Особенности сюжетно-ролевой игры детей поколения альфа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №42 (541) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 17.10.2024

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Комлик, Л. Ю. Особенности сюжетно-ролевой игры детей поколения альфа / Л. Ю. Комлик, Н. М. Копылова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 42 (541). — С. 223-226. — URL: https://moluch.ru/archive/541/118438/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье освещен вопрос о уровне развития сюжетно-ролевой игры у современных детей старшего дошкольного возраста. Ребенок «поколения альфа» имеет существенные отличия от детей двадцатого века. Эти отличия связаны с акселерацией и амплификацией психического развития старшего дошкольника. Учителя начальных классов сталкиваются с тем, что большинство детей, приходящих в первый класс не готовы психологически к усвоению учебного материала, их волевые процессы недостаточно сформированы, ценностные ориентиры не определены, специфика ролевого поведения первокласснику не ясна. Опытно-экспериментальная работа, представленная авторами, раскрывает некоторые особенности развития игровой деятельности детей, обучающихся в группах предшкольной подготовки.

Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, поколение альфа, предшкольная пора, старший дошкольный возраст.

The article highlights the issue of the level of development of narrative role play in modern children of older preschool age. The child of the 'alpha generation' has significant differences from the children of the twentieth century. These differences are connected with the acceleration and amplification of the mental development of the senior preschool child. Primary school teachers are faced with the fact that the majority of children entering the first class are not psychologically ready to master the educational material, their will processes are not sufficiently formed, their value orientations are not defined, the specifics of role behaviour are not clear to the first graders. The experimental work presented by the authors reveals some peculiarities of the development of play activity of children studying in pre-school groups.

Keywords: story-role-playing game, alpha generation, pre-school time, senior preschool age.

Отечественные и зарубежные исследователи обращают внимание на особые социально-экономические, культурные условия развития и воспитания современных детей дошкольного возраста. Эти условия не могут не оказывать прямого и косвенного влияния на формирование личности подрастающего поколения. Современное общество отдает преимущество раннему обучению детей в ущерб игровой деятельности, что приводит к распаду самой игры.

В современном мире дети, получающие в настоящее время начальное образование (включая дошкольное) принято называть детьми «поколения альфа». По-другому детей «поколения альфа» называют последним поколением цифровых аборигенов. Причина этого определена многочасовым погружением в игровую активность интернет пространства (Prensky, 2001, Culala, 2016, Pumudu & Salinda, 2024, Stephen, 2024). В игры, в которые играли дети двадцатого века, дети «поколения альфа» не играют, а если игра «Магазин», «Парикмахерская», «Дочки-матери», «Капитан корабля» или др. присутствуют в детских взаимодействиях, то они имеют неразвернутый сюжет. Игры современных детей это: Minecraft, Roblox, Brawl Stars или Among Us, именно они оказывают мощное влияние на их идеи, поведение и планы на будущее [13, 14, 15, 16].

Меняются времена, эпохи, технологии, человечеству приходят новые идеи, мысли, устремления, но игра остаётся ведущим видом деятельности дошкольного возраста и именно она определяет формирование основных психических новообразований. На фундаменте, который заложен игровой деятельностью, по мнению большинства исследователей: Д. Б. Эльконина, А. П. Усовой, С. Л. Новоселовой, О. К. Репиной, О. Е. Смирновой и др., создаются условия для обогащения и усложнения других видов деятельности. Другими словами, сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение в психическом развитии дошкольника, в формировании его личности и в целом его социализации [3, 6, 8, 10, 12].

Психологические особенности игры детей старшего дошкольного возраста обусловлены сюжетными линиями, замыслом и содержательным наполнением, а также уровнем развития игры. С начала двадцать первого века психологи и педагоги (Ахмадуллина О. В., Заозерская П. М., Комлик Л. Ю., Репина О. К., Рябикова И. А., Смирнова Е. О., Чернявская В. С. и др.) обращают внимание на значительное снижение организованных сюжетно-ролевых взаимодействий у современных дошкольников, и, как следствие, низкий уровень развития игровой деятельности по сравнению с уровнем развития сюжетно-ролевой игры второй половины 20 века. Исследователями отмечено, что дети начала двадцать первого века не умеют организовывать длительные игровые взаимодействия, не могут самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру, сюжеты их игр однообразны, ролевые действия бедны, ролевая речь скудная, совместная игра нередко заканчивается конфликтным поведением, часто переходящим в агрессивные проявления по отношению к сверстнику [2, 4, 6, 7, 11].

