Актуальность темы исследования. Часто между личными интересами людей (граждан) и коммерческими интересами различных организаций (включая юридических лиц и агрофирмы) возникают противоречия. Иногда цели одних не совпадают с целями других, государства или наоборот. Такие конфликты интересов часто приводят к судебным разбирательствам, в центре которых находится земельный вопрос. Земельные споры — это неизбежный аспект земельных отношений.
Противоречия возникают, когда одна сторона нарушает законные права другой. Спор происходит, когда один из участников утверждает о нарушении своих прав и требует их восстановления. Возникновение земельных споров вынуждает искать законные пути их разрешения.
Ключевые слова: земельные споры, Земельный кодекс РФ, земельное законодательство, судебные споры, третейский суд.
Судебные инстанции, включая арбитражные суды и суда общей юрисдикции, рассматривают земельные конфликты в рамках действующих гражданско-процессуального и арбитражного законодательства.
Прежде чем земельный конфликт будет включен в судебный процесс, стороны могут решить его через третейский суд. В России третейские суды функционируют на основе Федерального закона от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ [4], который регламентирует их деятельность. Согласно этому закону, могут функционировать как постоянно действующие третейские суды, так и временные, созданные для разрешения конкретного конфликта (ст. 3) [7, c. 183].
Третейский суд представляет собой единоличного арбитра или коллегию арбитров, выбранных сторонами или назначенных Арбитражным учреждением для урегулирования спора, возникшего в рамках гражданско-правовых отношений. Федеральным законом могут быть установлены определенные ограничения на передачу в арбитраж определённых категорий споров. Третейские суды занимаются разрешением споров между компаниями, а также между организациями и частными лицами, а также между самими гражданами. Эти судебные органы, функционирующие постоянно, организуются компаниями и их союзами и работают на территории этих организаций. Чтобы дело было рассмотрено третейским судом, между противоборствующими сторонами должно быть подписано соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда, которое может касаться любого или узкоспециализированного класса споров.
Решения, вынесенные третейскими судами, принимаются в основном на добровольной основе. Однако, в случае отказа от исполнения, они могут быть принудительно приведены в исполнение с помощью исполнительных листов, выдаваемых судом в соответствии со статьей 45 Закона [4]. В результате удовлетворения иска, ответчик обязан выполнить действия, предписанные судом, либо прекратить противоправные действия. Ответчик обязан предпринять активные меры, которые будут подтверждать права заявителя на земельный объект, остановить действия, нарушающие права и законные интересы владельцев земли, выполнить свои обязательства в форме материальных средств, компенсировать ущерб, нанесенный в результате нарушения права на владение земельным участком.
Согласно действующему законодательству суды имеют полномочия принимать к рассмотрению и решать дела, связанные с земельными спорными вопросами, где одной из сторон являются физические лица, за исключением тех, кто занимается предпринимательской деятельностью, включая крестьянское (фермерское) хозяйство, если спор возник в ходе их предпринимательской активности, а также рассматривать жалобы данных лиц на решения местных администраций по земельным вопросам, как это предусмотрено статьей 46 Конституции РФ [1].
В комментариях к Конституции Российской Федерации отмечается, что увеличение полномочий судебных учреждений не должно приводить к урезанию прав на апелляцию в рамках административной иерархии. Административно-судебный механизм разрешения конфликтов не исключает друг друга, а является составляющей единой системы, направленной на поддержание законности и защиту прав граждан в рамках демократического государства [8, c. 70].
Положения Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [5] устанавливает процедуру досудебного оспаривания решений и действий (или бездействия) органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также действий (или бездействия) должностных лиц этих органов, государственных или муниципальных служащих.
