Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (541) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 19.10.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Марунова, И. В. Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников / И. В. Марунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 42 (541). — С. 325-326. — URL: https://moluch.ru/archive/541/118483/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор рассматривает подходы для организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью обновления подходов в организации трудовой деятельности в соответствии с современными социокультурными тенденциями.

Ключевые слова: трудовая деятельность, дошкольный возраст, игровая деятельность, мотивация.

Одной из важнейших задач в свете приоритетов Федерального государственного образовательного стандарта становится развитие инициативы ребенка, его индивидуальных качеств, самостоятельности и творчества в процессе трудовой деятельности. Особое внимание в документе уделяется развитию позитивного отношения к трудовой деятельности, мотивации к участию в совместной деятельности, желания добиваться результата, ценить затраченные усилия. Приоритетными являются также задачи по воспитанию самостоятельности в организации различной трудовой деятельности ребенка, умению поставить цель, реализовать замысел, проявить творческие задумки.
Формирование успешной личности немыслимо без воспитания у человека трудолюбия. Однако этот ценный навык не является врожденным инстинктом. Родителям предстоит не просто научить малыша трудиться, а сделать так, чтобы труд стал для него источником радости. Наиболее благоприятный период для такого воспитания — дошкольный возраст. Вопросы трудового воспитания дошкольников всегда занимали и занимают ведущее место в работе воспитателя детского сада. Особое значение этой работе придается в рамках ФОП ДО, где большое внимание уделяется формированию у детей навыков трудолюбия, которые могут проявляться в разных видах деятельности.

Трудовая деятельность дошкольников своеобразна:

– Во-первых, детский труд органично интегрирован с игрой. В процессе выполнения трудовых заданий дети часто переходят к игровой деятельности. Иногда в процессе игры у детей возникает потребность в определённом предмете, который необходим для более интересного и полноценного развития сюжета. В таких случаях дети самостоятельно изготавливают этот предмет. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.

– Во-вторых, процесс развития трудовой деятельности у детей является непрерывным и многогранным. Формирование каждого её аспекта, включая приобретение навыков, постановку целей, мотивацию, планирование, достижение результата и его оценку, характеризуется специфическими особенностями. Важно отметить, что развитие трудовых навыков тесно связано с возрастом ребёнка. В раннем детстве закладываются лишь базовые предпосылки для трудовой детальности.

Для стимулирования интереса к деятельности можно использовать:

  1. Личный пример педагога и родителей. Пример для подражания со стороны педагогов и родителей играет важную роль в воспитании у детей уважения к труду. Для демонстрации этого, можно организовать совместные мероприятия с родителями в детском саду, такие как:

– уборка территории: совместный труд по благоустройству участка детского сада;

– изготовление поделок: творческое сотрудничество родителей и детей в создании совместных изделий;

– беседы о труде: организация дискуссий, на которых родители могут поделиться своим опытом работы и рассказать детям о своей профессии. Дети старшего возраста могут подготовить рассказы о трудовой деятельности своих родителей.

  1. Схемы и алгоритмы трудовой деятельности: по работе дежурных, по уходу за растениями, по одеванию, умывания и т. д. В рамках организации образовательной деятельности в детском саду используются схемы и алгоритмы, направленные на упорядочивание различных аспектов трудовой активности.

К ним относятся алгоритмы дежурства, ухода за растениями, одевания, умывания и другие подобные действия. Такой подход позволяет использовать алгоритмы как инструмент обучения для младших дошкольников, а также как средство самоконтроля для старших.

  1. Игровые ситуации. В ходе игровой деятельности дети моделируют ситуации ухода за другими, помогая кукле Кате подготовиться к выходу на улицу и ухаживая за озорными котятами. Социальные мотивы: помочь помощнику воспитателю навести порядок в группе, помочь малышам одеться, заклеить малышам порванные книги.
  2. Проблемные ситуации. В ходе игры могут возникнуть различные проблемные ситуации, требующие решения. Например, может образоваться беспорядок в шкафу для игрушек, что создаст неудобства при организации игрового процесса. В таком случае необходимо приучить ребенка к поддержанию порядка, обучая его систематизировать и хранить игрушки на своих местах.

