В статье рассматривается развитие лексико-грамматических умений на уроке английского языка у учащихся 9-го класса. В качестве инструмента развития лексико-грамматических навыков предлагается разработанный комплекс упражнений с помощью дидактической платформы Wordwall.
Ключевые слова: онлайн-технологии, дидактические интернет-сервисы, лексико-грамматические навыки, обучение языку, интерактивные ресурсы, цифровые инструменты, эффективность обучения, мультимедийные материалы, лексико-грамматические навыки, ФГОС, принцип наглядности.
В современном мире в связи с развитием технологического прогресса значительную роль стали играть информационные технологии. Процесс внедрения информационных ресурсов и технологий в образование является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества. Это связано с тем, что образование призвано обучать и воспитывать членов общества, которым предстоит жить и работать в новых условиях. Согласно ФГОС основного общего образования одной из основных целей предмета «Иностранный язык» является «достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство межличностного и межкультурного общения» [7].
Одним из возможных инструментов осуществления данной цели могут служить дидактические интернет сервисы, которые на сегодняшний день активно используются учителями на уроках иностранного языка для решения разных задач: обучения произношению, лексике и грамматике, всем видам речевой деятельности [3; 4].
В рамках данного исследования рассматривается процесс развития лексико-грамматических навыков при обучении английскому языку в 9-м классе при помощи дидактической платформы «Wordwall». Данный интернет-сервис удобен в применении и мотивирует обучающихся к общению на иностранном языке, что способствует порождению естественных коммуникативных ситуаций [5].
Грамматический навык определяется методистами как «автоматизированный компонент сознательно выполняемой речевой деятельности, обеспечивающий правильное (безошибочное) употребление грамматической формы в речи» [6, с. 293]. Лексический навык — это «систематизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими, совершаемое в навыковых параметрах, обеспечивающее ситуативное использование данной лексической единицы и служащее одним из условий выполнения речевой деятельности» [1, с. 122].
Для достижения поставленной в исследовании цели развития у школьников иноязычного лексическо-грамматического навыка была разработана система упражнений с применением дидактической платформы «Wordwall» и апробирована на базе МБОУ СШ № 23 г. Красноярска. Разработанные дидактические материалы были использованы в ходе опытно-экспериментальной работы в качестве дополнительного дидактического материала к УМК по английскому языку «Spotlight» для 9 класса, Module «Summer holidays».
Упражнение 1: Сопоставление слов. На экране представлены лексические единицы на английском языке, которые обучающиеся должны сопоставить с их значением на русском.
Match English words with Russian ones :
1) boring — скучный
2) summer vacation — летние каникулы
3) campfire — лагерный костер
4) beach — пляж
5) camping — жить в палатке
6) surfing — заниматься серфингом
7) incredible — невероятный
8) unusual — необычный
9) sailing course — курсы хождения под парусом
10) sports camp — спортивный лагерь
Упражнение 2: Поиск стран. В рамках темы «Summer holidays» обучающиеся также познакомились с названиями некоторых стран, в которых можно провести летние каникулы. Упражнение представляет собой квадрат из различных букв, в котором обучающимся необходимо найти все страны из списка.
Find 10 countries from the list in this box .
Список стран: Germany, USA, Egypt, Tunisia, Greece, France, Turkey, Austria, Italy, Spain.
Упражнение 3: Составление предложений с союзом «because». На экране поочередно появляются предложения с союзом «because». Слова в предложениях перепутаны, обучающимся необходимо составить правильное по смыслу предложение, соблюдая верный порядок слов.
Arrange the sentences using the conjunction «because» from the given words .
1) love I sports, go to a camp because I want
— I want to go to a camp because I love sports.
2) I summer vacation, surf wait for because I want
— I wait for summer vacation because I want to surf.
3) prefer I home stay because I like virtual vacations
— I prefer to stay at home because I like virtual vacations.
4) want we beach go because we lie in the sun
— We want to go to the beach because we want to lie in the sun.
5) don't want to stay home because I like to be active
— I don't want to stay at home because I like to be active.
Упражнение 4: Заполнение пропусков глаголом «to be» в прошедшем времени. В данном упражнении обучающиеся увидят на экране небольшой диалог с пропущенным глаголом «to be», который необходимо будет вставить в правильной форме.
Fill in the blanks in the dialogue with the verb «to be» in the past tense .
Sven: Hi Anton! Where ___ you? I haven't seen you for a long time! (were)
Anton: We ___ at the beach. (were)
Sven: Wow! It ___ great! (was)
Anton: And where ___ you? (were)
Sven: I ___ at home, but it was also interesting. (was)
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы обучающимся экспериментальной группы (25 человек) были даны контрольные задания, направленные на проверку лексических и грамматических компонентов речевой деятельности по теме «Summer holidays», которую обучающиеся начали изучать в классическом формате по учебнику. Результаты тестирования были неудовлетворительны: с тестированием не справилось 36 % (9 обучающихся), 44 % (11 обучающихся) справились с тестированием на отметку «удовлетворительно», 20 % (5 обучающихся) справились с тестированием на отметку «хорошо».
После проведения серии уроков с использованием дидактической платформы «Wordwall» в конце опытно-экспериментальной работы было проведено контрольное тестирование, результаты которого показали положительную динамику в успеваемости обучающихся. 56 % (14 обучающихся) написали данный тест на отметку «хорошо», 20 % (5 обучающихся) справились с тестированием на отметку «удовлетворительно», 8 % (2 обучающихся) получили отметку «отлично». С контрольным тестированием не справилось только 16 % (4 обучающихся).
На наш взгляд, положительные изменения после работы с интернет-сервисом «Wordwall» связаны с тем, что интернет-сервисы обеспечивают наглядность изучаемого материала на уроке. Наглядность является неотделимым компонентом обучения иностранному языку. Она повышает эффективность образовательного процесса, является вспомогательным средством, позволяя обучающимся усваивать язык более осмысленно и активизируя их заинтересованность. Работа с подобными сервисами для обучающихся становится более интересной, чем урок в традиционном формате. Заинтересованность пробуждается благодаря тому, что на уроке используются задания, включающие в себя не только наглядность материала, но и интерактивность, то есть обучающийся может взаимодействовать с тем, что он видит на экране проектора.
Литература:
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 446 с.
- Гальскова Н. Д., гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2006. 236 с.
- Давыдова А. В., Майер И. А. Интернет-платформа как способ организации урока английского языка в условиях дистанционного обучения // Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества: матер. X Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2022. С. 56–60.
- Давыдова А. В., Майер И. А. Использование платформ Zoom, Skype и Google Meet в преподавании иностранного языка: сравнительный анализ // Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества: матер. IX Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2021. С. 56–61.
- Казарьянц К. Э. Современные технологии в обучении ино- странному языку: школа третьего тысячелетия: учеб. посо- бие на немецком языке // Международный журнал приклад- ных и фундаментальных исследований. 2013. № 2. С. 95–96.
- Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Основы коммуникативной тео- рии и технологии иноязычного образования: метод. пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 2010. 568 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ре- сурс]. URL: https://rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok. html (дата обращения: 12.03.2022).