В судебной системе вменяется в обязанность рассматривать и решать следующие вопросы:
1) выявлять и признавать незаконным отказ местных властей в предоставлении земельных участков, что касается создания крестьянских (фермерских) хозяйств, занятий личной подсобной деятельностью, возведения индивидуального жилья, ухода за садом и огородом, сбор сена и выпас скота;
2) рассматривать и урегулировать жалобы на отказ в регистрации и выдаче государственных документов, подтверждающих право собственности на землю, а также на отказ в регистрации договора аренды земли;
3) рассматривать и признавать незаконными действия местных властей, связанные с прекращением права собственности на землю и её использование, а также с прекращением аренды земельных участков.
4) рассматривать обращения владельцев земельных участков и арендаторов, связанные с несогласием по поводу решений местных властей о необходимости предварительного одобрения местоположения объекта, строительство которого предполагает изъятие земельных участков в государственные и общественные цели;
5) рассматривать обращения владельцев земель и арендаторов, касающиеся признания недействительными документов, выданных государственными или иными органами власти, которые были изданы вне их полномочий или с нарушением законодательных норм;
6) рассматривать заявления о признании права на преимущественное наследование земельного участка после смерти руководителя крестьянского (фермерского) хозяйства, а также о преимущественном праве наследования земли для ведения личного подсобного хозяйства, строительства жилья, дач, гаражей, предпринимательской деятельности, садоводства и животноводства, а также о наследовании права аренды [10, c. 90];
7) рассматривать заявления о признании незаконным отказа администрации в выделении служебного участка, а также в сохранении права на его использование у лиц, установленных в статьей 476 Гражданского кодекса РФ [2];
8) рассматривать заявления о компенсации убытков, возникших вследствие экспроприации, выкупа или временного использования земельных участков в государственных и общественных целях, ограничений в правах владельцев земельных участков, а также ухудшения качества земли из-за влияния, обусловленного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и физических лиц;
9) рассматривать заявления о возмещении убытков, вызванных неправомерным занятием земельного участка, его загрязнением, повреждением и другими нарушениями прав владельцев земель и пользователей земли;
10) рассматривать заявления о возмещении убытков, понесённых владельцем земли или пользователем в связи с проведением изыскательских работ;
11) рассматривать заявления о компенсации расходов, понесенных местными властями на улучшение земель, в случае, когда владельцы добровольно отказываются от наследуемого владения и использования земельных участков, включая их аренду. Также они касаются требований местной администрации к владельцам земли или арендаторам о возмещении убытков, вызванных ухудшением качества и повреждением земли [9, c. 289];
12) рассматривать обращения в адрес местных властей с жалобами на их решение о передаче земли другим лицам, когда это приводит к ущемлению прав и законных интересов собственника или арендатора. К примеру, владельцы, вследствие действий местной администрации, лишаются доступа к собственным участкам.
13) разрешать судебные споры между владельцами индивидуальных жилых объектов, расположенных на соседних участках, связанные с устранением препятствий в пользовании землей, включая споры о границах и площади участков.
14) урегулировать дискуссии, возникающие между участниками садоводческого общества и самим кооперативом, а также разногласия между самими участниками, касающиеся распределения земли или установления правил её использования;
15) разрешать конфликты, происходящие между участниками дачно-строительного кооператива и кооперативом, а также разногласия между самими участниками по вопросам использования земельного участка или его раздела [7, c. 184].
На сегодняшний день судебные инстанции не имеют полномочий рассматривать дела и жалобы, касающиеся вопросов выделения и изъятия земельных участков для государственных и общественных целей, лишения прав на владение землей, а также аренды, продажи и покупки земли. Также под юрисдикцию арбитражных судов РФ попадают разнообразные земельные и имущественные споры, возникающие в процессе земельных отношений между различными юридическими лицами, включая коллективные хозяйства, предпринимательские структуры, крестьянские (фермерские) хозяйства и объединения граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Существует несколько категорий земельных споров, которые можно классифицировать по разным основаниям.
Во-первых, спорить можно о конкретных правах на землю, включая право собственности на участок, приоритетное право на продление аренды перед другими заинтересованными сторонами, право наследования участка и прочее.
