В статье рассматриваются возможные пути решения проблем управления здоровьесбережением детей и подростков в условиях образовательного учреждения на основании научных и природосообразных подходов.
Здоровье детей и подростков составляет фундаментальную основу для формирования потенциала здоровья взрослого населения, являясь важным показателем экономического благополучия и национальной безопасности страны. Здоровье народа определено как неотъемлемая составляющая успеха России в достижении своих стратегических целей. Тема охраны здоровья постоянно находит свое отражение в правительственных документах. Сохранение здоровья детей становится главным направлением на мировом уровне, что отражается в принятии международных программ по охране детского здоровья на уровне всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Современные тенденции развития общества определяют отношение к здоровьесбережению подрастающего поколения, как к главному достоянию нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества [1].
Задача сохранения и укрепления здоровья подрастающего населения нашей страны в современных социально-экономических условиях является одной из важнейших задач государства, поскольку именно здоровье определят резерв трудового потенциала подрастающего поколения, как человеческого ресурса в развитии России, как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе.
В современных условиях проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения определяется не только неблагоприятным воздействием социально-экономических и экологических факторов, но и отрицательным влиянием педагогических факторов на здоровье детей и подростков. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, переходит в педагогическую плоскость, что определяет ее актуальность [1].
Организация образовательного процесса в образовательных учреждениях (ОУ) в системе среднего школьного образования, где должна закладываться основа здоровьесбережения учащихся, не в полной мере справляется с решением данной проблемы. Анализ организации образовательного процесса в ОУ показывает, что существующие педагогические технологии являются малоэффективными.
Указанные факторы предопределили актуальность поиска инновационных и эффективных педагогических технологий в области здоровьесбережения и определении их влияния на управление образовательным учреждением. Одним из ведущих направлений в решении обозначенных задач является совершенствование управления образовательным учреждением на основе использования здоровьесберегающих технологий в образовании.
На наш взгляд, здоровьесбережение необходимо рассматривать как педагогическую систему в масштабах образовательного учреждения, важную часть системы образования. При этом школа не только должна защищать детей от факторов риска, но и формировать здоровье [3].
Вопросами теории и практики здоровьесбережения на разных этапах занимались многие ученые психологии, философии и педагоги. Исследователями рассмотрены вопросы:
— личностно ориентированный [4], ненасильственный и здоровьесберегающий подход к воспитанию рассматриваются в работах Е. В. Бондаревской, И. С. Якиманской и др.; здоровьесберегающий — в работах Л. А. Акимовой, Е. М. Голикова, Н. В. Сократова и др.);
— применение здоровьесберегающих технологий и реализация локальных программ здоровьесбережения представлены А. А. Коробейниковым, А. М. Митяевой, Г. А. Мысиной И. К. и др. Группа ученых Санкт-Петербурга издала «Энциклопедию педагогической валеологии» (2010 год) [2].
Появились также междисциплинарные и авторские исследования по проблеме здоровьесбережения. В вышеуказанных работах подчеркивается значимость и необходимость грамотного использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Анализ научно-методической литературы и результатов практической деятельности позволил выявить противоречиямежду:
— потребностью общества в здоровом (морально и психически, физически) подрастающем поколении, способном трудиться в современных условиях и недостаточным уровнем здоровья выпускников;
— необходимостью развития здоровьесберегающих технологий в образовании и недостаточной разработанностью теоретических и практических аспектов этой проблемы;
— необходимостью применения здоровьесберегающих технологий в образовании и недостаточным исследованием их влияния на управление образовательным учреждением.
Выявленные противоречия обозначили проблему условий использования здоровьесберегающих образовательных технологий, которые становятся эффективным средством управления образовательным учреждением.
Рассмотрим понятие здоровьесбережения. В основе его лежит слово «здоровье». Необходимо отметить, что на сегодняшний момент в науке нет устоявшегося определения понятия «здоровье» — оно рассматривается с точки зрения различных наук, использующих разные подходы к рассмотрению сущности этого феномена. Одним из древнейших в науке направлений в определении здоровья является точка зрения, что здоровье является показателем гармоничного развития человека. На это указывали древнегреческие философы. По словам Пифагора: «здоровье — есть гармония, равновесие, а болезнь — нарушение гармонии». Сократу приписывают слова: «Здоровье — это еще не все, но все — ничто без здоровья», характеризующие отношение к здоровью, как к величайшей ценности [3].
