В статье автор рассматривает систему административно-правового регулирования органов исполнительной власти Российской Федерации как совокупность нормативных актов, институтов и процедур, направленных на регулирование деятельности органов исполнительной власти на различных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. В основе данной системы лежат положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, подзаконных актов и административных процедур.
Ключевые слова: административно-правовое регулирование, государственное управление, органы исполнительной власти, структурно-системная организация.
In the article, the author examines the system of administrative and legal regulation of executive bodies of the Russian Federation as a set of normative acts, institutions and procedures aimed at regulating the activities of executive bodies at various levels: federal, regional and municipal. This system is based on the provisions of the Constitution of the Russian Federation, federal laws, by-laws and administrative procedures.
Keywords: administrative and legal regulation, public administration, executive authorities, structural and systemic organization.
В науке административного права не изучены в той степени вопросы, которые касаются административно-правового регулирования, для того, чтобы можно было бы сформировать корректное и полное понимание указанного механизма. В основу этого легли следующие предпосылки. В связи с тем, что административное право, если её рассматривать как отрасль российского права имеет довольно широкий предмет. Исследования ученых направлены на оценку и определение перспектив развития отдельных его институтов, что имеет весомое значение, так как они позволяют выработать рекомендации по улучшению правового регулирования и практической организации функционирования многочисленных отраслей и сфер государственного управления [2, 202].
Философия даёт своё определение понятию система. Так, ее сущность определяется совокупностью устойчивых связей того или иного объекта, способствующих сохранению его основных свойств, несмотря на внутренние и внешние изменения [1, 647].
Анализ системы административно-правового регулирования органов исполнительной власти Российской Федерации необходимо начать с общих закономерностей, которые характерны для любой системы права. К. В. Шундиков выделяет следующие признаки: обладание собственным специфическим предметом; ориентированность на реализацию особых правовых целей; способность оказывать характерное лишь для данного механизма специально-юридическое воздействие права, обусловленное применением определенных методов и средств; воплощение исключительно в особой форме, предусмотренной в нормативно-правовых актах; направленность на конкретные значимые для общества результаты.
К целям административно- правового регулирования можно отнести: формирование предпосылок для эффективного функционирования субъектов государственного управления как необходимого условия реализации потребностей общества, государства и граждан; достижение такого уровня организации государственного о управления, при котором обеспечивался бы политический режим, основанный на демократических началах; создание гарантий осуществления индивидуальными и коллективными субъектами административного права закрепленных за ними прав, свобод и законных интересов в сфере реализации исполнительной власти; поддержание на должном уровне механизма защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц от незаконных действий и решений органов государственного управления и их должностных лиц [3, 129].
Предмет административно-правового регулирования в широком смысле представляет собой государственное управление, в узком смысле — деятельность органов исполнительной власти и некоторых иных публично-властных субъектов, организующих исполнение и непосредственно исполняющих законы и принятые в целях обеспечения их реализации подзаконные нормативные правовые акты. В связи с этим любые правоотношения, его образующие, носят организационный характер.
Основными элементами системы административно-правового регулирования органов исполнительной власти Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные акты, административные процедуры, органы, осуществляющие контроль и надзор.
При анализе элементов системы административно-правового регулирования органов исполнительной власти Российской Федерации были выявлены следующие положения.
Основополагающим принципом Конституции Российской Федерации является принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, что создает правовую основу для функционирования органов исполнительной власти на уровне субъектов Федерации [4]. Конституция определяет, что субъекты Российской Федерации обладают полномочиями в рамках своей компетенции, которые включают право на создание собственных органов исполнительной власти, что позволяет учитывать местные особенности и потребности.
Конституция Российской Федерации служит основой для принятия федеральных законов, которые регулируют деятельность органов исполнительной власти. Например, федеральные законы могут устанавливать общие принципы организации и функционирования таких органов.
Например, законодатель чётко регламентирует такие процедуры как административный надзор и административный арест в федеральных законах: от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», от 26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста». Законодатель досконально не определяет каждый шаг субъектов. Бытовые и иные организационно-технические вопросы решают органы исполнительной власти Российской Федерации.
Однако неправильное толкование нормативно-правовых актов субъектами органов исполнительной власти Российской Федерации может привести к нарушениям прав и законных интересов граждан. Например, когда остановка транспортного средства и пешехода, проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния, осмотр транспортного средства и груза, их задержание регулируются Приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения», не имея на то законодательного обоснования, то возникает вполне резонный вопрос о соблюдении ст. 55 Конституции РФ [5, 110].
Контроль и надзор осуществляются через институты прокуратуры и контрольных органов. Органы прокуратуры не вмешиваются в сферу муниципального контроля, взаимодействуют с контрольно-надзорными государственными ведомствами (органами), не затрагивая вопросы реализации контрольных полномочий.
Примерами осуществления полномочий контрольных органов могут быть следующие: органы Росздравнадзора осуществляют лицензионный контроль за фармацевтической деятельностью; федеральный государственный контроль за обращением медицинских изделий; качества и безопасности медицинской деятельности, в т. ч. психиатрической помощи; лицензионный контроль за деятельностью по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений; контроль за использованием наркотических средств и психотропных веществ, хранящихся в аптечках первой помощи на морских и воздушных судах международного сообщения и в поездах международных линий; контроль за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг.
Органы прокуратуры могут осуществлять надзор за исполнением законов при реализации контрольных полномочий вышеперечисленными органами исполнительной власти, но на суть контрольной деятельности это может повлиять малым образом [6, 8].
Формы административно-правового регулирования рассчитаны на усиление результативности деятельности органов государственного управления и их должностных лиц. Они реализуются повышения системной и структурной организации данных органов, рационализацию выполняемых ими функций и полномочий, организацию их взаимодействия.
Одной из форм административно-правового регулирования является режимное регулирование, в основе которого лежит принятие комплекса законодательных и подзаконных актов, вводящих систему правил, определяющих на постоянной или временной основе нестандартные параметры деятельности тех или иных участников социальных связей с государственно-управленческим содержанием [7, 182].
Таким образом, система административно-правового регулирования органов исполнительной власти Российской Федерации представляет собой сложный многоплановый механизм. Он реализуется посредством взаимодействия элементов системы в соответствии с поставленными целями с учётом прав и законных интересов граждан.
Литература:
- Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2010. Т. 3. С. 647.
- Рукавишников С. М. Структура механизма административно-правового регулирования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2021. С. 201–208.
- Рукавишников С. М. Понятие и особенности механизма административно-правового регулирования // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 1. С. 125–132.
- Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства. 1993. 25 дек.; Собрание законодательства РФ. 2020. № 31. Ст. 4398.
- Осинцев Д. В., Соболев О. В. Источники административного права // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2016. Т.16. № 4. С. 109–115.
- Осинцев Д. В. Административный контроль и прокурорский надзор: пределы правоприменения // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2019. № 4. С. 5–10.
- Лакаев О. А. К вопросу об особенностях административно-правовых режимов // Гуманитарные и юридические исследования. 2019. № 4. С. 181–185.