Отсчет истории развития таможенной политики берет свое начало с момента возникновения Древнерусского государства и не прекращается до сих пор. Политика государства в сфере внешней торговли всегда оказывала большую роль на темпы социально-экономического развития. Тарифно-пошлинные отношения должны быть динамичными и отвечать вызовам времени. Таким образом, если страна находится на пороге Великих реформ, они не могут обойти стороной данную сферу. В статье рассматривается изменение курса таможенной политики России во времена правления Петра I.
Ключевые слова: таможенная политика, Новоторговый устав, внешняя торговля, Петр I, налог, таможенная пошлина.
The history of the development of customs policy begins with the emergence of the Old Russian state and does not stop to this day. State policy in the field of foreign trade has always played a major role on the pace of socio-economic development. Tariff and duty relations must be dynamic and meet the challenges of the time. Thus, if a country is on the verge of Great Reforms, they cannot ignore this area. The article examines the change in the course of Russian customs policy during the reign of Peter 1st.
Keywords: customs policy, New Trade Charter, foreign trade, Peter 1st, tax, customs duty.
Уже к середине XVII в., из-за растущих темпов торговли как внутри страны, так и за её пределами, назрела необходимость в таможенной реформе. Первостепенной целью в государственной политике было дальнейшее объединение и в ближайшей перспективе завершение централизации системы управления. Тарифная политика должна также подчиняться этой цели, однако различие в местных правилах таможенного обложения, злоупотребления полномочиями и произвольные поборы со стороны воевод, целовальников и таможенных голов препятствовали образованию прочных и стабильных экономических связей между областями единого государства. Наряду с централизацией, стояла задача в систематизации налоговой системы для повышения эффективности сбора средств на содержание растущего по численности аппарата чиновников, регулярной армии и современного снаряжения.
Перечисленным выше требованиям должен был отвечать Новоторговый устав, принятый в 1667 году царём Алексеем Михайловичем Романовым.
«Внешние таможенные пошлины взимались в следующем размере: товары на экспорт весовые (т. е. продаваемые на вес) были обложены 4 %-й пошлиной (8 копеек с рубля), невесовые — 5 %-й (10 денег с рубля), исключение составляли рыба и ворвань, с которых взимались специальные, более высокие сборы. Многие товары, составлявшие предмет царской монополии, были запрещены к вывозу частными лицами: хлеб, пенька, поташ, смольчуг, ревень и шелк-сырец, а также дорогие сорта пушнины, соль.
Такой же размер налога был установлен и для импортных товаров: те из них, которые продавались на вес, оплачивались пошлиной в 4 %, а прочие — в 5 % от продажной цены. Исключение составляли виноградные вина и водки, с которых взималось от 6 до 60 ефимков с бочки, смотря по величине ее и по качеству вин, а также сахар и кондитерские изделия, обложенные пошлиной в размере от 1 до IV2 рубля с пуда.
Новоторговый устав упорядочил правила таможенного регулирования внутренней торговли. Внешняя торговля разрешалась только через Архангельск. Устав запрещал к ввозу табак по нравственно-религиозным причинам, вино и сахар облагались высокими пошлинами по фискальным соображениям». [1]
Таким образом, мы можем видеть, что Новоторговый устав не преследовал протекционистские мотивы. Причиной является слабо развитое национальное хозяйство. Иностранные товары не представляли конкуренции товарам отечественного производства, так как аналогов некоторых из них в стране не существовало. В основном, хозяйство Российского государства после окончания Смуты (1604–1618 годов), представляя собой натуральный обмен. Обрабатывающая промышленность была развита слабо, поэтому не могла обеспечить растущие потребности населения. Данное таможенное законодательство лишь ограждало русский рынок от острой конкуренции с иностранным торговым капиталом. Но важность Новоторгового устава 1667 года заключается в попытке установить общие таможенные режимы для экспорта и импорта, а также свободного обращения товаров внутри страны.
Приход к власти Петра I первого сулил всестороннее развитие страны, которое не обошло стороной и экономику. Знаменитое народное выражение об «окне в Европу», которое «прорубил» император носит вполне реальное обоснование. Успехи во внешней политике были направлены не только не подъём авторитета страны на международной арене, а также на рост уровня военной мощи, но и на формирование сильной экономики. Основой развития национальной экономики стала активная внешняя торговля с европейскими государствами, с которыми недавно были налажены дипломатические связи.
Россия активно приобщалась к западной культуре, что можно было использовать как способ формирования доходной части бюджета, облагая пошлинами, растущий поток иностранных товаров. Активная торговля велась с Англией и Голландией. С 1706 года с Францией была заключена торговая конвенция. Преференции и льготы предоставлялись Италии.
