Рассмотрена проблема защиты конкуренции в Российской Федерации; основные направления, права органа государственного регулирования; проведен анализ регулирования в сфере торгов; рассмотрены требования к участникам торгов.
Ключевые слова: антимонопольное регулирование, торги, конкуренция, методы регулирования, требования к участникам торгов.
The problem of ensuring competition is of a public nature, in this regard, the legal regulation of bidding seems impossible. Taking into account the importance of tenders for the development of competition, it seems necessary to develop the legal institution of tenders and the legal framework for competition law.
Keywords: bidding, competition, legal institution of bidding.
Введение
Для защиты конкуренции антимонопольные органы должны реагировать на изменения рыночной ситуации и подстраивать антимонопольное законодательство. Процесс антимонопольного регулирования состоит в применении комплекса экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России в целях обеспечения конкурентных условий хозяйствования. Особую важность представляет антимонопольное регулирование при подготовке и проведении торгов.
Основная часть
Основными направлениями антимонопольной политики являются стимулирование деловой активности, развитие конкуренции и организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики. Воздействие регулятора может быть прямым или косвенным. Прямые административные механизмы реализуются одновременно с мерами контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства [6]. Посредством косвенных механизмов воздействия государство опосредованно воздействует на экономические субъекты, ограничивая монополизацию рынка, используя стимулирующие инструменты: бюджет, кредит, налоги, валютный курс, таможенные тарифы и т. п. Наиболее эффективным способом регулирования является экономический механизм.
Торги являются значимой частью хозяйственной жизни предприятий. Инициатором торгов может выступить государственная властная структура, орган государственного управления, любой рыночный субъект. Торги — это особый способ заключения договора, при котором у организатора торгов есть право выбора наиболее выгодных условий договора. В целях защиты конкуренции в отношении торгов следует руководствоваться нормами ряда законов (рисунок 1).
Рис. 1. Нормативно-правовое регулирование торгов
Требования антимонопольного законодательства распространяются на всех участников торгов. Правовые способы обеспечения конкуренции при проведении торгов состоят в установлении законодателем таких правил, соблюдение которых будет свидетельствовать о добросовестной конкуренции на торгах, их прозрачности, обеспечении доступа к торгам всех заинтересованных лиц. При этом любой участник может воспользоваться судебными и досудебными механизмами защиты, если нарушены его права и интересы. Законодательством также предусмотрена возможность предъявлять требования, которые обеспечивают конкурентные отношения на торгах, регламентируя процессы организации и проведения торгов, права и обязанности как организатора торгов, так и их участников.
В контексте запрета координации организаторами торгов или заказчиками деятельности их участников определенные вопросы вызывает участие в торгах субъектов, являющихся аффилированными лицами участников торгов либо входящими с ними в одну группу лиц. При этом аффилированными лицами либо субъектами, входящими в одну группу лиц, могут являться как заказчик и участники торгов по отношению друг к другу, так и сами участники торгов как таковые. В связи с этим в литературе отмечается, что «в любом случае взаимосвязанные лица превращают торги в формальную процедуру, своеобразную имитацию конкурентной борьбы» [3, c. 23].
Участие в торгах компаний, связанных каким-либо образом с организаторами или заказчиками торгов, предлагается рассматривать как подпадающее под запрет, выражающийся в координации организаторами торгов или заказчиками деятельности их участников [4, c. 35], т. е., по сути, исходить из презумпции наличия в таких случаях согласованных действий, взаимной координации субъектами своего поведения. С другой стороны, существует мнение, что «сам факт наличия отношений взаимосвязанности еще не составляет суть рассматриваемого нарушения антимонопольного законодательства», а «для констатации факта нарушения порядка проведения торгов необходимо представить доказательства того, что действия аффилированных лиц либо группы лиц повлекли за собой недопущение, ограничение или устранение конкуренции» [5, c. 113]. Арбитражная практика также зачастую исходит из того, что «участие в торгах аффилированных лиц либо группы лиц само по себе не влечет недействительность торгов» [7]. В связи с этим представляется, что для применения положения п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» [1] важно установить не только факт взаимосвязанности соответствующих субъектов, но и осуществление ими координации своей деятельности, поскольку нарушением законодательства является именно координация деятельности, а не сам по себе факт аффилированности либо участия в группе лиц как таковой.
В целом же с учетом того, что в случаях, когда организатор торгов или заказчик и участники торгов являются аффилированными лицами (либо таковыми являются только участники торгов по отношению друг к другу), крайне велика вероятность взаимодействия указанных субъектов при проведении торгов, представляется возможным установление в законодательстве, в частности, в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2] прямого запрета на участие в торгах аффилированных лиц, прежде всего, в случаях, когда они являются единственными участниками торгов. В настоящее время, в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 31 указанного Закона запрещается только конфликт интересов.
Заключение
Таким образом, особую важность представляет антимонопольное регулирование при подготовке и проведении торгов. Торги являются значимой частью хозяйственной жизни предприятий. Инициатором торгов может выступить государственная властная структура, орган государственного управления, любой рыночный субъект. Торги — это особый способ заключения договора, при котором у организатора торгов есть право выбора наиболее выгодных условий договора.
Литература:
1. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — N 31 (1 ч.). — ст. 3434.
2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 13.06.2023) // Собрание законодательства РФ. — 2013. — N 14. — ст. 1652.
3. Беляева О. А. Антимонопольные требования к торгам // Закон. — 2020. — N 2. — С. 23–29.
4. Беляева О. А. «Неконкурентные торги»: сущность, формы проявления и правовые последствия // Право и экономика. — 2021. — N 3. — С. 34–38.
5. Комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции» (постатейный) / под ред. В. Ф. Попондопуло. — М.: Норма, 2021. — 213 с.
6. Кузякин С. В. О нарушениях антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления // https://wiselawyer-ru.turbopages.org/ (дата обращения 27.06.2023).
7. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.01.2022 по делу № А75–3404/2021 // СПС «КонсультантПлюс».