В статье рассмотрено понятие, роль и значение формирования функциональной грамотности у детей школьного возраста. Кроме того, рассмотрены методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках биологии.
Ключевые слова: функциональная грамотность, формирование, школьный возраст, естественнонаучная грамотность, уроки биологии.
Формирование функциональной грамотности у школьников является одной из ключевых задач современной образовательной системы. Функциональная грамотность охватывает способности и навыки, необходимые для успешного выполнения различных задач, связанных с различными областями знаний.
Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня широко обсуждается как психологами, так и педагогами, возникло более 50 лет назад. В 1957 году ЮНЕСКО впервые ввело термины «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность» в контексте борьбы с безграмотностью. Тогда эти термины обозначали наличие базовых навыков чтения, письма и счёта, необходимых для решения простых повседневных задач [4, с. 90].
В настоящее время под функциональной грамотностью понимается способность применять знания и навыки для решения самых разнообразных жизненных задач. Чем больше таких задач и чем более сложными становятся жизненные ситуации, тем шире спектр навыков, необходимых для успешного преодоления этих проблем.
К основным элементам функциональной грамотности относятся:
— критическое мышление — способность анализировать информацию, оценивать её достоверность и делать выводы на основе фактов и аргументов;
— математическая грамотность — умение применять математические знания для решения практических задач, анализа данных и принятия обоснованных решений;
— читательская грамотность — способность анализировать, интерпретировать и оценивать различные тексты, понимать их смысл и контекст, умение выражать свои мысли ясно и логично, соблюдать нормы языка и стиля, а также адаптировать коммуникацию к различным аудиториям;
— естественнонаучная грамотность — способность понимать и использовать естественнонаучные знания для объяснения явлений окружающего мира, критического анализа информации, принятия решений и решения практических задач. Она включает в себя не только базовые знания в области естественных наук, для того чтобы человек мог осознанно воспринимать и анализировать информацию, но и навыки, необходимые для проведения научных исследований или оценки научных данных [3, с. 34].
Таким образом, функциональную грамотность можно определить, как умение использовать свои знания и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Задачи формирования функциональной грамотности в школе включают в себя: обучение навыкам, которые помогут ученикам эффективно взаимодействовать с окружающим миром, развитие самостоятельности, социальной адаптации, развитие умения общаться и работать в коллективе, стимулирование интереса к учёбе и дальнейшему самообразованию, мотивация к изучению новых предметов и навыков [2, с. 28].
Главная суть функциональной грамотности заключается в осознанном преодолении границ конкретных предметов.
Формирование функциональной грамотности на уроках биологии является важной задачей современной образовательной системы и призвано сформировать как в целом функциональную грамотность, способность критического мышления, так в частности и естественнонаучную грамотность у школьников.
Рассмотрим методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках биологии.
Биология тесно связана с другими предметами, такими как химия, физика и география. Интеграция знаний из различных областей науки позволяет учащимся научиться видеть и понимать взаимосвязи между предметами и применять полученные знания в различных контекстах. Например, изучая фотосинтез, можно использовать химические уравнения, а также рассмотреть экологические аспекты [2, с. 30].
Кроме того, для формирования функциональной грамотности на уроках биологии рекомендуется использовать так называемую методику «проблемного обучения», то есть поставной проблем для развития критического мышления. В рамках такого обучения ученикам предлагаются реальные экологические проблемы, например, загрязнение окружающей среды или изменение климата. Решая такие задачи, учащиеся не только знакомятся с инструментами решения экологических проблем и изучают биологические концепции, но также и учатся принимать решения, анализируя информацию и учитывая различные факторы.
Практические занятия и эксперименты также являются одним из методов формирования функциональной грамотности у школьников, так как проведение лабораторных работ и экспериментов дает возможность учащимся самостоятельно исследовать биологические процессы, что в свою очередь, позволяет формировать умения, такие как наблюдение, формулирование гипотез, сбор и анализ данных, а также выведение выводов на основе полученных результатов.
Проектная деятельность на уроках биологии также призвана решить задачи по формированию у школьников способности применять знания и навыки для решения самых разнообразных жизненных задач. Такие проекты включают в себя исследования, связанные с биоразнообразием, здоровьем человека или вопросы экологии. При этом на уроке учащиеся могут работать в группах, что развивает их навыки командной работы и коммуникации. При этом они учатся планировать, самостоятельно организовывать свою деятельность и представлять результаты своего проекта и свои достижения.
Также стоит отметь, что современные технологии предоставляют огромные возможности для изучения биологии. Использование мультимедийных ресурсов, интернет-платформ и виртуальных лабораторий позволяет школьникам участвовать в интерактивном обучении и получать доступ к широкому спектру информации [1, с. 144].
Учить школьников находить, оценивать и использовать информацию — это ключевой аспект формирования функциональной грамотности. Важно развивать навыки критического анализа информации, чтобы ученики могли отличать достоверные данные, что особенно важно в контексте здравоохранения и экологии.
Проведение уроков в виде конференций, обсуждений и дебатов также призваны сформировать навыки функциональной грамотности у школьников. Организация на уроках мини-конференций на актуальные темы биологии, такие как генетические модификации, биотехнологии и экология, способствует развитию аргументативного мышления. Школьники учатся выражать свои мнение, слушать мнения других и выстаивать дискуссии. При этом немаловажно обсуждать биологические вопросы в контексте моральных и этических дилемм, чтобы развивать у школьников ответственность за окружающую среду, свое поведение и формировать у них понимание последствий человеческой деятельности.
Стоит отметить, что также необходима регулярная проверка уровня функциональной грамотности через различные форматы оценивания (тесты, опросы).
Результаты диагностики уровня сформированности функциональной грамотности представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты диагностики уровня функциональной грамотности школьников МБОУ «Лекаревская СОШ» ЕМР РТ, в %
Сравнительный анализ результатов диагностики позволяет сделать вывод о том, что уровень функциональной грамотности школьников повысился за счет проведенной работы с детьми, включающему методики проектной деятельности, проведения практических занятий и экспериментов, приемов проблемного обучения и дебатов на уроках биологии. В результате систематической работы у детей формируется способность применять знания и навыки для решения самых разнообразных жизненных задач.
Таким образом, формирование функциональной грамотности требует совместных усилий учителей, педагогов и самих учеников. В конечном итоге, успешное развитие этих навыков позволит школьникам быть более подготовленными к жизни в обществе. Для формирование функциональной грамотности на уроках биологии важно создать такую образовательную среду, где ученики смогут не только усваивать знания, но и применять их в жизни, развивая необходимые навыки для принятия обоснованных решений в будущем. Ключевым элементом данного процесса является активное вовлечение школьников в учебный процесс, развитие их интереса к предмету и умения применять знания в повседневной жизни.
Литература:
- Аленова, Г. А. Развитие функциональной грамотности на уроках биологии с использованием цифровых технологий / Г. А. Аленова. непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 144–146.
- Корнеева, Е. А. Формирование функциональной грамотности на уроках биологии / Е. А. Корнеева. // Педагогическое мастерство: материалы XXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань: Молодой ученый, 2022. — С. 27–33.
- Куприянова, С. Г. Особенности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы / С. Г. Куприянова. // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (33). — С. 33–35.
- Кучман, Ю. С. Формирование функциональной грамотности на уроках биологии / Ю. С. Кучман. // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 89–91.