Контроль и оценка умений монологического высказывания на уроках английского языка в 9-м классе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (540) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 13.10.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Каменских, Е. И. Контроль и оценка умений монологического высказывания на уроках английского языка в 9-м классе / Е. И. Каменских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — URL: https://moluch.ru/archive/540/118302/ (дата обращения: 16.10.2024).

Препринт статьи



В статье рассматриваются вопросы контроля и оценки умений монологического высказывания на уроках английского языка в 9 классе. Исследование основано на анализе внутренней и внешней структуры монологической речи, требованиях Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной рабочей программы, а также механизмах контроля и оценивания достижений обучающихся. Результатом исследования стали основные критерии оценки коммуникативных типов речи, отраженные в критериальных картах, которые представляют собой эффективный инструмент контроля и оценки умений обучающихся в данной области.

Ключевые слова: контроль, оценка, монологическая речь, коммуникативные типы речи, критериальный подход.

The article deals with the issues of control and assessment of monological speaking skills at English lessons in the 9th grade. The study is based on the analysis of the internal and external structure of monological speech, the requirements of the Federal State Educational Standard and the Federal Working Program, as well as the mechanisms of control and assessment of students' achievements. The result of the study was the main criteria for assessing communicative types of speech, reflected in the criterion cards, which are an effective tool for control and assessment of students' skills in this area.

Keywords: control, assessment, monological speech, communicative types of speech, criterion approach.

Современный мир быстро меняется, и образовательные системы неизбежно подвергаются трансформациям, чтобы соответствовать новым вызовам. В России, например, внедрение обновленного Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) указывает на стремление к более современным и эффективным методам обучения. Изменения в законодательстве оказывают влияние на подготовку выпускников школы. Это создает потребность в адаптации методик и программ, в том числе и в области изучения английского языка. Результаты освоения школьной программы по английскому языку становятся важным показателем успешности образовательной системы.

Монологическая речь (МР), в частности, представляет собой важный компонент итоговой аттестации по английскому языку в 9 классе, именно поэтому исследование и разработка системы критериев оценивания монологической речи представляются крайне актуальными. Это позволяет не только соответствовать новым требованиям, но и обеспечить более объективную и справедливую оценку уровня владения английским языком обучающимися. Такой подход поможет подготовить выпускников к успешной адаптации в современном мире, где знание иностранных языков является важной компетенцией.

Монологическая речь обладает определенной внутренней и внешней структурой, которая включает четыре основные фазы и различные уровни организации текста. Согласно научным изысканиям, иноязычную монологическую речь можно охарактеризовать следующим образом:

– целенаправленность: любой монолог имеет определенную цель, заданную коммуникативным намерением (Зимняя И. А.);

– организованность: выражается в четком порядке речевых действий и наличии конкретной «программы» (Леонтьев А. А.);

– структурированность: отражает взаимосвязь всех уровней монолога (семантического, грамматического, стилистического, логического, композиционного);

– логичность: правильно отражает элементы действительности и их взаимоотношение (Выготский Л. С., Зимняя И. А.);

– интеллектуальная составляющая: мысль выступает в роли предмета монолога (Зимняя И. А.);

– выразительность: характеризует культуру речи;

– адресность: присутствует направленность на конкретных слушателей, обеспечивая адекватность речи [3, c. 150].

Кроме того, психологические особенности монологической речи выражаются через обращение к слушателю и эмоциональную окрашенность, что проявляется в лингвистических и структурно-композиционных особенностях.

С лингвистической точки зрения монологическая речь характеризуется использованием предложений различной структуры, включая многосоставные и полные с усложненным синтаксисом. Она также включает слова-обращения, риторические вопросы, привлекающие внимание аудитории, а также клише и слова-связки, обеспечивающие последовательность высказывания [1, с. 210]. Это помогает говорящему создать более широкую панораму событий действительности.

Ученые дают разные дефиниции разновидностям речи, однако, руководствуясь требованиями содержания обучения в 9 классе, за основу исследования взяты основные коммуникативные типы речи , изложенные в Федеральной рабочей программе (ФРП) по учебному предмету «Иностранный (английский) язык». Среди них:

– описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа);

– повествование (сообщение);

– рассуждение;

– выражение и краткое аргументирование своего мнения по отношению к услышанному (прочитанному);

– изложение (пересказ) основного содержания прочитанного (прослушанного) текста с выражением своего отношения к событиям и фактам, изложенным в тексте;

– составление рассказа по картинкам;

– изложение результатов выполненной проектной работы [5, с. 30].