Известно, что сюжетная, ролевая игра не может возникать без научения со стороны старшего поколения. В реальной жизнедеятельности дети старшего дошкольного возраста очень ограничены в возможности наладить разновозрастное взаимодействие. По этой причине единственным проводником в творческую игру является взрослый из ближайшего социального окружения (родитель, педагог, старший брат или сестра), которому в современных условиях жизни на игру не хватает времени и сил. К тому же положительная оценка и ценность игровой деятельности взрослыми часто не признается. И как результат, мы получаем то, что игра уходит из жизни ребенка-дошкольника и заменяется современными гаджетами [1, 2, 3, 5, 10, 11].

Недоразвитие игровой деятельности может приводить к проблемам в формировании самосознания (особенно отношение к правам и обязанностям), к неразвитости произвольной сферы, проблемам с развитием мелкой и крупной моторики, связной речи, психологической готовностью к школе, нарушениям в сфере общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками и т. п.

В ходе экспериментального изучения особенностей сюжетно-ролевой игры у детей «поколения альфа», нами была сформирована выборка из 50 старших дошкольников, посещающих подготовительные группы ДОУ и 50 детей, посещающих группы «Предшкольная пора». Мы использовали компендиум диагностических средств: экспертное наблюдение педагогом за выполнением роли, за реализацией ролевых и реальных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре; «Экспресс-диагностика игровой деятельности» О. В. Акулова, О. В. Солнцева; «Диагностика развития игровой деятельности детей 5–7 лет» Н. Н. Серова; анкета для родителей «В какие игры дети играют дома?»; эксперимент «Игровая комната» Т. А. Криволесовой [9]; результаты были подтверждены с помощью статистического метода: непараметрический критерий Т-Уилкоксона.

Полученные результаты демонстрируют, инициаторами игр выступают, как правило, наиболее активные дети. Они стремятся определить содержание, характер и ход игры, не учитывая мнение партнеров по игре. В экспериментальной выборке есть дети, которых вообще не брали в игру. Чаще сюжеты игр старших дошкольников неразвернуты. Только у нескольких детей встречались сюжеты, где разыгрывались общественно-значимая деятельность взрослых, такие как «Больница» и «Супермаркет», «Салон красоты», «Отель», «Кафе» (16 %). Также встречались семейные сюжеты (игра «Дочки-матери») (32 %). Дети из нашей выборки не разыгрывают сюжет «Школа», не проигрывают сюжеты сказок, часто встречаются сюжеты современных мультфильмов «Трансформеры», «Детективы галактики», «Сиреноголовые» «Турбозавры», «Феи», «Робокар», «Пираты» (94 %). Преобладает сюжетная линия, связанная с темой борьбы, либо с темой помощи, заботы, спасения (79 %). Также было выявлено, что испытуемые не могут долго играть в рамках выбранного сюжета и прекращают игру, или она продолжается как «игра рядом», каждый реализует свою задуманную линию не обращая внимание на других участников взаимодействия. Другой вариант развития сюжета, это бегать друг за другом, громко кричать, выясняя, кто был более прав и как должен развиваться сюжет дальше.

Что касается ролей, большинство детей (84 %), не выбирают роли представителей различных профессий («доктор», «кассир» и т. п.). В игре «Дочки-матери» 32 % детей редко играют родителей, обычно выполняя роли маленьких детей. Чаще дети предпочитают роль главного (79 %) и роли, связанные с темой «сила-слабость»: либо агрессивного персонажа, либо персонажа, нуждающегося в заботе. Самостоятельно могут распределять роли, роли ясные и четкие только у 32 % испытуемых. Следует отметить, что большинство испытуемых не могут долго удерживаться в рамках выполняемой роли (5–10 минут), нарушают ролевые действия.

Необходимо отметить и бедноту типов социального взаимодействия в игре. Дети редко обмениваются игрушками, вступают в продолжительную беседу, их действия однообразны. Часто возникают конфликтные отношения.

По результатам диагностического обследования мы выяснили, что уровень развития игры у большинства испытуемых не соответствует возрастному нормативу. Играм практически не остается места в режиме дошкольного и предшкольного образовательного учреждения. В настоящее время игра как ведущая деятельность дошкольного возраста находится в глубоком кризисе. Ей не уделяется совсем времени в семье, дети дома в сюжетно-ролевые игры не играют, есть отрывочные ролевые действия с игрушками и предметами заместителями.

