Формирование учебной мотивации младших школьников в процессе внеурочных занятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (541) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 19.10.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Колесникова, А. В. Формирование учебной мотивации младших школьников в процессе внеурочных занятий / А. В. Колесникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 42 (541). — С. 315-317. — URL: https://moluch.ru/archive/541/118482/ (дата обращения: 16.11.2024).



Для современной образовательной системы формирование мотивации у учеников является достаточно серьезной проблемой. Особенно это касается учеников младших классов. Ученическая мотивация снижается по разным причинам. Это может быть переизбыток информации, зависимость от гаджетов, оторванность от реальной жизни, перегруженность образовательной программы. Именно по этой причине возникает вопрос, как преподавать в подобных, достаточно новых условиях для российского образования, как у младших школьников вызвать интерес к учебе. На сегодняшний день, в педагогической сфере используют разные способы для того, чтобы развить мотивацию и активизировать интерес к образовательной деятельности.

Ключевые слова: учебная мотивация, образование, внеурочные занятия, младшие школьники, занятия.

The formation of motivation of primary school students is an important problem of the modern educational system. What are the reasons for the decrease in student motivation? This is both the overload of the program, and the isolation of the material studied in textbooks from real life, and the incredible dependence on gadgets and an overabundance of media information. The promotion of an easy lifestyle also contributes. How to teach in the new environment? How to get interested in modern primary school children? Pedagogical practice uses various ways to activate interest in learning.

Keywords: educational motivation, education, extracurricular activities, younger students, lessons.

Мотивация и желание получать образование формируется у основной массы учеников в младшем школьном возрасте. Здесь стоит отметить, что для становления личности, получение образования является одним из важных элементов. Именно по этой причине в общей педагогической и психологической науке повышение школьной мотивации является центральной проблемой. Именно мотивация к получению образования в жизнедеятельности школьников играет важную роль. Эффективная учебная деятельность без мотивации не возможна. Также нельзя будет развить у них целеустремленность [1, с. 49].

Работая с учениками младших классов, формируя у них учебную мотивацию, требуется следить за тем, чтобы у детей был стимулирован интерес к получению образования. Каждый педагог должен понимать, что в возрасте шести и семи лет у младшего школьника, как правило, есть интерес к школе и к урокам. Задачей педагога в этот момент является не упустить его, сделать все возможное для того, чтобы мотивация и интерес к учебе не снизились, чтобы остались на том уровне, с которым они пришли в школу. Как правило, в первом классе младшие школьники проявляют интерес практически ко всему, что связано со школой и с получением образования и это нужно поддерживать и развивать.

Среди специалистов бытует мнение, что для того, чтобы у младших школьников сформировать полноценную мотивацию к получению образования, необходимо проследить за тем, чтобы были обеспечены следующие важные условия:

– гуманное отношение ко всем ученикам;

– поощрение за выполнение заданий;

– развитие коммуникативных функций;

– удовлетворения потребностей детей;

– развитие познавательных запросов;

Для того чтобы этого не произошло, чтобы выработать у детей устойчивый интерес к обучению, нужно обратить внимание на уроки. Желательно проводить занятия в таких формах, как урок-сказка, урок-путешествия, урок-игра, урок-викторина, защита творческих проектов, урок — театральное представление и прочее. Кроме того, на разных этапах одного занятия можно использовать разнообразные приемы, методы и формы повышения мотивации. Если их чередовать, можно рассчитывать на то, что желание детей получать образование укрепится. Они захотят открывать для себя новые знания.

