Педагогическое наследие Д. И. Менделеева и его роль в развитии высшей школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (541) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 17.10.2024

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Биналиева, А. О. Педагогическое наследие Д. И. Менделеева и его роль в развитии высшей школы / А. О. Биналиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 42 (541). — С. 287-288. — URL: https://moluch.ru/archive/541/118374/ (дата обращения: 23.12.2024).



Дмитрий Иванович Менделеев — великий ученый, который внес огромный вклад в развитие высшей школы. Имя Д. И. Менделеева-педагога было известно в России в дореволюционный период, благодаря его педагогическим публикациям на страницах журналов и газет,

На основе реалистического мировоззрения формировалось отношение Д. И. Менделеева к окружающей его действительности. Д. И. Менделеев объективно оценивал все происходящее в обществе и принимал активное участие в общественных явлениях, которые, на его взгляд, способствовали постепенному прогрессивному развитию страны. Его участие в общественно-педагогическом движении 2-й половины XIX — начала XX вв. объясняется стремлением к совершенствованию системы образования в стране и преследует цель устранения «тормозов» на пути прогрессивного развития России.

Общественно-педагогическая деятельность Д. И. Менделеева выражалась:

А) в обсуждении (критике и предложениях) проводимых в стране образовательных реформ;

б) в участии в организации и работе высших женских курсов в Петербурге;

в) Д. И. Менделеев стоял у истоков Русского химического общества как консолидирующего центра научных и образовательных сил России, принимал самое активное участие в его деятельности;

г) в борьбе со спиритизмом, пресекающей распространение этого явления через профессоров на молодежь.

Своеобразие педагогической деятельности Д. И. Менделеевавыражено:

а) в сочетании 3-х её основных направлений; непосредственно преподавательской деятельности, написания учебников и руководств для студентов, организации работы учебных кабинетов и учебных лабораторий и организации преподавания различных дисциплин;

б) в применении целой системы дидактических принципов (научности, системности, доступности, наглядности обучения) и в использовании своеобразных методических приёмов;

в) в новаторстве, которое заключалось в новом подходе к написанию учебников, в организации занятий в учебных лабораториях.

Характеризуя преподавательскую деятельность Д. И. Менделеева, следует отметить её многопредметность, Дмитрий Иванович за все время преподавательской деятельности читал разные учебные курсы по содержанию и по уровню сложности и научности. Дмитрий Иванович преподавал органическую химию, математику, естествознание, физику, органическую, техническую, теоретическую, общую неорганическую химию, физическую географию. Дмитрия Ивановича больше привлекали курсы, читаемые в высших учебных заведениях, которые углубленно изучались и детализировались. Среди них, конечно же, особое место в преподавательской деятельности Д. И. Менделеева занимала общая неорганическая химия.

Д. И. Менделеев опирался на три своих принципа: принцип научности, принцип доступности, принцип наглядности.

Принцип научности обучения Д. И. Менделеевым применял при написании своих лекций, выражался в особой тесной связи между излагаемым материалом и новыми научными достижениями и прогрессивными научными идеями и учениями.

Д. И. Менделеев составлял свои научные лекции таким образом, чтобы его аудитории был понятен смыл читаемой лекции. Дмитрий Иванович учитывал уровень подготовки своих слушателей. Благодаря доступности изложения научных явлений, лекции Д. И. Менделеева привлекали внимание многих специалистов как химических наук, так и других областей, изучающих данную специальность, студентов, и даже людей не знающих о химии ничего и вообще естественных наук.

Принцип доступности изложения материала Д. И. Менделеев использовал в своей преподавательской деятельности в высших и средних учебных заведениях и на высших женских курсах.

Следующий принцип, которым пользовался Дмитрий Иванович, это принцип наглядности обучения. Принцип наглядности обучения использовался для исследовательских работ в показе демонстрационных опытов на лекциях и на практических занятиях. Хотя в учебных заведениях не было соответствующих условий.

Кроме вышеназванных дидактических принципов в своей преподавательской деятельности Дмитрий Иванович также придерживался принципа системности и последовательности обучения.

Д. И. Менделеев как учёный и педагог всегда разграничивал общее и частное, причем общее ставил впереди частного. Эта его черта проявилась и в написании «Основ химии». Частности излагались им на основе прочно усвоившихся понятий. «Основы химии» специально напечатали двумя шрифтами; крупным и мелким. Крупным шрифтом выделяли важные теоретические моменты, законы, лежащие в основе изучения химии. А мелким шрифтом напечатали подробности, дополнения. Образно этот методический приём можно представить как дерево с ветвями и листьями. Кроме этого, текст, напечатанный крупным шрифтом, соответствовал программе средних учебных заведений. А дополнения, напечатанные мелким шрифтом, поднимали уровень содержания курса до высших учебных заведений. Благодаря этому читателями книги были как гимназисты, так и будущие ученые.

Будучи неравнодушным к постановке учебного процесса в школах, проявляя творческое отношение к своей преподавательской деятельности, Д. И. Менделеев с самого начала работы в гимназии стремился к усовершенствованию преподавания естествознания. Дмитрий Иванович выбрал путь через обеспечение всем необходимым и налаживание работы кабинета. В связи с этим Дмитрий Иванович разрабатывает проект кабинета естествознания в гимназии и приступает к его осуществлению.

В деле усовершенствования преподавательской деятельности в других учебных заведениях Д. И. Менделеев избрал путь через налаживание работы химической лаборатории.

В организации преподавания учебных дисциплин в высших учебных заведениях Д. И. Менделеев использовал путь через разделение обязанностей между профессорами в соответствии с профессиональной целесообразностью их деятельности, что влекло за собой расширение количества профессоров в учебном заведении и содействовало созданию сильного научного ядра на кафедре.

Литература:

  1. https://cyberleninka.ru/article/n/d-i-mendeleev-o-razvitii-obrazovaniya-v-rossii
  2. https://www.muctr.ru/university/about/history/mendeleev/
Основные термины (генерируются автоматически): преподавательская деятельность, заведение, крупный шрифт, мелкий шрифт, написание учебников, общая неорганическая химия, организация преподавания, принцип наглядности обучения.


Задать вопрос