Статья посвящена определению понятия оперативно-розыскных мероприятий. Делается вывод о том, что на уровне действующего законодательства не было закреплено легального понятия оперативно-розыскных мероприятий и полного перечня действий, которые могут включаться в их содержание. В обобщенном виде под оперативно-розыскными мероприятиями необходимо понимать систему действий, осуществляемой негласными методами специально уполномоченными субъектами оперативно-розыскной деятельности с целью установления, раскрытия и расследования преступлений.
Ключевые слова: оперативно-розыскные мероприятия, гласные, негласные, права, действия.
Оперативно-розыскная деятельность в силу своей правовой природы на протяжении десятилетий является объектом множества дискуссий в рамках правовой науки. Действительно, ее негласный характер и использование методов конфиденциального содействия некоторых категорий граждан заставляет задуматься над вопросами не только юридического, но и этического характера, касающегося допустимости методов, используемых при проведении оперативно-розыскной деятельности.
Оперативно-розыскные мероприятия выполняются скрытно и нередко включают в себя действия, которые затрагивают наиболее чувствительные права граждан. Согласно положениям Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» ограничение отдельных прав граждан в процессе выполнения оперативно-розыскной деятельности преследует общественные интересы — защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, обеспечение безопасности государства и общества. Данные ограничения обоснованы характерным для современной России высоким уровнем преступности [1], повышенной общественной опасностью преступных деяний и необходимостью эффективного противодействия преступной деятельности. К тому же, преступные элементы зачастую активно противодействуют правоохранительным органам, что делает оперативно-розыскную деятельность одним из ключевых инструментов в борьбе с преступностью.
Р. И. Гадельшин указывает, что оперативно-розыскные мероприятия — это действия, проводимые в строгом соответствии с законом и базирующиеся на использовании различного арсенала средств, включая также скрытые методы получения информации. Данные мероприятия позволяют получать и реализовывать информацию, необходимую для достижения целей оперативно-розыскной деятельности [2, С. 135]. А. Н. Халиков дополняет указанное определение, считая, что в содержание оперативно-розыскных мероприятий следует включать действия, направленные не только на получение информации, но и на ее документирование [3, С. 122].
Существуют и иные доктринальные позиции. В литературе предлагается рассматривать оперативно-розыскные мероприятия как систему действий, которая в основном осуществляется негласно специально уполномоченными субъектами оперативно-розыскной деятельности. Их цель — это установление, раскрытие и расследование преступлений [4, С. 913].
Другая позиция заключается в том, что оперативно-розыскные мероприятия — это действия преимущественно конспиративного характера, в связи с чем необходимо делать особый акцент на их скрытности и стратегическом планировании. Оперативно-розыскные мероприятия проводятся с целью выявления и проверки оперативной информации, имеющей значение для раскрытия преступных деяний, а также для выполнения задач по предупреждению преступлений. Соответственно, в содержание таких действий включаются сбор, проверка и анализ конфиденциальной информации [5, С. 63].
Анализ рассмотренных определений в совокупности позволяет сделать следующий вывод. Каждое оперативно-розыскное мероприятие состоит из множества взаимосвязанных действий, которые решают конкретные тактические задачи. Соответственно, оперативно-розыскные мероприятия также включают разнообразные организационно-тактические приемы. Казалось бы, даже такое простое (на первый взгляд) оперативно-розыскное мероприятие как опрос требует особой подготовки: необходимо подготовить список вопросов, выбрать подходящие место и время для проведения опроса, установить психологический контакт с опрашиваемым, применять средства аудио- и видеофиксации, преобразовать полученную информацию в текстовом виде, представить в виде рапорта, легализовать в установленном УПК РФ порядке. Как отмечает Д. Г. Бородин, оперативно-розыскные мероприятия могут занимать продолжительное время — от нескольких часов до нескольких месяцев [6, С. 74].
Большинство авторов сходятся во мнении, что оперативно-розыскные мероприятия направлены преимущественно на борьбу с преступностью. Тем не менее, подобное понимание анализируемого понятия охватывает лишь его часть (пусть и достаточно важную). В действительности оперативно-розыскные мероприятия направлены на решение более широкого перечня задач согласно части 2 статьи 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Так, оперативно-розыскные мероприятия применяются в отношении лиц, подозреваемых в преступной деятельности, и тех, чье поведение еще напрямую не свидетельствует о причастности к совершению преступления. Оперативно-розыскные мероприятия также применяются для решения вопросов, связанных с доступом к государственной тайне, работой на опасных для жизни и здоровья объектах, к материалам, полученным в результате оперативной деятельности. Они также проводятся для проверки лиц, которым только предстоит участвовать в оперативно-розыскной деятельности. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» также позволяет использовать оперативно-розыскные мероприятия для обеспечения безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскные функции. Отметим, что оперативно-розыскные мероприятия фактически выходят за рамки уголовного преследования, приобретая контрольный (регуляторный, разрешительный) характер, поскольку они также используются для сбора информации, на основе которой принимается решение о предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности.
Таким образом, на уровне действующего законодательства не было закреплено легального понятия оперативно-розыскных мероприятий и полного перечня действий, которые могут включаться в их содержание. В обобщенном виде под оперативно-розыскными мероприятиями необходимо понимать систему действий, осуществляемой негласными методами специально уполномоченными субъектами оперативно-розыскной деятельности с целью установления, раскрытия и расследования преступлений.
Литература:
- Показатели преступности России. — Текст: электронный // Генеральная прокуратура Российской Федерации. Портал правовой статистики: [сайт]. — URL: http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения: 14.10.2024).
- Гадельшин Р. И. Оперативно-розыскное право: курс лекций / Р. И. Гадельшин. — Текст: непосредственный. — Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. — 264 с.
- Халиков А. Н. Оперативно-розыскная деятельность: учебник / А. Н. Халиков. — Текст: непосредственный. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2019. — 355 с.
- Брылев В. И. Понятие оперативно-розыскного мероприятия / В. И. Брылев, Е. В. Хренков. — Текст: непосредственный // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 9–4. — С. 912–915.
- Алферов В. Ю. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие / В. Ю. Алферов, А. И. Гришин, Н. И. Ильин; под ред. В. В. Степанова. — Текст: непосредственный. — Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2016. — 296 с.
- Бородин Д. Г. К вопросу о понятии «оперативно-розыскное мероприятие» / Д. Г. Бородин. — Текст: непосредственный // Вестник магистратуры. — 2019. — № 10–3(97). — С. 73–75.