности ребенка.
Дошкольник, воспитанный в атмосфере сотрудничества, взаимовыручки, взаимодействия и взаимопонимания между взрослыми и детьми, сможет через всю жизнь идти более успешно, выбирая свою траекторию развития. Такие условия формируют не только сильную эмоциональную привязанность к окружающим, но и умение выстраивать конструктивные отношения с людьми. Ребёнок, ощущая поддержку со стороны родителей и педагогов, учится ценить командную работу и открыто выражать свои мысли и чувства.
В раннем возрасте заложенные навыки общения и сотрудничества становятся опорой для будущих успехов в учебе и карьере. Он обретает уверенность в себе, готовность к новым вызовам и способность преодолевать трудности. Вместо страха перед ошибками, он воспринимает их как шаги на пути к самосовершенствованию.
Со временем эти качества трансформируются в устойчивые личностные черты — настойчивость, креативность, эмпатия и, что не менее важно, умение слушать и быть услышанным. Такой человек не только сам успешно строит свою жизнь, но и оказывается ценным членом общества, влияя на окружающих своим примером.
Ведущим навыком стратегии развития современного общества, является критическое мышление, важно, научить ребенка анализировать информацию, задавать вопросы и находить решения. В современном мире умение работать в команде и эффективно взаимодействовать с другими, становится необходимым навыком, как в учебной деятельности, так и в будущей профессиональной сфере.
Учитывая все перечисленные факты, педагогу необходимо, на этапе дошкольного детства использовать групповые проекты, ролевые игры, круглые столы, социальные акции и другие формы активного обучения. Стоит не забывать, что игровые методы остаются основой дошкольного образования, через игровую деятельность можно развивать с ранних лет социальные, эмоциональные и когнитивные навыки, а также научить детей сотрудничеству, развитию навыков саморегуляции, общению.
В образовательной среде театрализованная деятельность служит мощным мотиватором развития личности ребенка, а также является источником формирования успешной личности.
По мнению Т. С. Комаровой театрализованная деятельность стимулирует активную речь, расширяет словарный запас и помогает усваивать богатство родного языка,она является источником развития чувств и невербальных элементов общения.
Трудно не согласиться с М. Б. Зацепиной, что основой общей культуры дошкольника является культура познания окружающего мира, нравственная культура, культура общения, физическая культура и т. д. Это память и духовный мир, мораль и поступки, отношения друг к другу, к родителям и старшему поколению [2, с.9].
Театрализованная деятельность помогает формировать такие качества, как милосердие, доброжелательность, доверие и сотрудничество. Она способствует пониманию важности этих ценностей в жизни каждого человека. Как подчеркивает В. А. Сухомлинский, важно, чтобы дети переживали борьбу добра и зла. Спектакли позволяют не только видеть, но и ощущать эту борьбу, делая зрителей более чуткими к страданиям других [3, с.15].
По мнению Н. Карпинской и Л. Фурминой, театрализованная деятельность помогает детям формировать опыт социальных взаимодействий, задавать вопросы и проявлять уважительное и доброжелательное отношение к мнению товарища. Кроме того, она учит детей терпеливо слушать.
Следовательно, театрализованная деятельность в дошкольном образовании имеет важное значение для формирования всесторонне развитой личности. Участие в театрализованных постановках способствует развитию творческого мышления и воображения, что важно для личностного роста. Этюды, сценические образы, манипуляция кукольным персонажем и его оживление развивают у юного дошкольника навыки общения, веру в собственные силы, умения работать в команде. Играя различные роли, дети учатся выражать свои эмоции, а также сопереживать другим, что способствует развитию эмоционального интеллекта. Ребенок, анализируя действия персонажа и сюжет знакомой сказки развивать критическое мышление, учится решать нестандартные ситуации. Выступления перед сверстниками, родителями на сцене помогают преодолеть чувство страха публичных выступлений и развивают устойчивость к стрессовым ситуациям. Дошкольник, изучая художественные произведения, знакомится с различными культурными традициями и историей, расширяя кругозор.
Театрализация в образовательной системе не только делает процесс обучения более увлекательным, но и играет важную роль в формировании полноценной разносторонней развитой личности. Театрализованная деятельность предоставляет уникальные возможности для развития важных навыков, таких как коммуникация, работа в команде и эмоциональный интеллект.
В театрализованной игре дошкольники создают свой игровой замысел, подбирают наряды, озвучивают персонажей и выстраивают отношения. В ходе игры дети импровизируют, выражают свои мысли, идеи, выражая свои чувства доступными для него способами мимикой, движением, интонацией.
Театрализованная деятельность является не только средством развлечения, но и важным инструментом для развития творческого потенциала ребенка.
Литература:
- Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников (методическое пособие) [Текст] / Л. В. Артемова, М, — 2006. — 137 с.
- Гончарова О. В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического развития./О. В. Гончарова, М. Г. Карташова — М.: ТЦ Сфера, 2010.- 128 с.
- Губанова H. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. — M.: ВАКО, 2011.- 256 c.
- Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАД, 2003. — 160 с.