В статье рассматривается влияние эмоционального интеллекта на коммуникативные способности дошкольников и важность развития способности к пониманию собственных чувств и эмоций.
Ключевые слова : эмоциональный интеллект, дошкольники, коммуникативные способности.
Как только ребёнок появляется на свет, он сразу же сталкивается с разнообразием окружающего мира. И неизбежно воспитываясь, вырастает в окружении других людей. А человек — это социальное существо, которое неразрывно связано с обществом вокруг себя.
Поэтому человеку так важно с малого возраста, с малых лет уметь понимать свои эмоции, уметь управлять своими эмоциями и их воспринимать, а также уметь понимать окружающих людей.
Актуальность исследования обусловлена важностью формирования у детей раннего возраста навыков общения в контексте эмоционального интеллекта. На современном этапе развития системы дошкольного образования особое внимание уделяется социализации детей, где ключевую роль играют коммуникативные умения. Именно на этом этапе закладываются основы для последующего успешного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Что же такое эмоциональный интеллект? Это умение отслеживать и распознавать свои эмоции, эмоции и чувства других людей, понимать намерения, мотивацию и желание окружающих.
Одним из важнейших этапов в развитии личности является дошкольный возраст. Возраст, когда ребёнок приобщается к миру культуры, изучает общечеловеческие ценности, принципы и мораль. Устанавливает отношения с миром людей, миром природы и внутренним миром.
Поэтому дошкольный возраст — один из удачных периодов для эмоционального развития ребёнка. В этом возрасте ребёнок очень впечатлителен, открыт и искренен, ему проще усваивать социальные и культурные ценности.
Не овладев основными коммуникативными навыками и умениями, ребенок не может перейти на следующие ступени развития. Недостаточное же владение такими навыками и умениями является одним из факторов, осложняющих не только обычное общение ребенка, но и его учебную деятельность, в том числе, и учебную деятельность в школе.
Зачастую дети не могут управлять своими эмоциями, не способны понять свои чувства, и иногда это приводит к импульсивному поведению, осложняет общение со сверстниками и взрослыми. Появляется огромное количество запретов на проявление эмоций ребёнка, отсюда зарождается много агрессии, замкнутости в детях. От этого они становятся менее отзывчивыми к чувствам других людей, сочувствие сходит на нет. Увлечение компьютерными играми и телевизором становятся преградой для общения, а ведь общение делает богаче чувственную сферу ребёнка.
Исследования в области детской психологии показывают, что эмоциональное отношение детей к эмоциональному интеллекту таким как мотивация, сочувствие, самосознание, самоконтроль и коммуникабельность, оказывает влияние на их коммуникативные способности. Однако в научной литературе недостаточно полно раскрыта связь между оценкой ребенком эмоционального интеллекта и его способностью к эффективной коммуникации в группе сверстников и со взрослыми.
Все перечисленное определяет сложность процесса формирования коммуникативных способностей, наличие проблем в этой области. Поэтому процесс формирования коммуникативных способностей требует постоянного анализа, поиска проблем, мер по выработке средств решения этих проблем.
Исследования психологов показывают, что в дошкольном возрасте происходит значительное структурирование детского коллектива: одни дети становятся более предпочитаемыми, в то время как другие всё более укрепляют статус «отверженных». При этом содержание предпочтений детей изменяется от поверхностных внешних качеств к личностным характеристикам. Также установлено, что эмоциональное состояние детей и их общее отношение к детскому саду во многом зависит от характера взаимодействия с сверстниками и эмоционального отношения к нормам в группе.
Поэтому так важно в дошкольном возрасте развивать чувства и эмоции ребёнка, учить его находить способы согласия с самим собой и окружающим миром, понимать не только себя, но и других людей, принимать свои чувства, и принимать состояния других людей, без представлений и ожиданий, а такими, какие они есть на самом деле.
Ребёнок наиболее удовлетворён тем содержанием общения, в котором у него уже возникла потребность. Когда содержание общения соответствует уровню потребностей ребёнка, у него возникает положительное отношение и привязанность к взрослому. В противном случае, при несоответствии (опережении или отставании), степень привязанности ребёнка к взрослому снижается.
Исследование коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с различным эмоциональным интеллектом позволяет не только глубже понять особенности формирования навыков, но и выявить эффективные педагогические подходы для их развития. Целью работы становится рассмотрение коммуникативных способности детей, изучить их развитие, охарактеризовать методы их формирования, провести анализ полученных данных и предложить практические рекомендации для воспитателей.
Коммуникативные способности — это умение детей вступать в контакт с окружающими, поддерживать диалог, выражать и понимать эмоции и намерения других. Они играют важную роль в социализации детей, а также влияют на их эмоциональное и личностное развитие. В ходе исследования были выделены такие ключевые аспекты коммуникативных способностей, как инициативность и чувствительность к воздействию сверстников. Инициативность характеризуется стремлением ребенка вовлечь других в совместную деятельность, в то время как чувствительность отражает готовность воспринять действия и эмоции других детей.
Также важно отметить, что у детей с различным эмоциональным интеллектом уровень развития коммуникативных способностей варьировался. Дети, проявлявшие позитивное отношение к нормам, имели более высокий уровень инициативности и чувствительности к сверстникам, что положительно влияло на их коммуникативные умения. Дети с нейтральным или негативным отношением демонстрировали более низкие показатели, что подтверждает необходимость работы по коррекции эмоционального фона в группе.
Для успешного формирования коммуникативных способностей у детей с различным эмоциональным интеллектом важно учитывать уровень развития коммуникативных способностей каждого ребенка и его эмоциональное отношение к сверстникам. Воспитателям следует поощрять детей к сотрудничеству, предлагая им задания, соответствующие их уровню инициативности и чувствительности. Положительный эмоциональный фон в группе способствует развитию коммуникативных навыков. Игры и занятия должны быть направлены на формирование дружелюбного отношения между детьми, поощрение взаимопомощи и поддержки.
Исследование подтверждает, что развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста зависит от многих факторов, включая уровень эмоционального интеллекта. Применение целенаправленных педагогических приемов и методов способствует повышению уровня этих умений.
Литература:
- Буравлева Н. А. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся в ходе образовательного процесса [Текст] Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология/ Буравлева Н. А. — 2015. — № 3 (22). — С. 205- 209.
- Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 218 с.
- Брудный А. А. Понимание и общение. — М.: Просвещение, 2016. — 214с.
- Большой энциклопедический словарь. — Москва: Астрель, 2015. — 248 с.
- Вяткина Г. А. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками / Г. А. Вяткина, Т. Г. Засимская, А. С. Юрьева, В. П. Гончарова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 15–18.
- Воронич Е. А. Развитие коммуникативных умений старших дошкольников в группах различной направленности: диссертация... кандидата педагогических наук: ГАОУВОЛО «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина», 2017. — 279 с.
- Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 425 с.