Проект по созданию лэпбука в процессе обучения чтению на английском языке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (541) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 14.10.2024

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Грицуняк, Д. В. Проект по созданию лэпбука в процессе обучения чтению на английском языке / Д. В. Грицуняк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 42 (541). — С. 304-307. — URL: https://moluch.ru/archive/541/118330/ (дата обращения: 19.12.2024).



Одним из важнейших аспектов современного российского образования, в условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), является умение самостоятельно учиться, то есть приобретение возможности поиска и обработки информации для дальнейшего использования на практике [1]. Перед современным учителем стоит задача научить учащихся целеполаганию, выбору различных способов решения поставленных целей и конечно же эффективному поиску необходимой информации среди огромного множества источников информации. Известно, что лучше запоминается то, что интересует и увлекает, то что было эмоционально окрашено. Именно поэтому важно использовать метод проектов при обучении иностранным языкам.

Одной из возможностей выполнения данной задачи является использование такого метода проектов как лэпбук.

Название данного метода — лэпбук (lapbook) — можно дословно перевести с английского языка как «коленная книга» или «книга на коленях» [2]. Лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у обучающегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы [3].

Данная технология не только не противоречит методологической основе федеральных государственных образовательных стандартов — системно-деятельностному подходу, но и позволяет организовать деятельность обучающихся, направленную на формирование их ключевых компетенций.

Лэпбук — это сравнительно новый метод проекта. Сам термин был введен американской писательницей Т. Дюбии, в России же данный метод получил развитие благодаря Т. А. Пироженко, автору популярного блога для развития детей и разработчику авторских лэпбуков. Считается, что именно ей принадлежит идея использования лэпбука в проектной и исследовательской работе учащихся [4].

В условиях модернизации образования учитель поставлен перед необходимостью поиска новых методов и технологий обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать всесторонне развитую личность. Одной из таких технологий является лэпбук, который дает возможность учителю совместно с учащимися проектировать индивидуальные информационно-образовательные среды, приобретая бесценный опыт самообразования и саморазвития в условиях открытого информационного общества [5].

Учитывая эффективность метода проектов, нами было разработано дополнение в виде проекта по созданию лэпбука для учащихся пятого класса. В младшем подростковом возрасте, учащиеся вступают в новые для них условия средней школы. Множество нововведений создает определенные трудности, поэтому в это время пятиклассники особенно нуждаются в мотивирующей деятельности, в поддержке и внимании педагогов, в формах работы, предполагающих личный контакт с учителем, в посильных требованиях и объективной оценке.

Кроме того, у учащихся этого возраста появляется чувство взрослости. Они начинают менять свои отношения с взрослыми, требуя уважения к себе как личности и равенства в правах.

У пятиклассников ярко проявляется стремление к общению со сверстниками. Общение, выстраивание личных отношений становится главенствующим в поведенческих мотивациях.

В связи с этим, одним из лучших способов организации внимания подростка младшего возраста может стать их вовлечение в активную познавательную деятельность, что в свою очередь сделает обучение английскому языку более интересным и интерактивным.

Достичь данной цели нам поможет проект по созданию лэпбука, во время работы над которым учащимся предстоит не только познакомится с художественным произведением на английском языке, но и проявить свою творческую индивидуальность, работая самостоятельно, в паре или группе над изготовлением собственного уникального проекта — лэпбука.

Напомним, что в состав УМК «Spotlight» входит книга для чтения (Reader), который, как пишут составители, является обязательным компонентом при работе над каждым модулем. Хотя, они также замечают, что, исходя из конкретных условий обучения, книга для чтения может использоваться факультативно для организации дифференцированного подхода к учащимся — без ущерба в освоении основного учебного материала — и достижения целей модуля.

В связи с этим, мы полагаем, что книга для чтения может быть использована для реализации проекта лэпбук в рамках факультативных занятий по английскому языку.

Структура реализации проекта по созданию лэпбука может выглядеть следующим образом:

  1. Подготовительный этап, на котором происходит подбор художественного произведения.
  2. Знакомство с художественным произведением, непосредственное чтение и выполнение сопроводительных упражнений.
  3. Знакомство учащихся с понятием лэпбук, обсуждение этапов работы над проектом по созданию лэпбука.
  4. Проектирование и создание лэпбука.
  5. Создание лэпбука и его представление.
  6. Оценка работы и рефлексия учащимися проделанной работы.

Рассмотрим каждый из данных этапов подробнее.