Во-вторых, возможны споры о признании прав на недвижимость, связанной с землей. К примеру, это может быть право на владение жилым домом и соответствующим участком, право на сохранение статуса члена садоводческого общества со всеми вытекающими правами на домик и участок, право на гараж и его местоположение, а также право на использование земли общего пользования в гаражно-строительном кооперативе и так далее.
В-третьих, возникают споры по вопросам имущественных прав, включая право на компенсацию убытков, возникших в результате законных или незаконных действий, право на урожай, полученный до аннулирования арендного договора и другие подобные случаи [6, c. 35].
Ключевыми факторами, приводящими к возникновению земельных конфликтов, являются следующие:
1) пробелы в законодательстве. Особенно, когда процедура выделения земельных участков, принадлежащих государству или находящихся в аренде, для выполнения изыскательских работ не четко определена, это может стать причиной разнообразных споров. Споры касаются установления правил для временного использования таких земель, вопросов компенсации затрат на их восстановление, порядка исполнения контрактных обязательств и их взаимосвязи с экономической и производственной деятельностью тех, кто пользуется землей на основании права собственности или аренды, и других схожих аспектов;
2) проблемы в обеспечении своевременного ознакомления участников земельных отношений с нововведениями в законодательстве приводят к нежелательным конфликтам. Недостаточно быстрое распространение информации о новых законах неизбежно ведет к спорам между теми, кто был в курсе изменений, и теми, кто не проявляет интереса к обновлениям в законодательстве;
3) недостатки в деятельности государственных служащих включают в себя поддержку монополистических тенденций, особенно в сфере формирующегося частного бизнеса в области землепользования; напряженные и затяжные процессы; низкий уровень профессионализма среди сотрудников государственных органов и прочие недочеты;
4) нечестное поведение отдельных участников земельных отношений, когда они стремятся обеспечить свое финансовое благополучие за счет противоположной стороны в земельном споре [8, c. 69].
Предотвращение земельных конфликтов предполагает избавление от факторов и условий, которые способствуют их возникновению. Ключевыми мерами профилактики являются следующие:
1) совершенствование существующего законодательства, включая земельное законодательство и связанные с ним области. Преобразование законов должно происходить по трем главным направлениям:
а) усовершенствование материальных правовых норм, в том числе четкой формулировки прав и обязанностей владельцев, арендаторов земельных участков и других лиц, пользующихся землей; прав на возмещение убытков, причиненных им; прав на возмещение затрат, связанных с ухудшением состояния окружающей среды в результате деятельности государственных и других организаций и так далее;
б) развитие процедурных аспектов законодательства, от которых зависит скорость воздействия прав участников и разрешения конфликтов. К примеру, изданное Положение о создании специального фонда земель для сельскохозяйственного производства, процедура рассмотрения и принятия решений по вопросам организации крестьянских хозяйств и выделения земель для этих целей способствует более эффективному осуществлению прав граждан на ведение крестьянского хозяйства и предотвращению возможных разногласий в этих сферах;
в) улучшение законодательных документов, которые гарантируют использование материальных и процедурных норм. При этом, в случае возникновения разногласий, связанных с обменом земельных участков, ключевым инструментом для определения законности и справедливости такой сделки является ГОСТ (обеспечительный нормативный акт), в котором указаны основные характеристики обмениваемых участков, определяющие их как сельскохозяйственные или не сельскохозяйственные, относящиеся к определенным категориям земель [10, c. 89];
2) улучшение механизмов информирования всех лиц, проживающих на территории Российской Федерации, о новых нормативно-правовых документах. Согласно 15 статье Конституции РФ [1], документы, влияющие на права и свободы человека, его обязанности и ответственность, не могут быть использованы в стране без официального обнародования, и это касается как основных нормативов, так и подзаконных актов министерств, не зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ [9, c. 288].
