В статье обосновывается влияние гаджетов (технических устройств, имеющих доступ к интернету) на развитие дошкольника. Значимость и актуальность гаджетов.
Ключевые слова : электронные устройства, гаджеты, психические процессы, зависимость.
В наше время невозможно представить жизнь без современных технологий, таких как компьютеры, планшеты, смартфоны и другие гаджеты. Они стали неотъемлемой частью нашего быта и помогают нам во многих сферах жизни. Гаджеты позволяют нам не только общаться, но и получать необходимую информацию в кратчайшие сроки. Современные дети уже с раннего возраста увлекаются новомодными телефонами, планшетами и другими гаджетами. Они привлекают внимание яркими цветами экрана, разнообразными картинками и веселой музыкой. Даже трехлетние дети уже умеют включать и листать страницы на телефоне мамы, часто еще до того, как научатся говорить. В нашем обществе, в котором технологии развиваются с каждым днем, мы живем в эпоху прогресса, и все эти новые технические изобретения играют важную роль в развитии нашего интеллекта и помогают нам лучше понимать мир. Особенно важно это в детстве, когда происходит быстрое развитие психики ребенка. Хотя кажется, что все эти технические игрушки должны только способствовать развитию детей, необходимо помнить, что малыш впитывает в себя и хорошее, и плохое, которое может нести в себе электроника. Например, ребенок, играя в планшет или телефон, может проводить часы у экрана, не отрывая глаз. Это может освободить время для родителей, но при этом ребенок не осознает опасности, которым подвергает себя. «По мнению доктора медицинских наук, профессора Л. А. Леоновой, при работе с компьютерами, планшетами, смартфонами и гаджетами в первую очередь страдает зрение» [1, с. 69]. Длительное время использования гаджета может привести к чувству усталости и нестабильности движений глаз, что отрицательно сказывается на работе мозга и может вызвать нервное напряжение. Длительное пребывание в одной позе во время игры или просмотра мультфильмов, «недостаточная двигательная активность и неправильные позы ребенка негативно сказываются на формировании костно-мышечной системы, приводят к нарушениям осанки, гипертонусу мышц» [2, с. 69], что приводит к нарушениям осанки. Проведение большого количества времени с гаджетом может привести к ухудшению нервно-психических процессов, таких как утрата способности к фантазированию, снижение концентрации внимания, возникновение возбудимости и тревожности, а также реакции на неудачи в игре. Это может привести к нарушению режима сна и формированию зависимости. Погружаясь в виртуальный мир компьютерных игр и телефонов, ребенок привыкает к электронным развлечениям, что приводит к уменьшению времени, проведенного на улице, общению с друзьями и интересу к другим занятиям и людям. Он может проявлять агрессию, когда родители пытаются прервать игру, и не выполнять их требования, а в остальное время становится раздражительным и рассеянным. Конечно, современная техника имеет много преимуществ, таких как возможность быть на связи с близкими и получать необходимую информацию в интернете. Педагоги всех уровней образования активно внедряют современные информационные технологии. На уроках педагоги используют интерактивные доски, а также мультимедийные презентации. Игровые моменты, персонажи и видеоматериалы способствуют обогащению игровой деятельности детей, а также помогают им в усвоении нового материала. Педагоги могут использовать технику для изучения природы и путешествий по родному краю с детьми, используя обучающие приложения. Детское фотографирование — это процесс, в котором используется фотоаппарат в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет). Этот процесс имеет положительное влияние на развитие ребенка. Она предоставляет дошкольникам возможность самовыражения, а педагогу — создать благоприятные условия для того, чтобы реализовать личностный потенциал каждого из воспитанников. Также, при помощи анализа продуктов детского фотографирования можно определить область интересов де Ребенок с радостью изучит цифры, цвета и буквы. Для детей старшего возраста умение работать с компьютером может стать основой для будущей профессии. Гаджеты могут помочь детям раскрыть свои таланты. Вывод: перед тем, как разрешить ребенку использовать какой-либо гаджет, необходимо обдумать, какая польза может быть от этой игры или просмотра мультфильма. Для детей до 3 лет лучше не использовать гаджеты, так как общение с близкими и игры с друзьями более полезны и эффективны для их развития. Однако полностью отказаться от них уже невозможно, поэтому необходимо контролировать время просмотра телепередач, игр и использования планшетов, чтобы обеспечить безопасность ребенка.
Желательно, чтобы ребенок не проводил за компьютером или планшетом более 15–20 минут в день, Если же ребенок старше 7 лет, то он может проводить за электронными игрушками в два раза больше времени, но всегда под присмотром взрослого. В любом случае, ребенок должен знать, что он может пользоваться компьютером или планшетом только с разрешения родителей и не забывать о необходимости обеспечить достаточную освещенность и удобное расположение при работе с ними. Также важно помнить о регулярных перерывах и упражнениях для глаз, чтобы избежать усталости и напряжения, необходимо уменьшить негативное воздействие на ребенка. Провести зрительную гимнастику в форме стихотворения, с движениями всего тела, что поможет не только оживить, но и развлечь. Можно использовать другие методы, например, смотреть в дальний угол комнаты, находить любой предмет и проводить глазами по кругу комнаты от предмета справа налево или наоборот, или просто моргать, открывать и закрывать глаза. Необходимо обращать внимание на манеру просмотра мультфильмов и применять развивающие игры. Отбирать игры и мультфильмы, соответствующие возрасту ребенка, и предварительно анализировать их содержание, чтобы понять, какие из них могут быть полезны, а какие могут нанести вред ребенку. Если ребенок постоянно оставляется без присмотра перед телевизором, а родители проводят много времени за компьютером, то будет сложно ограничить ребенка. Лучше смотреть обучающие игры и мультфильмы вместе, обсуждая действия героев, задавая вопросы, чтобы ребенок научился рассуждать и проявлять эмоции. Важно, чтобы дети получали полезную информацию из игр и мультфильмов, а присутствие родителей и их комментарии делали это занятие интересным и увлекательным для всей семьи. Чтобы отучить ребенка от гаджетов, нужно предложить ему разнообразные совместные развлечения и занятия, такие как кружки и спортивные секции, походы в парк, кино и пешие прогулки. Взрослым важно давать правильный пример и реже использовать смартфоны. Часто возникает зависимость, когда родители не уделяют достаточного внимания своим детям, а в доме царит напряженная или конфликтная обстановка. Нельзя заменить настоящее общение с детьми новомодными гаджетами. Главные воспитатели, это родители и им решать, как в современных условиях воспитывать детей.
Литература:
- Дошкольное воспитание № 1 М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2017 — 96с.
- Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 11. Ноябрь. Изд-во ООО «МЦФР-пресс», г. Москва, 01.2016 — 77с.
- Монина Г. Б. Гаджеты на службе семейного благополучия
- Гаджет / Википедия — свободная энциклопедия [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/?oldid=90493361
- Электронная версия журнал № 31. 2(31) 2019. Гаджеты и здоровье: мифы, факты дискуссии.www.detionline.kom/sournal
- Электронная версия «Гаджеты в жизни детей: вред или польза?» https://stolichki.ru/clubs/mother/education/gadzhe...
- https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitatelej...
- https://mdou50.ru/48–2011–02–01–05–56–39/pamyatka-...
- https://infourok.ru/prezentaciya-mobilnyj-telefon-...
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhi...