В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическая основа методической работы в дошкольных образовательных организация. Также представлено теоретическое рассмотрение понятий «саморазвитие» и «профессиональное саморазвитие». Определены компоненты профессионального саморазвития воспитателя для обеспечения методической работы. Охарактеризованы ожидаемые результаты методической работы.
Ключевые слова: саморазвитие, профессиональное саморазвитие, методическая работа, педагог, воспитатель .
Внедрение в систему дошкольного образования новых требований и стандартов в воспитании и образования детей свидетельствует о том, что воспитатели должны систематически развивать свои профессиональные умения, навыки в работе. Что свидетельствует о том, что дошкольные образовательные организации должны разработать и предоставить благоприятные условия, благодаря которым воспитатели будут стремиться к профессиональному саморазвитию. Благодаря созданным условиям воспитатели должны стремиться самостоятельно, целенаправленно, систематически развиваться.
Главная задача, в нашем исследование — это повышение уровня профессионального саморазвития воспитателей в реализации методической работы. Методическая работа выступает организационной основой для создания таких условий, при которых воспитатели будут стремиться к саморазвитию.
Исследователи в вопросе о методической работе в дошкольных организациях (Л. Н. Атмахова, К. Ю. Белая, Л. В. Красильникова, Н. В. Микляева, Т. Н. Садыкова, Т. А. Сваталова, О. А. Соломенникова и др.) подчеркивают, что она способствует качеству и эффективности образования благодаря внедрения в работу инновационных методик, средств, форм, технологий. [8, 193]
Задачи методической работы:
– повышение теоретической и психолого-педагогической подготовки;
– работа по изучению образовательных программ, календарного планирования, изменений в государственных стандартах;
– внедрение в работу новых технологий, форм, методов обучения и воспитание;
– оказание помощи воспитателям научно-методической и диагностической;
– консультативная помощь в организации самообразования;
– повышение профессионально-педагогической культуры. [9, 44]
Теоретический анализ исследования саморазвития предлагает нам в эпоху Античности — базой развития человека были концептуальные основания; в эпоху Просвещения — саморазвитие — это выражение самовоспитания (Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Гердер, К. А. Гельвеций); классическая немецкая философия — проблема саморазвития стимулировалась гуманистическими и антропологическими идеями (И. Кант, Г.-В. Ф. Гегель, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг). [5, 56]
Зарубежные психологи такие как З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, А. Маслоу, Э. Эриксон, К. Рождерс и др. представляли в теорию саморазвития личности; В.Э Франкл и Л. Р. Хаббард в своих концепциях стремление к смыслу своего существования приводит саморазвитие; в теориях Э. Берна, Т. Харриса, М. Рокич саморазвитие происходит благодаря изменению социальных установок, а также построение собственной жизни [5, 56].
Л. С. Выготский рассматривает саморазвитие как процесс самодвижения, в котором источниками развития происходит столкновение интересов между новыми возможностями и старой ситуацией развития. [2, 13]
К. Абульханова-Славская считает, что развитие своих способностей приоритетно, в связи с этим становится самостоятельным формулированием стратегии жизни человека [7, 65].
«Саморазвитие — это сознательный процесс личностного и профессионального становления педагога с целью его наибольшей самореализации» — считает И. И. Богданова в своем исследовании [4, 7].
В совей статье Боброва А. И. и Чурсинова О. В. говорят, что: «Профессиональное саморазвитие педагога можно охарактеризовать как непрерывный процесс качественного, самостоятельного, целенаправленного раскрытия педагогом своих потенциальных возможностей и способностей, позволяющий наиболее эффективно осуществлять различные виды профессиональной деятельности» [3, 41].
Стремление к профессиональному саморазвитию будет полностью зависеть от личностных качеств воспитателя, от его мотивации и рефлексии к саморазвитию, а также от внешних социальных условий. [4, 7]
В процессе профессионального саморазвития деятельность педагога основывается на структуре мотивов и источников. В большей степени источником и движущей силой для саморазвития воспитателя является потребность в самосовершенствование. Следовательно, воспитателю необходимо формировать умения, навыки, а также профессионально создавать себя, для того чтобы соответствовать естественным условиям для успешной деятельности такими как профессионализм, мобильность, ответственность, коммуникабельность, рефлексия [1, с. 138].