Необходимость публикации новых нормативных документов и их изменений в официальных изданиях является ключевым фактором для развития правопонимания участников земельных отношений, что способствует снижению количества причин и условий, которые могут привести к земельным спорам;
3) законодательное обеспечение работы должностных лиц государственных органов, ответственных за решение земельных дел, особенно в тех случаях, когда возможны конфликтные ситуации, является важным аспектом для обеспечения правовой стабильности в вопросах землепользования.
Действия, совершенные данными лицами и причинившие значительный ущерб правам граждан, интересам государства, подлежат уголовной ответственности, особенно если они были совершены с превышением полномочий или же не были выполнены должностными лицами, которые обязаны были их осуществить. В законодательстве о конкуренции и противодействии монополиям запрещены действия управленческих органов и их сотрудников, направленные на защиту определенных участников земельных отношений и ущемление прав других. В рамках гражданского и арбитражного процессов предусмотрена процедура обжалования таких действий с целью признания их недействительными. Для улучшения законодательства в этой области необходимо усилить возможности для лиц, которые могут оспаривать незаконные действия указанных органов и их сотрудников;
4) ограничение злоупотреблений отдельными участниками в сфере земельных отношений, их незаконных попыток обеспечить собственное благосостояние за счёт других и, как следствие, подачи явно неправомерных исков. В этом контексте важно упомянуть такие аспекты законодательства, как возможность взыскания морального ущерба, которая находится на законных основаниях; систему гражданских пошлин, которую заявитель должен заплатить до подачи иска в суд, иначе его иск не будет рассмотрен (согласно статьям 82 и 130 Гражданского процессуального кодекса [3]); а также правило о том, что в случае неудачи в судебном разбирательстве заявитель обязан возместить пошлину полностью, при этом возмещение пошлины третьей стороной возможно только в случае поражения последней (согласно статье 90 ГПК);
5) профилактика земельных конфликтов также способствует корректному разрешению споров в судебных, арбитражных и третейских инстанциях, поскольку ошибки в принятии решений по делам могут привести к новым жалобам, апелляционным и кассационным процессам и прочим последствиям [6, c. 37].
В завершении отметить, что для того, чтобы справедливо разрешить земельные конфликты, необходимо наладить эффективное взаимодействие контролирующих органов, которые анализируют наиболее запутанные ситуации, где существуют серьезные пробелы в текущем законодательстве. Важную роль играют и решения, принимаемые пленумами судов, которые затем публикуются в Бюллетене Верховного Суда РФ и других официальных журналах. Кроме того, важно освещение в СМИ и на телевидении процессов рассмотрения земельных споров судом, что способствует их объективной оценке.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 27.03.2019 г. № 130, от 01.07.2020 г. № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
- Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532
- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3019
- Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ред. от 08.07.2024) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.
- Гаитова, А. А. Сущность и правовое регулирование земельных правоотношений в Российской Федерации / А. А. Гаитова, Е. Е. Пилипчук // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. — 2021. — № 2 (53). — С. 34–39.
- Голубев, И. А. Некоторые проблемы рассмотрения споров об образовании и местоположении земельных участков на землях сельскохозяйственного назначения / И. А. Голубев, Д. Н. Конокотин // Молодежь и наука: актуальные проблемы фундаментальных и прикладных исследований. — 2023. — С. 182–185.
- Ковалёва, Е. В. Судебная практика при разрешении земельных споров о границах земельных участков на примере Борисовского района Белгородской области / Е. В. Ковалева, О. М. Секира // Модели и технологии природо-обустройства (региональный аспект). — 2021. — № 2 (13). — С. 68–71.
- Мисник, Г. А. Судебное правотворчество при разрешении споров о прекращении прав на земельные участки / Г. А. Мисник // Судебное правотворчество: проблемы теории и практики. Материалы Международной научно-практической конференции. — 2021. — С. 286–293.
- Мыльников, И. В. Судебный порядок рассмотрения земельных споров / И. В. Мыльников, Н. А. Маяцкий // Юридическая гносеология. — 2023. — № 2. — С. 88–91.