Очень важно также развивать положительную мотивацию к обучению во внеурочной деятельности. В начальной школе подобные занятия проводятся достаточно часто. Чтобы у ребенка не потерялся интерес к школе и к урокам, на внеурочной деятельности нельзя использовать те же методики, которые задействуются на обычных занятиях [3, с. 55]. Здесь не подойдут подходы, с помощью которых изучаются основные предметы. Каждый педагог должен понимать, что внеурочная деятельность, это время сопровождения, которое организуется для удовлетворения потребностей детей в полезной общественной деятельности, в содержательном досуге. Как правило, внеурочные мероприятиям основаны на интересах учеников, деятельность такого плана не носит обязательный характер. Именно в этих факторах и заключается большое преимущество внеурочной деятельности. Причина в том, что у учеников появляется своеобразная опора для последующего развития положительной мотивации. Речь идет о свободе выбора.

Деятельность должна быть организована в разных формах. На занятиях рекомендуется использовать всевозможные методики, с помощью которых можно будет повысить у детей мотивацию. Например, занятия могут быть следующего характера:

– школьные конкурсы и концерты;

– олимпиады и викторины;

– тематические вечера;

– КВН;

– игровая деятельность;

– творческие занятия;

– коллективные дела;

– экскурсии;

– проведение праздников.

Внеурочные занятия необходимо грамотно организовывать и проводить в соответствии с предварительно составленным планом [2, с. 371]. Педагог должен максимально тонко наблюдать за своими учениками, изучать их интересы. При разработке плана занятия он должен учесть особенности и интересы каждого ребенка. Если грамотно организовать внеурочную деятельность, можно будет максимально эффективно решить задачи следующего характера:

– расширить мировоззрение;

– усовершенствовать уже полученные знания;

– развить творческие способности;

– привить детям самостоятельность;

– усовершенствовать привычки и умения;

– воспитать любовь и уважение к окружающим.

Говоря иными словами, грамотная разработанная внеурочная деятельность способна не только развить мотивацию к обучению, но также всесторонне его усовершенствовать. Для того чтобы успешно справиться со всеми задачами, которые ставит перед собой педагог, требуется в обязательном порядке учитывать педагогические и психологические особенности обучения. Очень важно знать, какими свойствами характеризуется личность ребенка той или иной возрастной категории. За счет этого можно будет правильно определить общую форму и содержание внеклассной деятельности.

Важно обратить внимание на то, что при организации внеурочной работы требуется принимать во внимание общие, характерные для коллектива психологические особенности, например, степень организованности, уровень развития, эмоциональное и интеллектуальное единство, психологическое состояние класса, направленность деятельности коллектива, отношения между одноклассниками, настроение во время выполнения задач.

Каждый педагог должен понимать, что существующая между внеурочной и урочной работой взаимосвязь имеет достаточно серьезное развивающее, воспитательное и общеобразовательное значение [1, с. 176]. Это идеальная возможность повысить мотивацию школьников к обучению. Регулярное посещение внеурочных занятий позволит ученикам расширить знания и углубить их. У них будет развиваться и расширяться культурный кругозор, будет развиваться творческая активность, эстетический вкус, начнет совершенствоваться духовно-нравственная сфера.

Литература:

  1. Щукина Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: учеб. пособие для слушателей ФПК, директоров общеобразоват. шк. и по спецкурсу для студентов пед. ин-тов.М., Просвещение, — 2016. — 176 с.
  2. Быкова Е. А. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. URL:
  3. Киричук Е. И. Формирование интереса к учению у младших школьников // В сб.: Обучение и развитие младших школьников / Под ред. Г. С. Костюка. — М. Педагогика, — 2017. — 371 с
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, получение образования, занятие, интерес, мотивация, педагог, положительная мотивация, ребенок, удовлетворение потребностей детей, учебная мотивация.


Похожие статьи

Значение физического воспитания для детей и подростков

К сожалению, в современной жизни, в век развитых технологий, подростки все чаще выбирают малоактивный образ жизни, большую часть времени дети проводят за компьютером, в мобильных устройствах, что безусловно, приводит к ухудшению их здоровья, разного ...

Работа учителя по формированию мотивации учения во внеклассной деятельности

В современной системе школьного образования географическому направлению, к сожалению, уделяется мало внимания. Одновременно у школьников отмечается ослабление мотивации на уроках, ученикам не так важно получить знания об окружающем мире, что свидетел...

