Возможности арт-терапевтических методов в психологическом сопровождении беременных женщин | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №41 (540) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 12.10.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Дружикина, Г. П. Возможности арт-терапевтических методов в психологическом сопровождении беременных женщин / Г. П. Дружикина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — URL: https://moluch.ru/archive/540/118268/ (дата обращения: 16.10.2024).

Препринт статьи



В статье автор исследует влияние арт-терапевтических методов на эмоциональное состояние беременных женщин.

Ключевые слова: арт-терапия, перинатальная психология, психологическая готовность к родам.

Беременность — это особенное состояние женщины, а также счастливое событие в жизни будущих родителей. Это очень ответственный период в жизни семьи, ведь большинство их поступков и действий может отразиться на физическом и психическом здоровье малыша. Следовательно, будущие родители должны с огромнейшей ответственностью подходить к вынашиванию малыша и его родам. Медицинские источники гласят, что с наступлением беременности будущая мать переживает такие эмоции, которые в свою очередь вызывают изменения в организме: частота дыхания, биохимия крови, артериальное давление, сердечные сокращения и др. [4].

В последние годы все больше акцентируется внимание на влияние психоэмоционального состояния будущей матери на репродуктивную функцию, а также течение самой беременности и перинатальные исходы. Однако, в современном мире заметно нарастание частоты психических расстройств у женщин репродуктивного возраста, возросло число пациенток, принимающих психотропные препараты [1].

Одно из самых распространенных чувств в этот период — тревога за будущего ребенка. Стоит отметить активизацию страхов, связанных с предстоящими родами.

К сожалению, зачастую случается патологическое протекание беременности, причины которой разнообразны, но их можно разделить на две группы: внешние и внутренние. Внешние причины совершенно не зависят от беременной женщины и включают в себя: тяжелые обстоятельства окружающей среды (война, катастрофа, теракт и т. д.), социальные факторы (осуждение со стороны других людей), экономическое положение беременной (нехватка средств для содержания и воспитания будущего малыша) и кризисные ситуации в семейных отношениях (развод, смерть родственника, алкогольная или наркотическая зависимость родственников и т. д.). Внутренние причины зависят от самой будущей матери, таковыми являются проблемы физиологического и психологического характера, а именно индивидуально — психологические особенности, соматические болезни и возможные психопатологические состояния [6].

Следует отметить, что у женщины родоразрешение может произойти в то время, когда она пребывает в состоянии психического и физического истощения из-за неправильного образа жизни.

Из всего вышесказанного приходим к выводу, будущая мать должна быть проинформирована об особенностях течения беременности [5].

Особую эффективность в работе с беременными женщинами показали методы арт-терапии. Их использование отличается особой аккуратностью и бережливостью по отношению к беременным. Будущая мать может приступить к занятиям на любом сроке беременности. Обратим внимание на то, что такая работа может проводить индивидуально и в группе. Однако групповая работа демонстрирует беременной женщине то, что она не одинока и эти проблемы преследуют не только ее, но и других будущих матерей. В рамках таких встреч женщины обмениваются опытом, общаются, что также несет в себе положительный эффект [3].

Техники арт-терапии разнообразны и в работе с беременной женщиной можно использовать различные варианты для достижения гармоничного состояния. Зачастую используют простые техники, которые направлены на расслабление, осознание и наслаждение моментом ожидания малыша и подготовку к будущему материнству [5].

Одной из таких методик работы является «План родов» Н. П. Коваленко [3]. В данном случае беременной женщине предлагается лист А3 с очерченным кругом, внутри которого необходимо выбрать любую точку и именно это место будет символизировать начало родового процесса. После чего, используя основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий и белый, заполняют круг. С каждым выдохом из этой точки может выходить новый цвет. Получается простейшая мандала. Далее проводится беседа с будущей матерью о возникших мыслях и ощущениях во время изображения мандалы. Данный метод очень эффективен для диагностики эмоционального состояния в начале психологического сопровождения и по его итогам.

В нашем исследовании приняло участие 18 беременных женщин. Данные исследуемые были разделены на две группы по девять человек. С экспериментальной группой проводилась коррекционно-развивающая работа по формированию адекватного восприятия беременности и стабилизации эмоционального фона с использованием арт-терапевтических методов. Анализ результатов представлен на рисунке 1.