Поддержка профессионального саморазвития воспитателей периодически корректируется, изменяется, развивается в соответствии с объективными и субъективными условиями развития образования.
Содержание методической работы по повышению уровня профессионального саморазвития опирается на интересы и потребности педагогов, на интересы педагогического сообщества (программа развития ДОО), на интересы социума (концепция развития, ФГОС ДО).
В нашем исследовании мы пришли к идее, которая включена в следующие положения:
1) Самосовершенствование воспитателя своих профессиональных качеств и умений на основе процессов саморазвития.
2) Условия, которые стимулируют потребность и мотивы саморазвития воспитателей, которые развивают творческий потенциал и приводят к осознанию инновационного поиска в работе с детьми.
3) Переосмысление воспитателей профессиональной деятельности и проектировка профессиональной реальности.
Целевая направленность методической работы к профессиональному саморазвитию воспитателей дошкольных организаций должна основываться на условиях компонентов саморазвития, таких как мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный, эмоционально-волевой и рефлексивно-оценочный.
Выделенные компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены, что позволяет сформировать единую методическую работу в дошкольной образовательной организации, обеспечивающую системность, целесообразность, информационность, субъектность, самоуправляемость профессионального саморазвития педагогов, достижение ими высокого уровня.
Ожидаемы результаты методической работы влияющие на профессиональное саморазвитие воспитателей: мотивационно-ценностный критерий: осознание смысла и важности педагогической деятельности, потребность в профессиональном саморазвитии, желание в самореализации, появление мотивов самообразования, способность достижения профессионального роста; когнитивно-деятельностный критерий: появление новых знания, умения, навыков профессиональной деятельности, использование новых технологий работы с детьми, способность к самоорганизации, интерес к научной, творческой и познавательной деятельности; эмоционально-волевой критерий: положительное восприятие себя как как профессионала, упорство в осуществлении процесса саморазвития и самообразования, эмоциональная устойчивость; рефлексивно-оценочный критерий: осознание ценности профессиональной деятельности, самооценка, способность к саморазвитию, оценке профессиональных достижений, способность моделировать действия по саморазвитию.
Таким образом, построенная методическая работа с условиями стратегических и тактических целей и задач способствует повышению уровня профессионального саморазвития.
Теоретические положения и выводы, представленные в нашем исследовании, дополняют теорию и методологию дошкольного образования в решении вопроса профессионального саморазвития воспитателей в дошкольных образовательных организациях.
Литература:
- Аматаева Э. Ж., Профессиональное саморазвитие преподавателя как психолого-педагогическая проблема // Шаг в науку. 2019. № 4. С. 137–139.
- Афанасенкова Е. Л., Васягина Н. Н., Саморазвитие и самореализация педагогических работников в профессиональной деятельности // Педагогическое образование в России. 2019. № 2 С. 10–30
- Боброва И. А., Чурсинова О. В. Профессиональное саморазвитие педагога как условие его непрерывного образования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 10–1. С. 41–43.
- Богданова И. И., Профессиональное саморазвитие педагогов как психолого-педагогическая проблема // Научные труды Московского Гуманитарного университета. 2024. № 2. С. 4–8
- Блинова В. Л., Блинова Ю. Л. Психологические основы самопознания и саморазвития: учебно-методическое пособие. — Казань: ТГГПУ, 2009. — 222
- Гуцу Е. Г., Кочетова Е. В., Смирнова М. А., Заботина О. В., Магомедова Г. З. (2020) Исследование факторов, стимулирующих и препятствующих профессиональному саморазвитию педагогов детского сада // Современные проблемы науки и образования. № 6.
- Илькова А. П., Киселева М. Ш., Профессиональное саморазвитие педагога как научная проблема // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2018. Том Часть 1. С. 64–67.
- Красильникова Л. В., Волкова Е. В., Балачкина А.Е, Система методических мероприятий по повышению готовности воспитателей к инновационной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75–2. С. 192–195.
- Сидельникова С. В., Роль методической работы в повышении профессиональной компетентности воспитателей ДОУ // Инновации в образовании (Казахстан). 2023. № 6(70). С. 43–46.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва. URL: https://docs.cntd.ru/document/499057887 (дата обращения: 22.08.2024).