Формирование положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы

Данное исследование посвящено изучению методов формирования положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы. В работе рассматриваются педагогические подходы и практики, направленные на повышение уверенности в...

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Физическое воспитание детей

В настоящее время очень актуальна проблема физического воспитания молодежи и детей, поскольку современная жизнь, насыщенная различными технологиями, облегчающими жизнь граждан, такова, что даже дети много времени проводят без активности, без движения...

Реализация мер повышения эффективности занятий по патриотическому воспитанию для школьников

Воспитание любви к своей стране традиционно занимает ключевую роль в образовательном процессе. В нынешние времена это направление становится еще более значимым. Сдвиги в приоритетах ценностей общества, ухудшение положения семьи как социального инстит...

Применение игровых технологий в преподавании химии

В современной ситуации особенно актуальными задачами образования становятся адаптация студентов к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения ими программ профессионального образования. Реализация этих целей возмо...

Методическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников

В статье обоснована методическая работа, образующая благоприятную среду для эффективного формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте, которое зависит от мотивов, побуждающих ребенка к учению, отношения детей к учению на протяжении м...

Формирование коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с формированием у младших подростков коммуникативных умений во внеучебной деятельности. Автор определяет коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вес...

Методы активизации мыслительной деятельности учащихся как средство развития творческого потенциала на уроках технологии и изо в начальной школе

В работе изучается активизация мыслительной деятельности у младших школьников, с целью развития творческого потенциала на уроках технологии и ИЗО. Развивая творческий потенциал у детей, начиная с младших классов, педагог стимулирует их разностороннее...

Похожие статьи

Значение физического воспитания для детей и подростков

К сожалению, в современной жизни, в век развитых технологий, подростки все чаще выбирают малоактивный образ жизни, большую часть времени дети проводят за компьютером, в мобильных устройствах, что безусловно, приводит к ухудшению их здоровья, разного ...

Работа учителя по формированию мотивации учения во внеклассной деятельности

В современной системе школьного образования географическому направлению, к сожалению, уделяется мало внимания. Одновременно у школьников отмечается ослабление мотивации на уроках, ученикам не так важно получить знания об окружающем мире, что свидетел...

Формирование положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы

Данное исследование посвящено изучению методов формирования положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы. В работе рассматриваются педагогические подходы и практики, направленные на повышение уверенности в...

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Физическое воспитание детей

В настоящее время очень актуальна проблема физического воспитания молодежи и детей, поскольку современная жизнь, насыщенная различными технологиями, облегчающими жизнь граждан, такова, что даже дети много времени проводят без активности, без движения...

Реализация мер повышения эффективности занятий по патриотическому воспитанию для школьников

Воспитание любви к своей стране традиционно занимает ключевую роль в образовательном процессе. В нынешние времена это направление становится еще более значимым. Сдвиги в приоритетах ценностей общества, ухудшение положения семьи как социального инстит...

Применение игровых технологий в преподавании химии

В современной ситуации особенно актуальными задачами образования становятся адаптация студентов к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения ими программ профессионального образования. Реализация этих целей возмо...

Методическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников

В статье обоснована методическая работа, образующая благоприятную среду для эффективного формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте, которое зависит от мотивов, побуждающих ребенка к учению, отношения детей к учению на протяжении м...

Формирование коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с формированием у младших подростков коммуникативных умений во внеучебной деятельности. Автор определяет коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вес...

Методы активизации мыслительной деятельности учащихся как средство развития творческого потенциала на уроках технологии и изо в начальной школе

В работе изучается активизация мыслительной деятельности у младших школьников, с целью развития творческого потенциала на уроках технологии и ИЗО. Развивая творческий потенциал у детей, начиная с младших классов, педагог стимулирует их разностороннее...

Задать вопрос