Наличие цвета в рисунках беременных по методике «План родов» (Н. П. Коваленко) в контрольной и экспериментальной группе

Рис. 1. Наличие цвета в рисунках беременных по методике «План родов» (Н. П. Коваленко) в контрольной и экспериментальной группе

Как мы видим из рисунка выше, в представленных работах экспериментальной группы имеется 4 основных цвета: желтый, красный, зеленый и синий. Следовательно, испытуемые принимают и понимают роды как многогранный процесс. Для таких исследуемых свойственно: уверенность в собственных силах, коммуникабельность, активность, они понимают, что тоже своим действиями способны оказывать влияние на результат родоразрешения.

Обратимся к результатам контрольной группы. Здесь наблюдается небольшое превосходство желтого цвета в представленных рисунках. (его использовало 66,7 % исследуемых). Это объясняется их стремлению к общению и активностью. Можно предположить, что такие девушки склонны испытывать потребность в перспективе, а также мечтательны и полагаются на лучшие исходы любой ситуации.

Стоит отметить, что в одинаковом количестве в рисунках беременных девушек контрольной группы имеются цвета: зеленый, красный и синий (55,6 %). Значит, имеем основание предполагать, что они склонны испытывать потребность в устойчивой положительной привязанности, самоутверждении и спокойствии. Однако стоит упомянуть, что для них характерна уверенность, а также проявление актов упрямства и агрессии, если это необходимо для удовлетворения их желаний.

По итогам выполнения рисунка была проведена беседа с беременными девушками о их мыслях и чувствах, которые возникли во время создания мандалы. Результаты экспериментальной и контрольной группы отражены на рисунке 2.

Страхи женщин в период беременности в экспериментальной и контрольной группе

Рис. 2. Страхи женщин в период беременности в экспериментальной и контрольной группе

Итак, используя метод контент-анализа в экспериментальной группе, отметим следующее: большинство девушек (33,3 %) боится травматизации ребенка во время родоразрешения. Также они опасаются боли (22,2 %) и возможных осложнений/экстренного кесарево сечения (11,1 %). Будущие матери в своем рассказе отмечали, что в родах их действия оказывают важное влияние на исход процесса родов. Следовательно, будущие матери принимают свою ответственность в данном процессе.

Беременные женщины экспериментальной группы в рассказе подчеркивали ощущение радости и предвкушения встречи, а также трепета и, в меньшей степени, чувство возникающего беспокойства.

В контрольной группе страхи можно разделить на 6 видов. Значит, большинство беременных девушек (44,4 %) опасается того, что в ситуации родоразрешения у них отсутствует контроль над ситуацией. Они считают, что в родах не могут оказать свое воздействие на что-либо и отдают всю значимую роль медицинским сотрудникам. В меньшей степени участники контрольной группы опасаются смерти ребенка (22,2 %) и смерти матери (11,1 %).

Стоит обратить внимание, что большее количество участников контрольной группы, в рассказе демонстрировали благоприятный эмоциональный фон. Например, такие эмоции как: предвкушение встречи, радость. Однако, есть беременные девушки, которые испытывают тревогу, беспокойство и опасения, размышляя о родовом процессе.

Таким образом, в ходе использования арт — терапевтических техник улучшается эмоциональный фон, изменяется восприятие будущих родов, снижается количество страхов и тревог. Будущая мать становится уверенной в благоприятном протекании беременности и дальнейшего родоразрешения.

Литература:

  1. Александровский, Ю. А. Психические расстройства в общемедицинской практике и их лечение [Текст] / Ю. А. Александровский. — М: ГЭОТАР-МЕД,. 2004.- 240с.
  2. Добряков, И. В. Перинатальная психология [Текст] / И. В. Добряков. — СПб.: Питер, 2010. — 272 с.
  3. Копытина, А. И. Арт-терапия женских проблем [Текст]/А. И. Копытина. — М.: Когито-Центр, 2010. — 270 с.
  4. Костючек, Д. Ф. Акушерство и гинекология: Краткое пособие по практическим умениям [Текст]/Д. Ф. Костючек. — СПб: СПбГМА, 2001. — 116 с.
  5. Скрипицкая, Т. В. Психологическое сопровождение беременных женщин в рамках программ по подготовке к родам [Текст] / Т. В. Скрипицкая. — М.: Аналог, 2009. — 84 с.
  6. Филиппова, Г. Г. Исследование психологических особенностей переживания беременности у женщин с патологией беременности / Г. Г. Филиппова и др.// Журнал практического психолога. Тематический выпуск: перинатальная психология и психология родительства. — 2003. — № 4–5. — С. 64–83.


Задать вопрос