Основные аспекты и критерии формирования коммуникационной компетентности педагогов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бокибоева, Т. В. Основные аспекты и критерии формирования коммуникационной компетентности педагогов / Т. В. Бокибоева, Е. Н. Выходцева, Е. А. Елизарова, О. А. Китухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 42 (541). — С. 290-293. — URL: https://moluch.ru/archive/541/118456/ (дата обращения: 23.12.2024).



Важным структурным компонентом профессионализма любого специалиста работающий в системе «человек — человек» должно стать совершенное владение коммуникативными компетенциями. Высококлассный педагог умеет устанавливать социальные контакты с другими людьми, входить в разные роли, приходить к взаимопониманию, может сохранить в течение взаимного взаимодействия внутреннюю автономию, умеет побуждать собеседника к изменению поведения.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность педагога, деятельностный подход.

Коммуникативные компетенции педагога являются результатом освоения принятых в педагогической среде способов общения и условий их реализации. Главным условием для формирования коммуникативной компетенции по мнению В. В. Серикова, А. В. Хуторской, И. А. Зимний и др. является организация коммуникативных ситуаций, в которых специально создается коммуникативное взаимодействие человека на человека [3]. Из этого следует что, выбирая формы работы с педагогами мы должны первоочередное рассматривать активный формат взаимодействия.

По мнению Н. Н. Кузнецовой, «формирование коммуникативных компетенций предполагает изменение актуальных установок и ценностных ориентаций в общении, тренировку коммуникативных навыков, что может осуществляться лишь в условиях интенсивного приобретения опыта по общению, в атмосфере доверия, раскованности и свободного экспериментирования, с оптимальным упором на диагностирование» [13, с. 224]. Именно потому ряд ученых (Е. Е. Дудковская, Т. В. Христидис, Н. Н. Кузнецова и др.) считают, что необходимым условием для формирования коммуникативной компетенции педагога является использование деятельностного подхода [4, с. 175]. Неслучайно еще Конфуций говорил: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». Так как на практике возможно осуществление наиболее полного усвоения информации с моментальной апробацией, анализом и исправлением ошибок.

Деятельностный подход в педагогику пришёл из психологии, где его изучением активно занимались Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев. В педагогической практике деятельностный подход развивали Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, А. К. Маркова и другие. Российские и зарубежные учёные предполагают, что деятельностный подход подразумевает определённым образом построенный процесс обучения и воспитания, где человек, получающий новые знания, выступает в качестве активного субъекта познания, творчества, труда, общения . В результате применения в работе с педагогами деятельностного подхода позволяет получить специалиста, который умеет думать, планировать, принимать решения, анализировать и делать выводы [13, с. 225].

Т. А. Жданко выделила основные принципы деятельностного подхода. Среди выделенных принципов нам представляются наиболее важными в нашем исследовании следующие принципы, относящиеся к деятельностному подходу [6]:

– Принцип субъектности, так как он позволяет создать в процессе обучения партнерские отношения, в результате которых складываются уважительные, доверительные взаимоотношения. Что ведет к наиболее быстрому достижению результатов за счет активной позиции педагога в процессе обучения.

– Принцип амплификации, что ведет к обогащению, усилению, углублению личностного развития педагога, как специалиста в своей деятельности.

– Принцип обязательной результативности позволяет понять для чего осуществляется обучение. В ходе деятельностного подхода мы всегда стремимся прийти к логическому результату, выводу.

– Принцип обязательной рефлективности, то есть стремление к максимальной осознанности собственных действий, поступков, их анализи др.

Деятельностный подход позволяет сформировать коммуникативные компетенции у педагога с использованием практических техник, таких как: техника активного слушания, техники я-высказывания, техники обратной связи и другие. Согласно мнению Т. В. Христидис и Н. Н. Кузнецовой «модель формирования коммуникативных компетенций представляет собой систему воспитательных и обучающих действий, направленных на:

– формирование собственных установок и представлений, опирающихся на современные ценности общества;

– приобретение позитивного опыта деятельности в профессиональной сфере;

– выработку адекватной самооценки;

– выработку ответственного поведения и компетенций, достаточных для использования адаптационных ресурсов;

– уважение к себе и другому как личности» [13, с. 226].

