Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (541) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 16.10.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Богданова, И. И. Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей / И. И. Богданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 42 (541). — С. 288-290. — URL: https://moluch.ru/archive/541/118362/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическая основа методической работы в дошкольных образовательных организация. Также представлено теоретическое рассмотрение понятий «саморазвитие» и «профессиональное саморазвитие». Определены компоненты профессионального саморазвития воспитателя для обеспечения методической работы. Охарактеризованы ожидаемые результаты методической работы.

Ключевые слова: саморазвитие, профессиональное саморазвитие, методическая работа, педагог, воспитатель .

Внедрение в систему дошкольного образования новых требований и стандартов в воспитании и образования детей свидетельствует о том, что воспитатели должны систематически развивать свои профессиональные умения, навыки в работе. Что свидетельствует о том, что дошкольные образовательные организации должны разработать и предоставить благоприятные условия, благодаря которым воспитатели будут стремиться к профессиональному саморазвитию. Благодаря созданным условиям воспитатели должны стремиться самостоятельно, целенаправленно, систематически развиваться.

Главная задача, в нашем исследование — это повышение уровня профессионального саморазвития воспитателей в реализации методической работы. Методическая работа выступает организационной основой для создания таких условий, при которых воспитатели будут стремиться к саморазвитию.

Исследователи в вопросе о методической работе в дошкольных организациях (Л. Н. Атмахова, К. Ю. Белая, Л. В. Красильникова, Н. В. Микляева, Т. Н. Садыкова, Т. А. Сваталова, О. А. Соломенникова и др.) подчеркивают, что она способствует качеству и эффективности образования благодаря внедрения в работу инновационных методик, средств, форм, технологий. [8, 193]

Задачи методической работы:

– повышение теоретической и психолого-педагогической подготовки;

– работа по изучению образовательных программ, календарного планирования, изменений в государственных стандартах;

– внедрение в работу новых технологий, форм, методов обучения и воспитание;

– оказание помощи воспитателям научно-методической и диагностической;

– консультативная помощь в организации самообразования;

– повышение профессионально-педагогической культуры. [9, 44]

Теоретический анализ исследования саморазвития предлагает нам в эпоху Античности — базой развития человека были концептуальные основания; в эпоху Просвещения — саморазвитие — это выражение самовоспитания (Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Гердер, К. А. Гельвеций); классическая немецкая философия — проблема саморазвития стимулировалась гуманистическими и антропологическими идеями (И. Кант, Г.-В. Ф. Гегель, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг). [5, 56]

Зарубежные психологи такие как З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, А. Маслоу, Э. Эриксон, К. Рождерс и др. представляли в теорию саморазвития личности; В.Э Франкл и Л. Р. Хаббард в своих концепциях стремление к смыслу своего существования приводит саморазвитие; в теориях Э. Берна, Т. Харриса, М. Рокич саморазвитие происходит благодаря изменению социальных установок, а также построение собственной жизни [5, 56].

Л. С. Выготский рассматривает саморазвитие как процесс самодвижения, в котором источниками развития происходит столкновение интересов между новыми возможностями и старой ситуацией развития. [2, 13]

К. Абульханова-Славская считает, что развитие своих способностей приоритетно, в связи с этим становится самостоятельным формулированием стратегии жизни человека [7, 65].

«Саморазвитие — это сознательный процесс личностного и профессионального становления педагога с целью его наибольшей самореализации» — считает И. И. Богданова в своем исследовании [4, 7].

В совей статье Боброва А. И. и Чурсинова О. В. говорят, что: «Профессиональное саморазвитие педагога можно охарактеризовать как непрерывный процесс качественного, самостоятельного, целенаправленного раскрытия педагогом своих потенциальных возможностей и способностей, позволяющий наиболее эффективно осуществлять различные виды профессиональной деятельности» [3, 41].

Стремление к профессиональному саморазвитию будет полностью зависеть от личностных качеств воспитателя, от его мотивации и рефлексии к саморазвитию, а также от внешних социальных условий. [4, 7]

В процессе профессионального саморазвития деятельность педагога основывается на структуре мотивов и источников. В большей степени источником и движущей силой для саморазвития воспитателя является потребность в самосовершенствование. Следовательно, воспитателю необходимо формировать умения, навыки, а также профессионально создавать себя, для того чтобы соответствовать естественным условиям для успешной деятельности такими как профессионализм, мобильность, ответственность, коммуникабельность, рефлексия [1, с. 138].

Поддержка профессионального саморазвития воспитателей периодически корректируется, изменяется, развивается в соответствии с объективными и субъективными условиями развития образования.

Содержание методической работы по повышению уровня профессионального саморазвития опирается на интересы и потребности педагогов, на интересы педагогического сообщества (программа развития ДОО), на интересы социума (концепция развития, ФГОС ДО).

В нашем исследовании мы пришли к идее, которая включена в следующие положения:

1) Самосовершенствование воспитателя своих профессиональных качеств и умений на основе процессов саморазвития.

2) Условия, которые стимулируют потребность и мотивы саморазвития воспитателей, которые развивают творческий потенциал и приводят к осознанию инновационного поиска в работе с детьми.

3) Переосмысление воспитателей профессиональной деятельности и проектировка профессиональной реальности.

Целевая направленность методической работы к профессиональному саморазвитию воспитателей дошкольных организаций должна основываться на условиях компонентов саморазвития, таких как мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный, эмоционально-волевой и рефлексивно-оценочный.