Также важную роль играет градообразующий фактор. Петр I построил новую столицу в свою честь, в последствии именно Санкт-Петербург станет центром внешней торговли России. Если по Новоторговому уставу 1667 года внешняя торговля осуществлялась только через порт в Архангельске, то в петровские времена появляется новый узел торговли с Европой. Архангельский порт имел оборот около 3 миллионов рублей в год, а доля экспорта составляла почти 75 %. Но уже к 1726 году Архангельск сильно теряет в обороте. Новый рекорд ставит Санкт-Петербург, имея около 4 миллионов среднегодового оборота, в котором 60 % — экспорт.
Таблица 1
Военные расходы бюджета России в миллионах рублей с процентным соотношением к общим расходам
1701 |
1702 |
1703 |
1704 |
1705 |
1706 |
1707 |
1708 |
1839,6 |
1868,0 |
2572,1 |
2685,7 |
3204,5 |
2187,9 |
1997,7 |
1822,7 |
81,6 % |
76,5 % |
76,9 % |
82,9 % |
95,9 % |
80,6 % |
81,7 % |
82 % |
Анализируя таблицу 1, можно сделать вывод о том, что бюджет России в начале правления Петра I не был адаптирован к ведению затяжных боевых действий. Северная война требовала больших средств для ведения достижения успехов на поле боя. Требовалось увеличение доходной части бюджета.
«С 1720-х гг. таможенные пошлины с товаров взимались уже не на основании Новоторгового устава, а по особому расчету. Размер пошлины был уменьшен с прежних 5 и 4 копеек с рубля до 2,5 и 3 копеек, но эти пошлины взимались со всех товаров, проходивших через таможни. Составлением нового таможенного тарифа занималась Коммерц-коллегия. Заключение на новый проект общего таможенного тарифа должна была дать Берг- и мануфактур-коллегия, которая отказалась высказывать какое-либо мнение до тех пор, пока не собраны данные относительно производительности русских мануфактур». [1]
Новый таможенный тариф находился в разработке Коммерц-коллегии и на этапе формирования должен был стать протекционистским.
«В целом первоначальный этап таможенной политики Петра I основывался на принципах меркантилизма. К примеру, был запрещен вывоз из страны драгоценных металлов. Однако курс Петра I существенно отличался от меркантильной теории. Так, не поощрялся вывоз готовой продукции за границу, редко и неохотно освобождались русские изделия от экспортных пошлин, никогда не устанавливалось ничего подобного премиям за экспорт. Наконец, царь прямо высказывал мысль о том, что русская мануфактура должна существовать прежде всего для удовлетворения внутреннего спроса. И лишь когда внутренние потребности будут удовлетворены, на развитие промышленности следует накладывать ограничения, так как, по его мнению, конкуренция мануфактур могла испортить качество изделий и снизить прибыльность производства.
Тариф 1724 г. был охранительным, вводил своеобразный метод по определению ставок пошлины. Если в процентном отношении внутреннее производство какого-либо товара достигало 25 % соответствующего импортируемого аналога, то пошлина составляла 1/4 цены последнего, трети — 1/4, половины — 50 %, если превышало производство аналогичного товара — 75 %. Таким образом, размер пошлинного обложения варьировался в зависимости от степени развития внутреннего производства.
Вывозная пошлина осталась прежней — 3 % цены товара. Лишь некоторые российские товары, например, кожи, льняная пряжа, анис, были обложены запретительной 75 %-й пошлиной или запрещены к вывозу под предлогом их использования в качестве сырья на российских мануфактурах.
Особенность тарифа 1724 г. заключалась и в том, что перечень товаров был составлен в алфавитном порядке. При этом список был довольно ограничен, система классификации не отличалась совершенством. Применение тарифа в отношении экспортных и импортных товаров, не указанных в росписи, значительно затрудняло работу таможенников». [1]
Исходя из вышеперечисленных фактов, можно сделать вывод о том, что для стабильного социально-экономического развития государства необходима динамичная внешнеторговая политика, отвечающая вызовам времени. Во времена правления Петра I таможенная политика Российской Империи берет курс на протекционизм, основанный на принципах меркантилизма. Увеличения таможенных пошлин было обосновано увеличивающимися расходами государства на военные нужды, а также защиту зарождающегося российского производства. Повышенные таможенные пошлины, распространялись на те товары, производство которых внутри страны могло удовлетворить спрос на них. Таким образом, император заложил основы для формирования стабильности во внутренней экономике и промышленности, путем создания заградительного барьера в виде административных и таможенно-тарифных мер, а также смог найти дополнительные средства на удачное завершение Северной войны (1700–1721 годов).
Литература:
- Старовойтова, Е. Н. История таможенного дела и таможенной политики России: учебник для вузов / Е. Н. Старовойтова, О. М. Долидович. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 165 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–16760–3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541904(дата обращения: 05.06.2024).
- Новоторговый устав от 22 апреля 1667 г. | ГАРАНТ [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/55097773/ (дата обращения: 05.06.2024).
- История таможенного дела и таможенной политики России: учебное пособие / О. М. Андреева; под ред. Е. А. Степанова — Челябинск:Издательский центр ЮУрГУ, 2021. — 106 с.