В статье автор исследует заключает и анализирует влияния электронных гаджетов на мотивацию студентов к занятиям физической культурой.
Ключевые слова: физкультура, технологии, влияние, мотивация, культура.
С мотивации всегда начинается путь по достижению успеха. Так и у студентов мотивация является одним из самых важных стимулов добиваться поставленных целей, двигаться по намеченному курсу, выполнять задания. Это значит, что преподаватели активно пользуются вырабатыванием внутренней мотивации у обучающихся для плодотворного обучения.
В современном мире мобильные устройства и девайсы не только активно используются в свободное время, но и интегрируются в процесс обучения. В физической культуре многие студенты применяют специальные гаджеты для отслеживания элементарных биологических показателей, что заметно повышает интерес и мотивацию к предмету и собственному здоровью. Ведь через гаджеты можно отследить, скорректировать или вмешаться в программу физической нагрузки и пищевой активности. Также с помощью приложения или спортивных девайсов возможно пересмотреть режим дня и пищевое поведение, а также быстро узнать свое состояние и выявить причины.
Физическая культура исторически является неотъемлемой частью жизни любого человека, однако, большинство студентов ведут малоактивный образ жизни. Из этого следует, что цифровизация образования может использоваться не только для повышения интерактивных навыков, но и для поднятия внутренней мотивации и вовлеченности к своему здоровью и физической культуре.
Исследование будет включать обзор актуальных литературных источников, выполнение экспериментов и анализ собранных данных. Также я планирую провести опросы с участниками, чтобы изучить их личный опыт и впечатления от спортивных гаджетов.
Конечной целью исследования является предоставление свидетельств и научных данных, подтверждающих пользу интеграции спортивных гаджетов в повседневность студентов. В дальнейшем, результаты этого исследования могут помочь студентам и преподавателям в выработке внутренней мотивации к предмету «Элективные курсы по физической культуре и спорту» и активному слежению за здоровьем.
В связи с развитием и популяризацией спорта в последние десятилетия, все большее количество людей задумывается о своем здоровье и физическом состоянии. Современное поколение заинтересовано в правильном питании и тренировках, ведь каждый хочет быть идеальной версией себя.
Параллельно с развитием физической культуры и спорта семимильными шагами развиваются и современные технологии, которые оказывают влияние на спортивный сектор развития. С каждым годом появляется все больше технических средств, которые затрагивают не только базовые занятия физкультурой дома или в учебном заведении и крупные спортивные события, как например, чемпионаты мира по футболу, но и смежные со спортом сферы, ярким примером является медицина.
Для большего понимания, рассмотрим базовые термины, которые используются при занятиях спортом.
Начать стоит со «спортивного инвентаря». Произнося этого словосочетание, каждый для себя находит какую-то первую ассоциацию, для кого-то это тренажер, для кого-то это гантели или скакалка.
К спортивному инвентарю можно отнести многие вспомогательные средства, использующиеся при физических нагрузках и которые не требуют от занимающегося дополнительной установки или подготовки. Также имеет место весовой ограничение вспомогательных средств, а именно 25–30кг.
Следующим рассмотренным термином будет «спортивное оборудование». Зачастую многие путают спортивный инвентарь и оборудование, ошибочно считая, что это тождественные понятия, однако, если углубиться в суть терминов, то можно заметить значительные отличия.
Обращаясь к термину «спортивное оборудование» в первую очередь необходимо отметить, что данное понятие охватывает спортивные приспособления для уже более тяжелых нагрузок и упражнений. Обязательными требованиями при использовании подобного рода механизмов являются большее количество пространство для занятий, а также обеспечение соблюдение техники безопасности при работе на данных спортивных объектах. В целом спортивное оборудование отличается от инвентаря степенью опасности и также весовыми ограничениями, которые здесь представлены тяжестью свыше 25–30кг.
Далее по списку идет тренажер. Ключевым отличием данного термина является его узкая направленность и специализированность. Ярким примером может послужить беговая дорожка. Ее исключительным назначением является бег или ходьба с определенной скоростью для кардиотренировок. При выполнении упражнений на беговой дорожке предусмотрено развитие мышц ног, а также выносливости. Дополнительной отличительной чертой подобного вида спортивных технических средств, можно назвать определенные статистические данные (скорость бега, сожженные калории, уровень наклона беговой дорожки и др.).
Заключительным термином станет «технические устройства в спорте». Данное понятие является довольно обширным, поскольку охватывает не одно и не два гаджета. Сюда относятся системы, аппаратуры, приложения и многое другое, что позволяет спортсменам отслеживать активность и эффективность своих тренировок, что позволяет в последствии анализировать данные и улучшать технику упражнений.
Разумеется, у всех технических средств есть классификация, по которой их можно разделить: по назначению, по структуре, по принципу действия, по форме обучения и контроля и по логике работы, изображена данная схема на рис. 1.
Рис. 1. Классификация технических средств по назначению
Рассматривая вопрос о применяемых технологиях в современном спорте и при занятиях физической культурой в общем, довольно тяжело конкретно очертить отрасль технических средств.
Быстрорастущие рыночные отношения также оказывают влияние и на спортивную индустрию нашей планеты. Огромное количество популярнейших спортивных клубов всех отраслей спорта применяют цифровые разработки нашего времени и пользуются передовыми технологиями в сфере медицины, разработки новых тренировочных программ для спортсменов разного уровня, а также нейротехнологий.