На подготовительном этапе учителю рекомендуется провести входное анкетирование учащихся, результаты которого помогут выявить интерес учащихся к чтению художественной литературы и их коммуникативных потребностей. Также данное анкетирование даст возможность оценить степень заинтересованности учащихся в чтении художественной литературы, как на изучаемом языке, так и на родном языке. Кроме того, это поможет определить отношение учащихся к проектной работе.

Результаты данной анкеты помогут учителю определиться с выбором художественного произведения, которое станет основой будущего проекта, а также помогут узнать уровень мотивации учеников по отношению к чтению художественной литературы и реализации проектов.

Следующим этапом является выбор книги для чтения, которая станет инструментом при обучении чтению учащихся, а также в приобщении их к проектному методу работы. Учитывая возраст учащихся пятого класса, мы предлагаем использовать английскую народную сказку о смелом мальчике по имени Джек, который победил великана.

Сказка играет немаловажную роль в жизни человека, в процессе его воспитания и становления его личности, ведь сказка — это не просто увлекательная история, так как каждая сказка имеет определенный смысл и значение. Сказки — это занимательный и нравоучительный рассказ фантастического характера, с помощью которого человек знакомится с миром человеческих взаимоотношений, а чтение этих произведений развивает воображение и творческие способности.

Рекомендуется использовать пособие «Джек и бобовое зёрнышко. Книга для чтения. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / [пересказ Ю. Е. Ваулиной и др.]» которое, как упоминалось ранее, является составной частью УМК серии «Английский в фокусе» [6]. Преимущество данной книги для чтения является то, что сказка адаптирована с учетом уровня знаний английского языка учащихся пятого класса и разделена на две части: первая часть — это 8 небольших по размеру глав самой сказки, сопровождаемые иллюстрациями, вторая часть — это системы упражнений к каждой главе, а также финальный тест, и вопросы для обсуждения.

Далее проводится вводное занятие, на котором учителю необходимо познакомить учащихся с жанром сказки, объяснить алгоритм работы с художественным произведением, то есть то как учащиеся будут заниматься на факультативных занятиях и обозначить, что итоговым заданием будет являться создание интерактивной книги — лэпбука.

Последующие занятия представляют собой чтение и обсуждение произведения с учащимися. Рекомендуемое пособие, как уже упоминалось, состоит из двух частей. Во время ознакомления с текстом учащимся предлагается выполнить упражнения предтекстовые, текстовые и послетекстовые. Чтобы работа проходила интереснее, можно выполнять предтекстовые упражнения в конце каждого занятия, чтобы остальные упражнения и само чтение, происходило во внеурочное время учащихся.

Во время или после прочтения главы учащимся предстоит выполнить ряд упражнений, таких как определить верно ли то или иное утверждение; ответить на вопросы, продолжить предложения в соответствии с текстом; восстановить порядок действий; определить кому принадлежат реплики; вставить в предложения пропущенные слова и другие.

Одним из наиболее важных этапов реализации проекта по созданию лэпбука является проведение инструктажа или урока знакомства с новым методом проектов. На таком занятии учителю предстоит познакомить учащихся с лэпбуком, совместно продумать план работы, возможные инструменты, материалы, которые понадобятся при его изготовлении, а также установить временные рамки для выполнения работы, обсудить критерии оценки лэпбука.

Несмотря на то, что данная работа по большей части творческая, по её итогам может быть осуществлена оценка продукта проекта. Критерии оценивания также могут стать вспомогательным материалом при подготовке лэпбука. Данные критерии могут выглядеть следующим образом:

— систематизация информации;

— языковая грамотность;

— соответствие тематике;

— эстетическое воздействие и др.

Так как проект по созданию лэпбука — это долгосрочный проект, то стоит оценивать не только конечный продукт, но и работу учащихся на протяжении всего курса. Целесообразно добавить такие критерии как:

— посещаемость;

— работа на занятиях (активность) и др.

Учитель также может подготовить инструкцию по созданию лэпбука, которую можно использовать на уроке-представлении нового метода проектов, а также её можно раздать каждому учащемуся на дом, чтобы они имели опору при создании лэпбука.

Подобная инструкция может состоять из шести пунктов и представлять собой памятку-разъяснение, которую также можно назвать мини-генератором идей или примеров. Рассмотрим примерные пункты подобной инструкции.

Первый пункт посвящен краткому объяснению определения лэпбук, где также перечислены его разновидности. Данная информация может помочь учащимся выбрать тип или форму лэпбука.

Второй и третий пункт объединены общей тематикой — планирование. Оба раздела дают как дополнительную информацию о понятии лэпбука, так и побуждают, и в какой-то степени мотивируют на выполнение данного проекта. Здесь также дается небольшой список возможных материалов, чтобы учащиеся понимали, что их творчество не ограничивается какими-либо правилами. На данном этапе учащиеся уже создают первичную модель будущего лэпбука.