Контроль учебных достижений обучающихся, включая их проверку и оценку, представляет собой ключевой компонент образовательно-воспитательного процесса, наравне с содержанием, методами, средствами и формами организации учебной деятельности. Оценивание рассматривается как процедура определения соответствия индивидуальных достижений обучающихся планируемым результатам. Итогом оценивания служит оценка — суждение о ценности, уровне, значении выявленного результата. Свое количественное выражение оценка находит в отметке [2, с. 4].

Оценивание как компонент контроля выполняет ряд значимых функций: ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения Федеральной образовательной программы основного общего образования (ФОП ООО), обеспечение эффективной обратной связи (предполагающей вовлеченность самих обучающихся), позволяющей осуществлять управление образовательным процессом [4, с. 13], а также информационную, образовательную, воспитательную, мотивационно-стимулирующую и др. Точность, объективность и полнота оценки обеспечивают выявление успешности движения к намеченным целям, а также служат основанием корректировки педагогических решений [2, с. 4].

Проверка и оценивание предметных результатов происходит благодаря неформальному и формальному контролю.

Неформальный контроль выполняет уточняющую, информационную функцию и выступает в качестве стимула. Он может применяться как в аудиторное, так и во внеаудиторное время и охватывать как языковые факторы, так и неязыковые. Таким образом, неформальный контроль может включать выставление отметок, но с менее точными и стандартизированными критериями.

В качестве базы исследования взят формальный контроль (summative assessment), который имеет четко установленные формы, критерии и предполагает формальное (критериальное) оценивание результата в баллах с выставлением отметки [2, с. 12].

Анализ учебно-методического комплекта (УМК) «Английский в фокусе» для 9 класса авторов Ваулиной Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В. выявил недостаточную ориентированность существующих программных требований на критериальный подход. В связи с этим были разработаны основные критерии оценки, которые отразились в критериальных картах, обеспечивая более систематизированный и объективный подход к оценке монологических умений.

Основное различие между коммуникативными типами речи заключается в содержании высказывания, т. е. решении коммуникативной задачи, поэтому данному критерию уделено особое внимание при разработке критериальных карт.

Поскольку и говорение, и письмо являются продуктивными видами речевого общения и имеют схожие процессы протекания, критерии оценки письменной речи рассматриваются в дополнение к критериям оценки устного высказывания, предложенным в основном государственном экзамене.

Таким образом, целесообразно выделить следующие критерии:

1.Решение коммуникативной задачи (Содержание) (К1)

– Объем высказывания;

– Аспекты, относящиеся к определенному коммуникативному типу МР (3–5);

– Стилевое оформление;

– Достижение цели.

2.Организация высказывания (К2)

 Логичность и завершенность;

– Вступительная фраза;

– Заключительная фраза;

– Средства логической связи.

3.Языковое оформление высказывания (К3)

– Лексико-грамматическое оформление;

– Фонетическое оформление.

Для оценивания коммуникативного типа МР «описание» важными аспектами являются следующие: имя человека ИЛИ название места (объекта), расположение; внешность (черты, внешний вид, интересы) ИЛИ объекты для просмотра, рекомендации, чем заняться И/ИЛИ исторические факты; комментарии/впечатления И/ИЛИ рекомендации.

Для эффективной оценки коммуникативного типа «повествование» необходимо учитывать следующие аспекты: место действия (кто — где — когда — что); развитие сюжета (подробное описание событий в том порядке, в котором они происходили); окончание истории И комментарии/впечатления/отзывы.

Для оценивания коммуникативного типа МР «рассуждение» относящимися к нему аспектами служат: презентация темы (без высказывания своего мнения); аргументы в пользу (2–3) с обоснованиями/примерами; аргументы против (1–2) с обоснованиями/примерами; личное мнение/взвешенное резюме.

Оценка коммуникативного типа «выражение и краткое аргументирование своего мнения» зависит от следующих аспектов: презентация темы и (четко) личного мнения; первый довод в поддержку и причины/примеры; второй довод в поддержку и причины/примеры; противоположная точка зрения и причины/примеры; переформулировка личного мнения.