Таким образом, обучение педагога, основанное на равноправных отношениях, направленное на удовлетворение актуальных потребностей, в нашем случае на получение новых знаний и умений, позволяющих сформировать высокий уровень коммуникативных компетенций, мы видим в применении на практике деятельностного подхода.

Говоря о коммуникативной компетенции педагога, мы подразумеваем совокупность определенных знаний и умений, необходимых для эффективного взаимодействия педагога с воспитанником. Для продолжения исследования нам необходимо выделить ключевые компоненты коммуникативной компетенции. Для этого обратимся к исследованиям педагогов и психологов.

Советский педагог и ученый-психолог И. А. Зимняя рассматривает коммуникативную компетенцию как: «овладение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентацию в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету, освоение ролевого репертуара» [7].

К. Ф. Седова утверждает, что умение строить эффективную речевую деятельность и эффективное речевое поведение, которое соответствует нормам социального взаимодействия присуще педагогу, владеющему коммуникативными компетенциями [5]. Для овладения данным умением необходимо знание его структурных составляющих. А. В. Хуторской выделил следующие компоненты коммуникативной компетенции:

  1. Знание языка;
  2. Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми;
  3. Навык работы в группе;
  4. Владение различными социальными ролями в коллективе.

Н. И. Гез выделяет три ключевых компонента коммуникативной компетенции [8]:

  1. Лингвистический компонент — знания о системе изучаемого языка и сформированные на их основе навыки оперирования лексико-грамматическими и фонетическими средствами общения.
  2. Прагматический компонент — знания, навыки и умения, позволяющие понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением.
  3. Социолингвистический компонент — знания, навыки и умения, позволяющие осуществить речевое и неречевое общение с носителями изучаемого языка в соответствии с национально-культурными особенностями чужого лингвосоциума.

В рамках изучение коммуникативной компетенции в дошкольных образовательных организациях, мы исключаем все возможные виды иноязычной речи в ходе обучения, воспитания и развития ребенка.

М. Канале и М. Суэйн выделяют четыре компонента коммуникативной компетенции: грамматическая компетенция, социолингвистическая компетенция, дискурсивная компетенция, стратегическая компетенция [1].

Дж. Савиньон в своих исследованиях описывает четыре компонента: грамматический, социолингвистический, компенсаторный и компетенцию речевой стратегии [2].

Изучая компонентный состав Л. Ф. Низаева говорит о том, что коммуникативная компетентность является многогранным и сложным явлением и нам необходимо сформировать собственное представление относительно компонентов ее изучения [9].

Анализируя компоненты коммуникативной компетенции Л. В. Рагулина обобщила знания ученых и выделила пять основополагающих, по ее мнению, составляющих компонентов [10]:

  1. Мотивационно-ценностный компонент проявляется в стремление педагога к речевому взаимодействию с воспитанниками, коллегами и родителями, желание выслушать, узнать подробности и т. д., а также стремление к самовыражению за счет речи.
  2. Когнитивный компонент — позволяет выявить совокупность профессионально-педагогических знаний в характерных для данной профессии ситуациях общения.
  3. Операциональный компонент включает в себя эмпатию, умение выслушать и понять собеседника.
  4. Регулятивный компонент включает в себя умение контролировать и вовремя регулировать свое поведение в процессе общения.
  5. Рефлексивный компонент заключается в способности адекватно оценивать свое профессиональное общение.

