В данной статье рассматриваются виды игровых методов, используемые в образовательном процессе. В настоящее время возникает все большая необходимость поднятия мотивации у учащихся в процессе обучения. Игровые методы помогают не только вовлечь учащихся в изучаемый ими материал, но также закрепить его, и применить теоретические знания на практике. Наиболее распространенными игровыми методы в обучении являются ролевые, дидактические, интеллектуальные и деловые игры. С их помощью преподаватель сможет разнообразить занятия, развить когнитивные навыки, интеллектуальные способности и мышление.
Ключевые слова : игра, игровые методы, дидактическая игра, ролевая игра, интеллектуальная игра, деловая игра.
Использование игр в образовательной среде уходит корнями в историю, когда при изучении математики, логики использовали такие настольные игры как шахматы и манкала. На протяжении веков многие ученые, педагоги и психологи считали, что игра должна быть интегрирована в учебный процесс: «веселое и серьёзное» должны идти рука об руку (Д. А. Коменский); что у человека есть фундаментальная потребность к игре и, что игра является фундаментальным правом человека (Й. Хейзинга). В 20 веке Ж. Пиаже и Л. С. Выготский внесли значительный вклад в развитие игрового обучения как педагогического метода на университетском уровне. Ж. Пиаже считал, что игра развивает моторику, интеллектуальные способности и воображение; она игра важную роль в формировании навыков сотрудничества, подготовке к творческой деятельности и решению задач [1]. Л. С. Выготский исследовал в своих работах когнитивное развитие, связь между языком и мышлением, и утверждал, что модели мышления и когнитивные навыки изначально являются не врожденными факторами, а формируются деятельности в рамках социальных институтов культуры, в которых воспитывается индивидуальность. Игра, как один из таких видов деятельности, по его мнению, способствует развитию когнитивных навыков и мышления [2].
Игра представляет собой многогранный социокультурный феномен, анализ которого осуществляется с позиций различных дисциплин, включая философию, культурологию, психологию и методологию. Игровые формы обучения способствуют формированию комфортной психологической атмосферы на занятиях и стимулируют активность учащихся. В процессе игры способности человека раскрываются в полной мере, a порой проявляются неожиданно.
Естественная игра представляет собой спонтанную познавательную активность, благодаря которой человек в процессе самообучения осваивает новые способы и формы действий в как знакомых, так и незнакомых условиях. Различают несколько классификаций игр, каждая из которых имеет свои цели и обладает характерными особенностями.
- Ролевые игры.
- Интеллектуальные игры.
- Дидактические игры
- Деловые игры
Ролевые игры являются эффективным методом обучения в образовательной среде. Этот метод позволяет учащимся сразу же применять полученные знания путем распрямления их по определенным ролям. В рамках ролевой ситуации студенты могут предстать в образе лиц, принимающих решения в различных сферах, таких как политика, юриспруденция или иных областях. Например, они могут сыграть роль политиков, определяющих государственную политику, или продавца в книжном магазине, консультирующего покупателей.
Согласно М. Чеслеру и Р. Фоксу «Ролевая игра — это метод обучения, который отвечает этим потребностям; люди берут на себя роли других людей и разыгрывают чувства, мысли и поведение других» [3].
Ролевые игры являются эффективным инструментом обучения, поскольку они органично интегрируют теоретические знания с практическими навыками, а также логическое мышление с эмоциональной вовлеченностью. Данный метод позволяет обучающимся моделировать ситуации, выходящие за рамки их личного опыта, что способствует более глубокому пониманию событий и процессов. Имитация различных ролей способствует развитию у людей креативности и самовыражения.
Данный метод обучения высокоэффективен для повышения уровня вовлечённости учащихся и содействует их взаимодействию в рамках групповой работы. Выполнение поставленной задачи в соответствии с определённой ролью позволяет студентам глубже погрузиться в изучаемый материал. Возможно как групповое выполнение задания, так и инсценирование ролей на протяжении всего урока. Такой подход способствует большей вовлечённости учащихся, поскольку они пытаются осмыслить изучаемую информацию с точки зрения своего персонажа.
Интеллектуальная игра подразумевает применение умственных способностей учащихся для достижения поставленной цели, победы; в процессе которых развивается интеллект и эрудиция. Как отмечает О. М. Боева, в интеллектуальной игре «успех достигается прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его ума. [В ней] происходят генерация идей, анализ, проверка и выбор лучшей при ограничении времени» [4, с. 143].