Далее следует этап непосредственного изготовления лэпбука — это пункты четыре и пять. Именно в четвертом пункте учащиеся получают несколько подсказок — это различные варианты элементов будущей интерактивной книги. В пятом пункте учащимся предстоит собрать воедино все созданные и задуманные интерактивные элементы своего лэпбука. В данном пункте учитель также напоминает о необходимости проверки используемого языкового материала, представленного в лэпбуке.

Последний и шестой по счету пункт является завершающим напоминанием о проверке «работоспособности» лэпбука, то есть крепко ли закреплены различные элементы и т. д.

На представление итогов своей работы рекомендуется оставить как минимум 1–2 занятия, на которых учитель совместно с учащимися обменяются опытом создания лэпбука, а также используют их на практике.

Для оценки результатов можно организовать круглый стол, где учащиеся смогут оценить проделанную работу, дать рекомендации и также задать интересующие их вопросы.

Для определения результатов по реализации проекта по созданию лэпбука учителю рекомендуется провести итоговое анкетирование, по результатам которого можно будет сделать вывод о изменении или не изменении интереса учащихся к чтению художественной литературы на английском языке и интереса к проектной деятельности.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что проектная деятельность в виде лэпбука способна реализовывать воспитательные, образовательные и развивающие задачи, которые возникают перед учителем, и именно поэтому проекты в обучении иностранным языкам в настоящее время являются наиболее актуальными. Кроме того, такой вид работы может поспособствовать повышению интереса к чтению учащихся как на иностранном языке, так и на родном. Творческая направленность данного метода проектов также позволяет индивидуализировать обучение иностранным языкам, а учащиеся получают возможность проявить свою индивидуальность, что является важным фактором для учащихся младшего подросткового возраста. Современное образование предъявляет множество требований к методам обучения — они должны быть как личностно-ориентированными, так и практико-ориентированными. Метод проектов удовлетворяет им в полной мере.

Литература:

  1. Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф., апрель 2015 г. — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162–164.
  2. Кубарова А. М. Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста / А. М. Кубарова, Л. В. Николаева // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2019. — № 4–1. — С. 91–94; [Электронный ресурс]. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2071 (дата обращения: 16.09.2024).
  3. Калишникова, Н. И. Методические рекомендации «Практическое применение технологии лэпбук в педагогической деятельности» / Н. И. Калашникова, Л. В. Трухачёва — Строитель, 2018 г. — 24 с.
  4. Пироженко, Т. Это интересно. Лэпбуки. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html (дата обращения 16.08.2023).
  5. Вяземский, Е. Е. Проектная деятельность школьников на уроках истории: уч. пособие / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. — М.: Просвещение, 2017. — 160 с.
  6. Ваулина, Ю. Е. Джек и бобовое зёрнышко. Книга для чтения. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / пересказ Ю. Е. Ваулиной и др. — 4-е изд. — М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. — 37 с. — ISBN 978–5–09–029198–9.
Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, английский язык, метод проектов, художественное произведение, создание, учитель, художественная литература, чтение, пункт, младший подростковый возраст.


Похожие статьи

Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении английскому языку

Применение технологии подкастинга в обучении английскому языку в старших классах

Комплексный подход к обучению чтению научно-технической литературы на иностранном языке

Использование интерактивных технологий обучения при формировании навыков говорения на английском языке

Виртуальная онлайн-доска как платформа создания мини-проектов в условиях дистанционного обучения

Персонификация в обучении чтению по-английски на начальном этапе

Использование речевых упражнений при обучении старшеклассников письменной речи на английском языке

Использование интерактивного подхода к обучению говорению на уроках английского языка в средней школе

Использование электронных пособий для обучения пониманию иноязычного текста

Интеграционные подходы в обучении чтению и письму на уроках английского языка

Похожие статьи

Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении английскому языку

Применение технологии подкастинга в обучении английскому языку в старших классах

Комплексный подход к обучению чтению научно-технической литературы на иностранном языке

Использование интерактивных технологий обучения при формировании навыков говорения на английском языке

Виртуальная онлайн-доска как платформа создания мини-проектов в условиях дистанционного обучения

Персонификация в обучении чтению по-английски на начальном этапе

Использование речевых упражнений при обучении старшеклассников письменной речи на английском языке

Использование интерактивного подхода к обучению говорению на уроках английского языка в средней школе

Использование электронных пособий для обучения пониманию иноязычного текста

Интеграционные подходы в обучении чтению и письму на уроках английского языка

Задать вопрос