Таким образом, изучение коммуникативной компетенции педагога дошкольного образования должно осуществляться в соответствии со всеми основными показателями развития коммуникативной компетенции. В нашем исследовании мы будем основываться на исследованиях Л. В. Рагулиной. В соответствии с выделенными ей критериями результативности коммуникативной компетенции будет построена работа в тренинговых группах для формирования и развития всех сторон коммуникации педагога.

Литература:

1. Canale M & Swain M. (1980). Theoretical basis of communicative approaches to second language teaching and testing. Appliedlinguistics 1, 1–47.

2. Savignon S. J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. (2nded.). USA: McGraw-Hill, 1997

3. Байгузева, А. П. Методические условия формирования коммуникативной компетентности бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности / А. П. Байгузева. — Текст: непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1 (3.1). — С. 15–17. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/396/ (дата обращения: 10.12.2020).

4. Дудковская Е. Е. Подготовка педагога к формированию коммуникативной компетенции учащегося в рамках реализации ФГОС // ЧиО. 2014. № 4 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-pedagoga-k-formirovaniyu-kommunikativnoy-kompetentsii-uchaschegosya-v-ramkah-realizatsii-fgos (дата обращения: 06.12.2020).

5. Дулинец, Т. Г. Исследование уровня сформированности коммуникативной компетенции студентов / Т. Г. Дулинец, В. И. Жукова, М. С. Фирскина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1212–1215. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30236/ (дата обращения: 04.01.2021).

6. Жданко Т. А. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // MagisterDixit. 2012. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-suschnostnaya-harakteristika-i-printsipy-realizatsii (дата обращения: 07.12.2020).

7. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования [Электронный ресурс] И. А. Зимняя. Режим доступа: http://www.rsuh.ru/article.html?id=50758 (дата обращения: 01.10.2020).

8. Низаева, Л. Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав / Л. Ф. Низаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 933–935. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37125/ (дата обращения: 04.01.2021).

9. Низаева, Л. Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав / Л. Ф. Низаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 933–935. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37125/ (дата обращения: 04.01.2021).

10. Рагулина, Л. В. Компоненты, критерии и показатели коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы / Л. В. Рагулина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 1–2 (13). — Т. 2. — С. 290–292. — URL: https://moluch.ru/archive/13/1151/ (дата обращения: 10.12.2020).

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетенция, коммуникативная компетенция педагога, подход, знание, компетенция, компонент, умение, Принцип, процесс обучения, ситуация общения.


Ключевые слова

деятельностный подход, коммуникативная компетентность педагога

Похожие статьи

Выявление индивидуального стиля педагогического общения в образовательном процессе

Изменения, происходящие в современном обществе, все чаще нас ставят перед необходимостью пересмотреть свое отношение к проблеме общения, которая является одной из актуальной в эпоху интеграции и глобализации общества, происходящие во всех направления...

Роль педагогического мастерства в изучении хирургической стоматологии

Совместимость в процессе общения педагога со студентами базируется на принципах взаимной доброжелательности, принципиальности и ответственности. В общении педагог должен обязательно обогащать студентов интеллектуально, морально, эстетично. Конечно, п...

Роль социального интереса в профессии психолога

Главными факторами, позволяющими психологу профессионалу про явить весь спектр своей неповторимости, добиться максимальных результатов выполняемой деятельности, достигнув самореализации в профессии, являются развитие таких свойств личности, как готов...

Развитие компетентностного подхода в управлении кадровым потенциалом производственного предприятия

Рассматривается компетентностный подход, как способ управления персоналом, дает четкое определение профессиональных и поведенческих требований, предъявляемых к работнику в зависимости от его руководящего уровня, профессии, занимаемой должности и выпо...

Проблема этикета делового общения менеджера сферы образования

Искусство общения, знание психологических аспектов, определяющих воздействие речи на собеседника очень важны специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты с другими людьми. Актуальность изучения влияния этики и этикета делового общени...

Особенности мотивационной работы в командной составляющей организации

Формы и методы мотивации работников постоянно изменяются и усовершенствуются в зависимости от совокупности внешних и внутренних факторов. Весомым направлением является слаженная командная работа, которая создает соответствующий микроклимат в коллекти...