В настоящее время в играх детей наблюдается меньше сюжетов, чем описывается в исследованиях предыдущих годов. Дети «поколения альфа» выбирают новые сюжеты для игр, основанные на компьютерных играх, им интересны как старые, так и новые игрушки (различные конструкторы, антистресс игрушки, кукла в шаре София, Monster high, Likee Girl, кукла Уэнсдей Аддамс, кукла Хлоя, интерактивный робот Собака, руль гонщика, автоматический пистолет револьвер с гильзами, винтовка штурмовая, бластеры, монстр-трак, дрифт-вездеход, машины (вертолеты) с управлением и т. п.).

Педагоги, работающие с первоклассниками, сталкиваются с тем, что дети, приходя в школу, умеют писать, умеют считать, умеют читать, но не могут справиться с ролью ученика, не слышат учителя, не могут договариваться друг с другом, эмоционально неустойчивы, обидчивы, плаксивы, требуют к себе и только к себе постоянного внимания со стороны учителя, не хотят за собой убирать. И причиной такой ситуации может быть именно недоразвитие игровых умений и навыков построения и удержания сюжета игры.

Литература:

  1. Бойченко, Н. А. и др. Сюжетно-ролевые игры дошкольников / Н. А. Бойченко, Г. И. Григоренко, Е. И. Коваленко, Е. И. Щербакова. — К.: Рад. школа, 1982. — 112 с.
  2. Заозерская, П. М. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста в аспекте обогащения содержания сюжетно-ролевых игр / П. М. Заозерская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 251–253. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84823/ (дата обращения: 15.10.2024).
  3. Игра дошкольников / под ред. С. Л. Новоселовой. — Москва, 1995.
  4. Комлик, Л. Ю. Особенности взаимодействий и взаимоотношений детей в разновозрастной группе в процессе творческой игры // Молодые голоса: сб. ст. аспирантов и соискателей Елец. гос. ун-та им. И. А. Бунина. — Елец, 2003. — 150 с.
  5. Комлик, Л. Ю. Состояние игровой деятельности в разновозрастных группах детского сада Липецкой области // Пути повышения эффективности дошкольного образования: сб. науч. тр. / Елец. гос. ун-т им. И. А. Бунина. — Елец, 2005.
  6. Репина О. К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников // Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. № 2. С. 55–69.
  7. Смирнова Е. О., Рябикова И. А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. –2013.–№ 2. –С. 42–48.
  8. Смирнова, Е. О. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 4.
  9. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2016621161 Российская Федерация. Диагностический инструментарий практического психолога: № 2016620969: заявл. 12.07.2016: опубл. 25.08.2016 / О. Е. Ельникова, И. В. Фаустова, В. С. Меренкова [и др.]; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина». — EDN IOMLPQ.
  10. Усова, А. П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей [Текст] / А. П. Усова // Дошкольное воспитание. — 1965. — № 10. — С. 79–83.
  11. Чернявская В. С., Ахмадуллина О. В. Опыт исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — № 1 (январь). — С. 11–15. — URL: http://e-koncept.ru/2016/16003.htm.
  12. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — Москва: Владос, 1999. — 360 с.
  13. Fernando, Pumudu & Premadasa, Salinda. (2024). Use of gamification and game-based learning in educating Generation Alpha: A systematic literature review. Educational Technology & Society. 27. 114–132. 10.30191/ETS.202404_27(2).RP03.
  14. Prensky, M. (2001). Digital native, digital immigrant Part 1. On the Horizon, 9(5), 2–6.
  15. Eldridge, Stephen. «Generation Alpha». Encyclopedia Britannica, 13 Sep. 2024, https://www.britannica.com/topic/Generation-Alpha. Accessed 14 October 2024. Элдридж, Стивен. «Поколение Альфа». Британская энциклопедия, 13 сентября 2024 г., https://www.britannica.com/topic/Generation-Alpha. По состоянию на 14 октября 2024 года.
  16. Culala, H. J. D. (2016, April 18). Educating Generation Alpha: What are the demands of the 21st century workforce? [Paper presentation]. Digital Education Show Asia, Kuala Lumpur Convention Centre (KLCC) Kuala Lumpur, Malaysia.
Основные термины (генерируются автоматически): сюжетно-ролевая игра, игра, игровая деятельность, ребенок, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, сюжет, уровень развития, двадцатый век, игровая деятельность детей.


Похожие статьи

Диагностика уровня социализации детей дошкольного возраста

В статье идёт речь о проблеме взаимодействия детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. В данной статье сюжетно-ролевая игра рассматривается как фактор социализации детей среднего дошкольного возраста. В процессе эксперимент...