Выделенные компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены, что позволяет сформировать единую методическую работу в дошкольной образовательной организации, обеспечивающую системность, целесообразность, информационность, субъектность, самоуправляемость профессионального саморазвития педагогов, достижение ими высокого уровня.

Ожидаемы результаты методической работы влияющие на профессиональное саморазвитие воспитателей: мотивационно-ценностный критерий: осознание смысла и важности педагогической деятельности, потребность в профессиональном саморазвитии, желание в самореализации, появление мотивов самообразования, способность достижения профессионального роста; когнитивно-деятельностный критерий: появление новых знания, умения, навыков профессиональной деятельности, использование новых технологий работы с детьми, способность к самоорганизации, интерес к научной, творческой и познавательной деятельности; эмоционально-волевой критерий: положительное восприятие себя как как профессионала, упорство в осуществлении процесса саморазвития и самообразования, эмоциональная устойчивость; рефлексивно-оценочный критерий: осознание ценности профессиональной деятельности, самооценка, способность к саморазвитию, оценке профессиональных достижений, способность моделировать действия по саморазвитию.

Таким образом, построенная методическая работа с условиями стратегических и тактических целей и задач способствует повышению уровня профессионального саморазвития.

Теоретические положения и выводы, представленные в нашем исследовании, дополняют теорию и методологию дошкольного образования в решении вопроса профессионального саморазвития воспитателей в дошкольных образовательных организациях.

Литература:

  1. Аматаева Э. Ж., Профессиональное саморазвитие преподавателя как психолого-педагогическая проблема // Шаг в науку. 2019. № 4. С. 137–139.
  2. Афанасенкова Е. Л., Васягина Н. Н., Саморазвитие и самореализация педагогических работников в профессиональной деятельности // Педагогическое образование в России. 2019. № 2 С. 10–30
  3. Боброва И. А., Чурсинова О. В. Профессиональное саморазвитие педагога как условие его непрерывного образования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 10–1. С. 41–43.
  4. Богданова И. И., Профессиональное саморазвитие педагогов как психолого-педагогическая проблема // Научные труды Московского Гуманитарного университета. 2024. № 2. С. 4–8
  5. Блинова В. Л., Блинова Ю. Л. Психологические основы самопознания и саморазвития: учебно-методическое пособие. — Казань: ТГГПУ, 2009. — 222
  6. Гуцу Е. Г., Кочетова Е. В., Смирнова М. А., Заботина О. В., Магомедова Г. З. (2020) Исследование факторов, стимулирующих и препятствующих профессиональному саморазвитию педагогов детского сада // Современные проблемы науки и образования. № 6.
  7. Илькова А. П., Киселева М. Ш., Профессиональное саморазвитие педагога как научная проблема // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2018. Том Часть 1. С. 64–67.
  8. Красильникова Л. В., Волкова Е. В., Балачкина А.Е, Система методических мероприятий по повышению готовности воспитателей к инновационной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75–2. С. 192–195.
  9. Сидельникова С. В., Роль методической работы в повышении профессиональной компетентности воспитателей ДОУ // Инновации в образовании (Казахстан). 2023. № 6(70). С. 43–46.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва. URL: https://docs.cntd.ru/document/499057887 (дата обращения: 22.08.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): методическая работа, профессиональное саморазвитие, профессиональное саморазвитие воспитателей, повышение уровня, саморазвитие, воспитатель, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Воспитательная работа в учреждениях НПО

В статье рассматриваются вопросы, связанные с постановкой воспитательной работы в учебных заведениях профессионального образования. Воспитательная работа в учреждениях НПО направлена на становление личности. Поддержать и развить Человека в человеке, ...

Формирование культуры здоровья у обучающихся в начальной школе

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования культуры здоровья у обучающихся в начальной школе. Раскрываются основные понятия: «индивидуальное здоровье», «соматическое здоровье», «психологическое здоровье», «здоровьесбер...

Рефлексия современного учителя

В статье рассматривается роль рефлексивных умений в структуре общепрофессиональных умений учителя. Автором рассмотрены такие понятия как «профессиональная самоидентификация», «профессиональное самосознание», «профессиональное самоуважение». Дан анали...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...

Технология личностно-ориентированного обучения

В данной статье раскрыты особенности и задачи личностно-ориентированного обучения, обозначены методы, способствующие развитию мышления учащихся, проявлению самостоятельности и инициативности. Автором подчеркнута необходимость создания условий для выб...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Похожие статьи

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Воспитательная работа в учреждениях НПО

В статье рассматриваются вопросы, связанные с постановкой воспитательной работы в учебных заведениях профессионального образования. Воспитательная работа в учреждениях НПО направлена на становление личности. Поддержать и развить Человека в человеке, ...

Формирование культуры здоровья у обучающихся в начальной школе

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования культуры здоровья у обучающихся в начальной школе. Раскрываются основные понятия: «индивидуальное здоровье», «соматическое здоровье», «психологическое здоровье», «здоровьесбер...

Рефлексия современного учителя

В статье рассматривается роль рефлексивных умений в структуре общепрофессиональных умений учителя. Автором рассмотрены такие понятия как «профессиональная самоидентификация», «профессиональное самосознание», «профессиональное самоуважение». Дан анали...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...

Технология личностно-ориентированного обучения

В данной статье раскрыты особенности и задачи личностно-ориентированного обучения, обозначены методы, способствующие развитию мышления учащихся, проявлению самостоятельности и инициативности. Автором подчеркнута необходимость создания условий для выб...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Задать вопрос