Взаимосвязь эмоционального интеллекта с коммуникативной компетентностью у сотрудников МВД

В процессе профессионального становления сотрудники МВД, проходят период социализации. В этот период происходит тесная связь эмоционального интеллекта и стабильности с коммуникативными компетенциями. Так формируется надежный фундамент дальнейшего раз...

Компетентностный подход как условие качества подготовки младшего специалиста среднего специального профессионального образования

В статье рассматривается качество подготовки младшего специалиста среднего специального профессионального образования, где критерием выступает профессиональная компетентность младших специалистов, т.е. его готовность к самообразованию на протяжении в...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных языков

Целью системы высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов. Наряду с различными способностями специалиста показателем профессионализма выступает знание иностранного языка. Идея контекстного обучения становится все боле...

Значимость коммуникативной компетентности в будущей профессиональной деятельности инспектора профилактики

В статье рассказывается о важности, значимости повышения коммуникативной компетентности будущих инспекторов по профилактике, о проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции при организации подготовки будущих сотрудников правоохра...

Похожие статьи

Выявление индивидуального стиля педагогического общения в образовательном процессе

Изменения, происходящие в современном обществе, все чаще нас ставят перед необходимостью пересмотреть свое отношение к проблеме общения, которая является одной из актуальной в эпоху интеграции и глобализации общества, происходящие во всех направления...

Роль педагогического мастерства в изучении хирургической стоматологии

Совместимость в процессе общения педагога со студентами базируется на принципах взаимной доброжелательности, принципиальности и ответственности. В общении педагог должен обязательно обогащать студентов интеллектуально, морально, эстетично. Конечно, п...

Роль социального интереса в профессии психолога

Главными факторами, позволяющими психологу профессионалу про явить весь спектр своей неповторимости, добиться максимальных результатов выполняемой деятельности, достигнув самореализации в профессии, являются развитие таких свойств личности, как готов...

Развитие компетентностного подхода в управлении кадровым потенциалом производственного предприятия

Рассматривается компетентностный подход, как способ управления персоналом, дает четкое определение профессиональных и поведенческих требований, предъявляемых к работнику в зависимости от его руководящего уровня, профессии, занимаемой должности и выпо...

Проблема этикета делового общения менеджера сферы образования

Искусство общения, знание психологических аспектов, определяющих воздействие речи на собеседника очень важны специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты с другими людьми. Актуальность изучения влияния этики и этикета делового общени...

Особенности мотивационной работы в командной составляющей организации

Формы и методы мотивации работников постоянно изменяются и усовершенствуются в зависимости от совокупности внешних и внутренних факторов. Весомым направлением является слаженная командная работа, которая создает соответствующий микроклимат в коллекти...

Взаимосвязь эмоционального интеллекта с коммуникативной компетентностью у сотрудников МВД

В процессе профессионального становления сотрудники МВД, проходят период социализации. В этот период происходит тесная связь эмоционального интеллекта и стабильности с коммуникативными компетенциями. Так формируется надежный фундамент дальнейшего раз...

Компетентностный подход как условие качества подготовки младшего специалиста среднего специального профессионального образования

В статье рассматривается качество подготовки младшего специалиста среднего специального профессионального образования, где критерием выступает профессиональная компетентность младших специалистов, т.е. его готовность к самообразованию на протяжении в...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных языков

Целью системы высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов. Наряду с различными способностями специалиста показателем профессионализма выступает знание иностранного языка. Идея контекстного обучения становится все боле...

Значимость коммуникативной компетентности в будущей профессиональной деятельности инспектора профилактики

В статье рассказывается о важности, значимости повышения коммуникативной компетентности будущих инспекторов по профилактике, о проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции при организации подготовки будущих сотрудников правоохра...

Задать вопрос