Интеллектуальные игры, являясь средством воспитательного и обучающего воздействия на студентов, имеют разнообразные формы. В последнее время особую популярность среди них получили квесты и квизы. Квест (от англ. quest — поиск, игра-загадка) — это виды игр, которые могут происходить как реальных пространствах, так и виртуальных, и требующие от участников решения поставленных задач. Квиз (от англ. quiz — задание, вопрос) — это интеллектуальная игра, которая состоит из ряда вопросов, объединенных одной тематикой.
Суть интеллектуальных игр заключается в преодолении умственных трудностей. Внешним результатом игровой деятельности является правильный ответ или победа в соревновании, а внутренним, и это самое важное, — эмоции и состояния, которые сопровождают интеллектуальный процесс, приобретение опыта индивидуальной продуктивной умственной деятельности, интеллектуальное самоутверждение. Каждая интеллектуальная игра имеет свои особенности, но они приучают к чувству ответственности, воспитывают любознательность, самостоятельность мышления, развивают мышление человека.
Организация и проведение дидактических игр предполагает тщательное планирование, руководство и оценку результатов. Данный вид деятельности реализуется в рамках структурированных учебных ситуаций, направленных на достижение конкретных образовательных и дидактических целей. Дидактические игры характеризуются наличием чётко определённых правил и требуют активного участия и взаимодействия обучающихся.
Игры с правилами преимущественно активируют воспроизводящий и преобразующий уровни познавательной деятельности. Их простота и доступность обуславливают высокую популярность у учащихся. Дидактические игры обладают большим потенциалом для использования в образовательном процессе благодаря своей кратковременности и отсутствию необходимости предварительной подготовки. Как правило, они занимают от 7 до 25 минут, что существенно отличается от ролевых игр, требующих дополнительной подготовки и занимающих больше времени, часто выходящих за рамки одного урока.
Деловая игра представляет собой метод обучения, при котором студенты приобретают знания о социальной и объективной реальности посредством моделирования игровой ситуации. В ходе игры участники выполняют определенные роли, взаимодействуют друг с другом согласно установленным правилам и сталкиваются с условными, но реалистичными профессиональными задачами. Таким образом, деловая игра способствует формированию навыков принятия решений и работы в команде в условиях, имитирующих реальный профессиональный контекст, происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в навыки, а также обогащение личного опыта и его последующее развитие.
Суть деловой игры заключается в том, что она сочетает в себе симуляционное моделирование и ролевое поведение участников при решении сложных профессиональных и учебных задач. Развитие личностных качеств студентов происходит на всех этапах подготовки и проведения обучающей игры. Участники ставят перед собой задачу вжиться в роль специалиста, которую они будут исполнять. При подготовке к игре преподаватель обычно советует студентам самостоятельно продумать образ своего персонажа и подготовительный этап с позиции данного специалиста. В процессе игры студент приобретает навыки преодоления трудностей, связанных с вербальной и невербальной коммуникацией.
Деловая игра представляет собой управляемую систему, поскольку её процедура тщательно планируется и корректируется преподавателем. В ситуации, когда игра развивается в рамках прогнозируемого сценария, преподаватель может воздержаться от вмешательства в игровой процесс, ограничиваясь наблюдением и оценкой деятельности участников. Однако, если действия игроков выходят за рамки ожидаемых результатов, противоречат целям урока, преподаватель имеет право внести коррективы в ход игры.
В последнее время в сфере образования отмечается растущий интерес к использованию игр как эффективного инструмента обучения; наблюдается своего рода ренессанс игр и постановок. Обучение с их помощью имеет неоспоримые преимущества по сравнению с традиционной моделью обучения. Многочисленные научные исследования подтверждают положительную корреляцию между применением игровых методик и повышением эффективности преподавания различных дисциплин. При помощи игровых методов хорошо развиваются когнитивные процессы, память, мышление и внимание. Благодаря играм у учащихся проявляется интерес к тому, что они изучают, и появляется стимул продолжать свои исследования, чтобы находить собственные решения в конкретных ситуациях. Использование различных видов игровых методов в образовательной сфере может привести к повышению эффективности обучения.
Литература:
- Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. — Москва: АСТ, 2022. — 416 c.
- Выготский, Л. С. Разум в обществе: развитие высших психологических процессов / Л. С. Выготский. — Кембридж: Гарвардский университет, 1980. — 176 c.
- Chesler, M. Role-playing methods in the Classroom / M. Chesler, R. Fox. — Chicago: Science Research Associates, 1966. — 95 c.
- Боева, О. М. Педагогический феномен интеллектуальной игры / О. М. Боева. — Текст: непосредственный // Образование. Наука. Научные кадры. — 2021. — № 1. — С. 141–147.