При оценке коммуникативного типа «изложение (пересказ)» важны: справочная информация (название, автор и т. п.); основные события изложены в соответствующей последовательности; личные комментарии/впечатления.

При оценке коммуникативного типа «составление рассказа по картинкам» важно обратить внимание на: место действия, изображенное на картинках (кто — где — когда — что); развитие сюжета (подробное описание событий (действий) в том порядке, в котором они изображены на картинках); окончание истории И комментарии/впечатления/отзывы.

Для оценивания коммуникативного типа «изложение результатов выполненной проектной работы» относящимися к нему аспектами служат: презентация цели проекта; отражение всех аспектов, указанных в задании; общие замечания И/ИЛИ рекомендации [6, с. 42–88].

Внедрение разработок в учебный процесс происходило методом пробного обучения, которое охватывало следующие этапы: теоретико-поисковый, формирующий, обобщающий.

Цель пробного обучения состояла в проверке эффективности применения разработанных критериаальных карт как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся 9 класса. Для этого были поставлены задачи, которые последовательно решались.

Во-первых, проведено первичное измерение готовности внедрения критериальных карт для оценки монологической речи различных коммуникативных типов у обучающихся 9 класса на основе проведения входного анкетирования и тестирования.

Во-вторых, организовано пробное обучение в рамках модуля 7 «Вопросы личной безопасности» УМК «Английский в фокусе» обучающихся 9 класса.

В-третьих, проведено повторное измерение готовности внедрения критериальных карт путем проведения выходного тестирования и анкетирования.

После проведения заключительного этапа получены следующие результаты. На начальном этапе все участники считают монологическую речь сложной. В конце периода более 94 % участников сохраняют это мнение, но существует небольшое улучшение восприятия после практики. В конце эксперимента более 76 % респондентов соглашаются, что наличие критериев облегчает подготовку монолога, при том что ранее 88.2 % участников считали обратное. Это может свидетельствовать о том, что после подготовки респонденты начинают лучше понимать важность четких критериев. На входном этапе большинство участников (88.2 %) не знали о существовании семи коммуникативных типов монологической речи, тогда как позднее 100 % респондентов знают о них. Это говорит о том, что практика помогла обучающимся освоить этот аспект. Почти все участники (94 %) в начале не понимали разницу между различными типами монологической речи, в то время как в конце пробного обучения большинство респондентов (более 88 %) утверждают, что понимают различия. Это также может быть связано с эффективностью критериального подхода. На первой стадии большинство участников (82 %) не были уверены в том, за что они получают отметку, а на выходе большинство респондентов (более 70 %) утверждают, что знают. Ранее девятиклассники сомневались в необходимости внедрения критериальной системы для оценки монологической речи, в то время как после пробного обучения более 82 % респондентов верят, что четко определенные критерии оценки способствуют объективной оценке.

Итоги внедрения критериальных карт в учебный процесс подтвердили их результативность в качестве удобного инструмента для контроля и оценивания, что свидетельствует об эффективности применения и потенциале в повышении качества образования.

Таким образом, разработка и использование критериальных карт для контроля и оценки умений монологического высказывания на уроках английского языка в 9 классе представляет собой важный шаг в совершенствовании образовательного процесса.

Литература:

  1. Багрова А. Я. Формирование навыков и умений монологического высказывания в средней школе — основа обучения коммуникативной компетенции на иностранном языке // Вестник Московской международной академии. — 2017. — № 6. — С. 206–213.
  2. Колесников А. А. Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Иностранный язык»: метод. рек. — М., 2023. — 56 с.
  3. Назарова А. В. Особенности иноязычной монологической речи и система ее оценивания // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. — Пермь, 2016. — С. 149–157.
  4. Федеральная образовательная программа основного общего образования // Единое содержание общего образования: офиц. сайт. — 2023. — URL: https://static.edsoo.ru/projects/fop/files/ooo/fop_ooo.doc (дата обращения: 10.12.2023).
  5. Федеральная рабочая программа основного общего образования Иностранный (английский) язык (для 5–9 классов образовательных организаций) // Единое содержание общего образования: офиц. сайт. — 2023. — URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/10/03_frp_anglijskij-yazyk_5–9-klassy.pdf (дата обращения: 08.12.2023).
  6. Evans V. Successful Writing Intermediate: Student’s Book. — Newbury, 2008. — 151 p.


Задать вопрос