Поскольку на данный момент список «технологий, использующихся при занятиях физической культурой» считается открытым, мы не можем отдельно рассмотреть каждый гаджет или определенную технологию ввиду их огромного количества и разнообразия. Однако, мы можем выделить определенные группы, например:
- Датчики для футболистов и единоборцев, которые отслеживают движения спортсменов и их передвижение по футбольному полю или татами
- Технологии для сбора статистики или трекинговые устройства. Сюда можно отнести приложения или изобретения, которые используются для отслеживания активности, пульса, количества шагов, сердцебиения, температуру и т. д.
- Отдельным особняком можно также рассмотреть специализированные сайты, разработанные сторонними организациями для ведущих клубов страны. Существует статистический инструмент InStat. Он собирает данные по командам и игрокам, у всех команд РПЛ и ладе Первой Лиги обязательно имеется платный доступ к этой системе.
- В современном мире стремительно развиваются технологии ИИ и было бы странным не использовать их в профессиональном спорте. Искусственный интеллект и различные нейросети помогают как профессиональным, так и спортсменам любителям проанализировать свои навыки и данные и на основе собранной информации делать выводы о преимуществах и недостатках каждого спортсмена, на что сделать упор для повышения эффективности и физического роста.
- Большую роль играют различные компьютерные тренажеры или иные программы. Ярким примером данной отрасли технических средств является тренажер для горнолыжников, который называется SkyTechSport. Он позволяет в любую погоду и в любое время года практиковать свои спортивные навыки в помещении. Данный тренажер представляет собой «рельсы», на которые установлены горные лыжи и ботинки, необходимо только встать в исходную позицию и запустить необходимую программу тренировок. Это помогает спортсмена поддерживать форму на протяжении всего года, не дожидаясь лыжного сезона.
В исследовании приняли участие 30 студентов 1–3 курса обучающихся на разных факультетах в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С. П. Королева. Исследование проводилось с помощью опроса студентов, использующих мобильные устройства в повседневной жизни. В ходе опроса была выявлена заинтересованность в продвижении современных спортивных технологий на занятиях физической культурой. Также выяснилось, что не все студенты пользуются спортивными гаджетами и приложениями для отслеживания элементарных биологических показателей, рациона питания, счетчика активности и пр. Опрос был проведен на основе эффективности мобильных приложений для внимания к здоровью, спортивных гаджетов и их влияния на мотивацию студентов к занятиям физической культурой.
Опираясь на результаты своего исследования, можно сказать, что опрошенные студенты заинтересованы в слежении за своим здоровьем, используя электронные девайсы и различные приложения. Это помогает участникам опроса не только в повседневной жизни следить за рационом питания, балансом воды, активности в течение дня, режимом сна, но и активно применяется на тренировках, особенно при структурировании программы упражнений. Следует сказать, что большинство мобильных телефонов уже имеют встроенные приложения для внимательного отношения к своему здоровью, например, такие, как шагомер. Ведь и разработчики мобильных телефонов убеждены, что регулирование физической активности в жизни людей должно быть неотъемлемой частью повседневности.
Так как объектом исследования была не только возможность результативного использования гаджетов и девайсов самостоятельно, но и их применение в стенах университета на занятиях физической культурой, удалось выяснить, что
более 70 % участников опроса считают, что приложения и гаджеты действенны как в повседневной жизни, так и для повышения заинтересованности и мотивации к процессу изучения дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту».
Но также по результатам опроса, можно сделать вывод, что всего 20 % студентов в настоящее время используют приложения и гаджеты во время занятий физической культурой в стенах университета. Это помогает им отслеживать элементарные биологические показатели при влиянии нагрузки и контролировать ее.
По результатам моего исследования можно сделать следующие выводы:
- В современном мире различные технологии, гаджеты, девайсы могут применяться не только в профессиональном спорте, но и на занятиях физической культурой в рамках изучения дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту».
- Многие опрошенные студенты используют различные приложения для контроля своего здоровья и элементарных биологических показателей в повседневной жизни. Участники опроса считают, что интеграция спортивных гаджетов и приложений в занятия физической культурой в стенах университета, повысит мотивацию и заинтересованность к здоровью и дисциплине, поможет составить подходящий план тренировок, опираясь на биологические данные при физических нагрузках.
Интеграция спортивных гаджетов и мобильных приложений в образовательный процесс поможет не только повысить внутреннюю мотивацию студентов к занятиям физической культурой в рамках обучения, но и проявить заинтересованность к спорту и вниманию к здоровью за пределами университета.
Литература:
- Иванов, В. А. «Фитнес-технологии как фактор повышения функционального и физического состояния студентов»
- Лифанов А. Д. «К вопросу использования мобильных образовательных ресурсов в системе физического воспитания студентов»
- Титовский А. В. «Технология «Бильярд» как направление физической культуры в условиях снижения состояния здоровья»
- Выприков Д. В. «Соотношение средств тренировки юных футболисток в подготовительном периоде с учетом их индивидуальных особенностей»
- Титовский А. В. «Бильярд как инновационное направление учебного процесса по дисциплине «Физическая культура»»
- Титовский А. В. «Технология «Бильярд» как направление физической культуры в условиях снижения состояния здоровья»
- А. Д. Лифанов, С. В. Деменев, Р. Г. Хуснутдинова, В. Д. Кузьмичев, С. А. Блохин «Удовлетворенность процессом физического воспитания студенток в условиях диверсификации физкультурного образования»
- Титовский А. В. «Учебно-методический комплекс «Бильярд» в учебном процессе по физической культуре экономического университета»
- Тищенко В.А, Чипко А. «Показатели уровня сформированности специальных теоретических знаний, умений и навыков студентов»
- Подоруев, Ю. В. «Успешное овладение общекультурными и профессиональными компетенциями студентами специальности «Экономическая безопасность» с использованием современных средств обучения физической культуре»