Статья посвящена определению порядка представления результатов оперативно-розыскной деятельности. Автором делается вывод о том, что ключевое значение в данном процессе приобретает рапорт о результатах оперативно-розыскной деятельности. Непосредственный порядок представления данных результатов представлен в виде последовательности действий: решение вопроса об инициативе представления результата оперативно-розыскной деятельности; составление рапорта; регистрация рапорта; представление рапорта; решение вопроса о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну; надлежащее оформление результатов оперативно-розыскной деятельности.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, результаты, рапорт.
Нормативные акты, регулирующие оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность, формируют правовую основу для представления результатов оперативно-розыскной деятельности. Различные акты в данной сфере обеспечивают юридическое обоснование данного процесса и конкретизируют процедуру и порядок его реализации.
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в статье 11 устанавливает, что результаты, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности, могут быть переданы следователям, органам дознания или в суд при наличии соответствующего постановления руководства органа, осуществляющего данную деятельность. Порядок такой передачи регулируется ведомственными нормативно-правовыми актами. Как отмечает А. Г. Маркушин [1, С. 276], правоприменительная практика сталкивалась с системными проблемами в анализируемой области, в связи с чем на современном этапе развития правовых отношений было предложено результативное решение — принятие упомянутой в параграфе 1.1 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд (далее по тексту — Инструкция) [2].
Инструкция определяет порядок передачи материалов оперативно-розыскной деятельности. Теперь оперативные подразделения обязаны передавать результаты оперативной работы, если ими были выявлены достаточные основания для подозрения лица в совершении преступления, либо если ими исполнялись поручения следственных органов, дознавателей или суда. Кроме того, суд может потребовать предоставления таких документов при рассмотрении жалоб от лиц, которые считают, что их права были нарушены в ходе проведения оперативных мероприятий.
Применительно к порядку представления результатов оперативно-розыскной деятельности Инструкция также установила принципиально новое требование — к любой фонограмме, полученной в ходе оперативных мероприятий, необходимо прикладывать бумажную версию записи переговоров.
Инструкция определяет, в каких формах должны передаваться результаты оперативно-розыскной деятельности. Так, приоритетной формой выступает рапорт — как рапорт об обнаружении признаков преступления, так и рапорт в виде сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности. Рапорт заполняется сотрудником оперативного органа с соблюдением требований статьи 143 УПК РФ. Как и все документы в рамках оперативно-розыскной деятельности, рапорт подлежит обязательной регистрации в соответствии с нормативными актами данного ведомства. Форма и содержание рапорта регламентированы уголовно-процессуальными нормами: в нем должны содержаться данные, указывающие на подготовку или совершение преступления и иная информация, необходимая для принятия процессуальных решений.
Различие между двумя упомянутыми видами рапортов заключается в их назначении и содержании. Рапорт об обнаружении признаков преступления нужен для того, чтобы следователь мог решить вопрос о возбуждении уголовного дела. Данный документ может быть представлен как часть первоначальных материалов, собранных до возбуждения дела, либо уже в рамках существующего дела, если речь идет о новом эпизоде преступной деятельности, требующем возбуждения отдельного уголовного дела [3, С. 254].
Напротив, сообщение о результатах оперативно-розыскной деятельности используется в тех случаях, когда результаты оперативно-розыскной деятельности передаются в рамках уже возбужденного уголовного дела. В отличие от рапорта, сообщение о результатах оперативно-розыскной деятельности не содержит данных о новых преступных эпизодах, а лишь фиксирует результаты работы по уже находящему в производстве делу, способствуя дополнению (уточнению) общей картины произошедших событий [4, С. 242].
Рапорт сам по себе интересен лишь с процессуальной точки зрения — как форма оформления доказательственной информации. Как правило, он используется для документирования сведений о готовящемся или совершенном преступлении, которая была получена из иных источников (пункт 3 части 1 статьи 140 УПК РФ). Впоследствии данный документ играет роль доказательства в уголовном процессе и рассматривается как «иной документ» по смыслу статьи 74 УПК РФ [5, С. 36].