Таким образом, ценностное отношение к здоровью было присуще людям еще в древности. Среди философов, оказавших влияние на становление мировоззрения народа, приведем высказывания Аль-Фараби, который в своем трактате «Указание пути к счастью» писал: «совершенством человека является здоровье; и если у человека есть здоровье, то его необходимо сохранять, а если нет, то нужно приобрести. Здоровья можно достигнуть, лишь соблюдая определенные меры: умеренно питаясь, человек приобретет здоровье, умеренно трудясь — силу, умеренно действуя — хороший нрав». Авиценна в «Книге исцеления» и «Каноне врачебной науки» предлагает методы по профилактике и лечению здоровья, используя при этом природные средства. На принципах природосообразности основаны трактаты философов, отмечающие идеи развития единства человека и природы и раскрывающие взаимосвязь образа жизни и здоровья человека, соблюдения принципов здорового образа жизни и использовании природных факторов и ресурсов для укрепления здоровья [5].
Таким образом, в средние века учеными было предложено решение проблемы здоровьесбережения в совокупности физического и нравственного воспитания молодежи, взаимообуславливающих друг друга, обоснован принцип природосообразности. Подобные идеи были выведены в различных частях света, поскольку законы природы являются всеобщими.
Просветителями XIX века развивались идеи формировать с детства потребности в физических и духовных основах здорового образа жизни. Укрепление здоровья, совершенствование гигиенической культуры вкупе с нравственными качествами с раннего детства — эти идеи лежат в основе педагогических и философских трудов многих ученых. В частности, ряд из них пишет и о необходимости ведения подрастающим поколением физического и нравственного самосовершенствования [1].
Народная педагогика также акцентирует внимание на идеалах человека могучей физической силы, отваги и мужества — исподволь закладывая идеи здоровьесбережения у будущих поколений. Для нас обращение к народной педагогике и идеям педагогов-просветителей полезно тем, что можно проследить развитие идей здоровьесбережения, понять логику развития идей здоровьесбережения.
XX век и развитие образования в России способствовали воспитанию у молодого поколения потребности в здоровом образе жизни, воспитанию физически здоровых детей в системе наук: анатомия, физиология, гигиена, гимнастика, психология, логика и этика. В это время идея рассмотрения здоровья, как совокупности физического, нравственного и интеллектуального развития, прослеживается в работах многих педагогов-просветителей. Так, в педагогической деятельности, ряд ученых рассматривает вопросы гармоничного развития тела и души [3], развивается идея взаимодействия родителей и воспитателей в вопросах воспитания потребностей и навыков у детей к здоровому образу жизни, учитель должен «…знать природу и чувствовать настроение ребенка. А для этого нужно обладать достаточными знаниями о физическом и умственном развитии детей практически с самого дня их рождения. Нужно уметь по действиям ребенка различать его внутреннее состояние». В словах «В здоровом теле — здоровый дух» ученые ставят и решают задачи гигиены и физического воспитания в сочетании с задачами педагогическими. Ведь педагог предъявляет ребенку гигиенические требования, которые необходимы человеку для поддержания здоровья, а потому он обязан знать, что «здоровье превыше всех богатств, и поэтому нам необходимо стремиться сохранить его».
Оригинальные труды ученых в отраслях таких наук, как естествознание, медицина, анатомия, биология, гигиена человека, эпидемиология, и на сегодняшний день не утратили своей ценности. В работах по охране здоровья учащихся были заложены фундаментальные основы гигиенических знаний для профилактики заболеваний органов зрения, слуха и дыхания. Помимо всего прочего, учеными выданы конкретные санитарно-гигиенические рекомендации по рациональному образу жизни и уделено внимание пропаганде здорового образа жизни детей с раннего возраста [5].
Таким образом, проблема здоровьесбережения решалась в работах педагогов-просветителей на основе идей гармоничного развития, принципов природосообразности, формирования общей здоровьесберегающей среды семейного и школьного воспитания.
Литература:
- Абаскалова, Н. П. Педагогика здоровья: новый этап развития / Н. П. Абаскалова, В. Н. Ирхин, А. Г. Маджуга. — Стерлитамак: ФОБОС, 2014. — 242 с.
- Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 208 с.
- Бутакова О. А. Здоровьеобеспечивающее обучение как средство управления непрерывным развитием педагогов и обучающихся / О. А. Бутакова // Образование и наука. 2009. № 7. — 141 с.
- Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. — 1997. — № 4. — 116 с.
- Полетаева Н. М. Мотивация здорового образа жизни в образовании педагога: монография / Н. М. Полетаева. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 98 с.