Основные акценты развития сюжетно-ролевой игры современных детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования и методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры современных детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Психолого-педагогические условия организации самостоятельной игры у младших дошкольников

В статье автор выделяет условия поддержки самостоятельной игры детей младшего дошкольного возраста, а также выявляет представления современных воспитателей об уровне игры детей, особенности созданной развивающей предметно-пространственной среды, а та...

Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе социализации

Статья посвящена изучению эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе их социализации. Результаты показали, что дети 3–4 лет лучше воспринимают эмоции, если характеризуют поведение, ситуацию, поступок, чем по лицевым экспрессиям. При проведен...

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников

В статье представлен практический опыт работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные ...

Развитие интелектуальных способностей старших дошкольников в процессе реализации современных образовательных технологий

В статье приводятся результаты обследования интелектуальной сферы старших дошкольников. Представлено обоснование программы развития интелектуальной сферы старших дошкольников в процессе организации развивающих игр по формированию элементарных математ...

Взаимосвязь подвижных игр и речевого развития у детей 3-4 лет в условиях ДОУ

В статье рассматриваются вопросы о наличии взаимосвязи между подвижными играми и речевым развитием у детей дошкольного возраста. Возраст от 3 до 4 лет является критическим в развитии речи у детей. В этот период происходит значительное улучшение слова...

Экспериментальное исследование развития речевой активности младших школьников с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности

В статье рассматриваются особенности применения дидактических игр в воспитательном и коррекционном процессе младших школьников с общим недоразвитием речи. Отмечено важное значение дидактических игр в развитии речевой активности ребенка с общим недора...

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

В данной статье рассматривается вопрос особенностей сенсорного развития детей раннего возраста. Отмечается, что в раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. В статье анализируются результаты диагностики особенностей сенсорного развития д...

Развитие у старших дошкольников с ОНР коммуникативных умений

Статья посвящена проблеме развития коммуникативных умений у детей с ОНР. Недостаточность и ограниченность речевого общения с окружающими служит первопричиной дисгармонии психического и интеллектуального развития ребенка. В этой связи в ходе экспериме...

Похожие статьи

Диагностика уровня социализации детей дошкольного возраста

В статье идёт речь о проблеме взаимодействия детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. В данной статье сюжетно-ролевая игра рассматривается как фактор социализации детей среднего дошкольного возраста. В процессе эксперимент...

Основные акценты развития сюжетно-ролевой игры современных детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования и методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры современных детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Психолого-педагогические условия организации самостоятельной игры у младших дошкольников

В статье автор выделяет условия поддержки самостоятельной игры детей младшего дошкольного возраста, а также выявляет представления современных воспитателей об уровне игры детей, особенности созданной развивающей предметно-пространственной среды, а та...

Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе социализации

Статья посвящена изучению эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе их социализации. Результаты показали, что дети 3–4 лет лучше воспринимают эмоции, если характеризуют поведение, ситуацию, поступок, чем по лицевым экспрессиям. При проведен...

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников

В статье представлен практический опыт работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные ...

Развитие интелектуальных способностей старших дошкольников в процессе реализации современных образовательных технологий

В статье приводятся результаты обследования интелектуальной сферы старших дошкольников. Представлено обоснование программы развития интелектуальной сферы старших дошкольников в процессе организации развивающих игр по формированию элементарных математ...

Взаимосвязь подвижных игр и речевого развития у детей 3-4 лет в условиях ДОУ

В статье рассматриваются вопросы о наличии взаимосвязи между подвижными играми и речевым развитием у детей дошкольного возраста. Возраст от 3 до 4 лет является критическим в развитии речи у детей. В этот период происходит значительное улучшение слова...

Экспериментальное исследование развития речевой активности младших школьников с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности

В статье рассматриваются особенности применения дидактических игр в воспитательном и коррекционном процессе младших школьников с общим недоразвитием речи. Отмечено важное значение дидактических игр в развитии речевой активности ребенка с общим недора...

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

В данной статье рассматривается вопрос особенностей сенсорного развития детей раннего возраста. Отмечается, что в раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. В статье анализируются результаты диагностики особенностей сенсорного развития д...

Развитие у старших дошкольников с ОНР коммуникативных умений

Статья посвящена проблеме развития коммуникативных умений у детей с ОНР. Недостаточность и ограниченность речевого общения с окружающими служит первопричиной дисгармонии психического и интеллектуального развития ребенка. В этой связи в ходе экспериме...

Задать вопрос