Результаты оперативно-розыскной деятельности также могут быть представлены в виде сообщения о готовящемся преступлении, однако для их использования в качестве основания для возбуждения уголовного дела требуется должное процессуальное оформление, поскольку сам факт получения информации в рамках оперативно-розыскной деятельности представляется недостаточным без его преобразования в надлежащий процессуальный документ.
Соответственно, для принятия решения о возбуждении уголовного дела результаты оперативно-розыскной деятельности должны включать в себя полный объем данных, которые подтверждают наличие признаков совершенного преступления. В представленных материалах необходимо указать точные сведения о том, где и когда были обнаружены признаки преступления; описать характер этих признаков. Необходимо подробно изложить обстоятельства, при которых произошло их обнаружение, и, если известно, указать лиц, причастных к совершению преступления и возможных очевидцев. Также требуется информация о местонахождении предметов и документов, которые могут служить вещественными доказательствами в будущем уголовном деле. Должны быть тщательно зафиксированы в представленных материалах и иные факты и обстоятельства, которые могут иметь значение для принятия решения о возбуждении производства по уголовному делу.
Рапорты передаются уполномоченным должностным лицам или органам для проведения проверки и принятия процессуальных решений на основании статей 144 и 145 УПК РФ. Процедура передачи результатов оперативно-розыскной деятельности для приобщения к уголовному делу осуществляется в следующем виде — руководитель оперативного органа (или его заместитель) оформляет постановление в двух экземплярах: один направляется компетентным органам для дальнейшего рассмотрения и принятия процессуальных решений, другой приобщается к материалам дела оперативного учета. В случае отсутствия дела оперативного учета постановление хранится в материалах номенклатурного дела. В ситуациях, когда результаты оперативно-розыскных мероприятий содержат информацию, относящуюся к сведениям, составляющим охраняемую законом тайну, порядок их представления регулируется нормами секретного делопроизводства. Рапорт об обнаружении признаков преступления, составленный на основании оперативных данных, может служить основанием для возбуждения уголовного дела, что определено статьей 143 УПК РФ, которая отсылает к различным частям статьи 140 УПК РФ, конкретизирующим поводы для возбуждения уголовного дела.
К рапорту прилагаются все необходимые документы, предметы и материалы, которые могут выступать в качестве основания для возбуждения уголовного дела — фотографии, аудио- видеоматериалы, стенограммы, справки, акты, протоколы, служебные документы и др.
Вышеизложенное позволяет установить порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности в следующем виде:
- Решение вопроса об инициативе представления результата оперативно-розыскной деятельности.
- Составление рапорта.
- Регистрация рапорта.
- Представление рапорта.
- Решение вопроса о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну.
- Надлежащее оформление результатов оперативно-розыскной деятельности.
Литература:
- Маркушин А. Г. Оперативно-розыскная деятельность: учебник и практикум для вузов / А. Г. Маркушин. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2024. — С. 276.
- Приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд) // Российская газета. — 13.12.2013. — № 282.
- Туров С. Ю. Доказательственное значение рапорта об обнаружении признаков преступления / С. Ю. Туров. — Текст: непосредственный // Тенденции уголовной политики России на современном этапе развития общества: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию кафедр уголовного права и криминологии, уголовного процесса и правоохранительной деятельности, Ижевск, 14–15 марта 2024 года. — Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2024. — С. 254.
- Степанова О. С. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при разрешении сообщений о преступлениях / О. С. Степанова. — Текст: непосредственный // Евразийский юридический журнал. — 2017. — № 5(108). — С. 242.
- Ларинков А. А. Проблемы представления результатов ОРД для использования в уголовном судопроизводстве (по Инструкции от 27 сентября 2013 года) / А. А. Ларинков. — Текст: непосредственный // Криминалист. — 2014. — № 1(14). — С. 36.