Другая ситуация — испачканная одежда у куклы. Здесь важно объяснить ребенку значение аккуратности и чистоты не только в реальной жизни, но и в игровой. Можно предложить вместе постирать одежду куклы, что станет прекрасной возможностью для обучения навыкам самообслуживания.

  1. Чтение литературных произведений, где показана важность и ценность трудовой деятельности.

В дошкольном учреждении дети наблюдают за профессиональной деятельностью взрослых — педагогов и родителей. Это позволяет им осознать, что труд является основой получения конкретных результатов. Малыши понимают, что важнейшим аспектом трудовой активности является создание осязаемого продукта.

В процессе труда у детей развиваются творческие, интеллектуальные, художественные и нравственно-волевые качества. Формируется их стремление к самовыражению и взаимодействию с окружающими.

Литература:

  1. Гагарина, О. В. Приобщение старших дошкольников к хозяйственно-бытовому труду через сотрудничество с семьей/ О. В. Гагарина // Социально-гуманитарный вестник Юга России. Научный журнал. — № 11. — 2011− 242 с.
  2. Смирнова, Е. О. Детская психология/ Е. О. Смирнова. − М.: КноРус медиа, 2015. − 280 c
  3. Яковлева, Г. В. Трудовое воспитание дошкольника: содержание, технологии, инструменты оценивания трудовых компетенций: методическое пособие для педагогов ДОУ / Г. В. Яковлева. — Челябинск: Цицеро, 2009. — 74с.
Основные термины (генерируются автоматически): трудовая деятельность, детский сад, ребенок, дошкольный возраст, игровая деятельность, родитель, трудовая активность.


Похожие статьи

Проблемы физического воспитания в дошкольных учреждениях: обзор и анализ

В статье автор фокусирует внимание на выявлении проблем, сопровождающих внедрение эффективных программ физического воспитания в дошкольные учреждения. Основной акцент делается на важности формирования здорового образа жизни с самого раннего детского ...

Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе. В представленной статье рассматриваются принципы организации учебно-исследовательской деятельности детей ...

Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности

В статье раскрываются особенности формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, переч...

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

Подготовка дошкольника к школе

В статье исследуется важность комплексной подготовки детей дошкольного возраста к школе, что включает в себя развитие когнитивных, мотивационных и социальных аспектов, необходимых для успешного освоения школьной программы. Рассматриваются современные...

Поддержка самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается проблема развития самостоятельности детей в условиях дошкольной образовательной организации, описываются возрастные особенности формирования самостоятельности детей в возрасте 2–7 лет.

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Эффективная ресоциализация людей третьего возраста в процессе организации культурно-досуговой деятельности

В статье рассматривается роль процесса ресоциализации представителей старшего поколения, даются рекомендации по использованию форм, методов и средств работы, а также рассматриваются характеристики, позволяющие раскрыть эффективность ресоциализационно...

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт

В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Прив...

Похожие статьи

Проблемы физического воспитания в дошкольных учреждениях: обзор и анализ

В статье автор фокусирует внимание на выявлении проблем, сопровождающих внедрение эффективных программ физического воспитания в дошкольные учреждения. Основной акцент делается на важности формирования здорового образа жизни с самого раннего детского ...

Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе. В представленной статье рассматриваются принципы организации учебно-исследовательской деятельности детей ...

Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности

В статье раскрываются особенности формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, переч...

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

Подготовка дошкольника к школе

В статье исследуется важность комплексной подготовки детей дошкольного возраста к школе, что включает в себя развитие когнитивных, мотивационных и социальных аспектов, необходимых для успешного освоения школьной программы. Рассматриваются современные...

Поддержка самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается проблема развития самостоятельности детей в условиях дошкольной образовательной организации, описываются возрастные особенности формирования самостоятельности детей в возрасте 2–7 лет.

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Эффективная ресоциализация людей третьего возраста в процессе организации культурно-досуговой деятельности

В статье рассматривается роль процесса ресоциализации представителей старшего поколения, даются рекомендации по использованию форм, методов и средств работы, а также рассматриваются характеристики, позволяющие раскрыть эффективность ресоциализационно...

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт

В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Прив...

Задать вопрос