Возможности рисуночной терапии в консультировании женщин, переживших развод | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №42 (541) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 22.10.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Власова, С. А. Возможности рисуночной терапии в консультировании женщин, переживших развод / С. А. Власова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 42 (541). — С. 220-223. — URL: https://moluch.ru/archive/541/118539/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассмотрены возможности рисуночной терапии в консультировании женщин, переживших развод. По мнению автора, рисуночная терапия в процессе консультирования женщин в ситуации развода может помочь им визуализировать ситуацию под другим углом и увидеть, что разные точки зрения могут помочь обработать опыт. Многое можно получить, создавая искусство, а затем исследуя то, что появляется в искусстве — темы, конкретные части. Такая стратегия может дать терапевту доступ к различным частям внутреннего мира клиента, которые нет возможности получить иначе.

Ключевые слова: рисуночная терапия, женщины, развод, психологическое консультирование, тревога, депрессия, травма

Развод (особенно для женщины) является одним из наиболее травматических переживаний. Чтобы помочь клиентке пережить и переработать такое событие психотерапевт должен использовать интегрированную модель консультационной работы, основанный на сочетании различных подходов — непосредственно консультативная помощь (основанная на совместном анализе ситуации развода с клиентом, разъяснении причин и последствий актуальных психологических состояний клиента и т. д.), психоаналитически ориентированные методы, методы психотерапевтической поддержки.

В рамках психотерапевтической помощи хорошо зарекомендовали себя методы арт-терапии (терапии искусством), основанные на самораскрытии человека и коррекции психологических состояний посредством сочетания психологического консультирования и занятий той или иной творческой деятельностью.

Поэтому применение методов рисуночной терапии (как разновидности арт-терапии) в ситуации развода будет более чем уместно.

Рисуночная терапия представляется одним из мощных подходов, применимых в психологическом консультировании. Задача терапевтической работы — побудить участников терапевтической работы учиться посредством такого опыта, который ранее не был ими осознан. Чем более понятным человек станет для себя самого, чем лучше постигнет эффекты воздействия собственной личности на окружающих, тем более он будет способен к осмыслению возможных отклонений в своем поведении.

Прежде, чем переходить к возможностям рисуночной терапии в процессе консультирования, еще раз сформулируем психологические последствия развода.

Развод подобен разбитому зеркалу, отражающему раздробленный образ женщины, которая когда-то считала себя целостной, а теперь перед ней стоит задача собрать воедино новую личность из обрывков своего прошлого. Путь разведенной женщины — это путь глубокой трансформации, наполненный эмоциональными потрясениями, самопознанием и сложной задачей по перестройке жизни, которая кажется подлинной и наполняющей.

Развод, когда-то запретная тема, о которой шептались вполголоса, становится все более распространенным явлением в современном обществе. Тем не менее, несмотря на свою распространенность, психологическое воздействие развода на женщин остается сложной и часто неправильно понимаемой темой.

Понимание эмоциональных «американских горок», которые возникают после расторжения брака, имеет решающее значение как для женщин, проходящих через это, так и для тех, кто их поддерживает. Это процесс, который бросает вызов давним представлениям о любви, обязательствах и личной идентичности. Многие разведенные женщины сталкиваются с чувством неудачи, ставят под сомнение свою значимость и изо всех сил пытаются представить себе будущее, выходящее за рамки разбитых мечтаний о супружеской жизни [1].

Существует множество распространенных заблуждений о разведенных женщинах, которые изображают их ожесточенными, поврежденными или каким-то образом менее женатыми, чем их замужние коллеги. Эти стереотипы не могут быть дальше от истины. На самом деле многие женщины выходят из развода более сильными, более осознающими себя и лучше подготовленными к построению полноценный отношений — как с самими собой, так и с другими.

Эмоциональный путь развода часто отражает стадии горя со своими уникальными поворотами. Это поездка на американских горках, которая может вызвать головокружение и дезориентацию даже у самых сильных женщин.

Поначалу часто наступает период отрицания и шока. «Это не может происходить со мной», — может подумать женщина, цепляющаяся за знакомое, даже когда ее мир рушится вокруг нее. Это защитный механизм, способ для разума защититься от полного воздействия потери [3].

Но реальность имеет свойство самоутверждаться, и вскоре отрицание уступает место гневу и обиде. Этот этап может быть особенно напряженным для женщин, которые чувствуют себя ошеломленными решением своего партнера уйти или преданными из-за неверности. Гнев может быть направлен на бывшего супруга, ситуацию или даже на себя за то, что не заметил признаков раньше.

На стадии переговоров некоторые женщины обнаруживают, что отчаянно пытаются спасти отношения. Они могут пообещать измениться, стать лучше, сделать что угодно, чтобы сохранить брак нетронутым. Это душераздирающий этап, часто подпитываемый страхом перед неизвестностью и отчаянной надеждой, что все может вернуться на круги своя.

Депрессия и горе часто следуют за ними по мере осознания окончательности ситуации. Этот этап может быть особенно сложным, поскольку женщины переживают потерю не только своего партнера, но и своей мечты, общей истории и своего видения будущего. Именно в это время многие женщины получают профессиональную поддержку, такую как терапия или консультирование, чтобы разобраться в глубинах своих эмоций.

Наконец, есть принятие и предварительные шаги к движению вперед. Это не означает, что боль волшебным образом исчезает, скорее, женщины начинают видеть возможности за пределами своего развода. Это время осторожной надежды и первых проблесков волнения по поводу того, что может сулить будущее.

Одна из самых серьезных проблем, с которыми сталкиваются разведенные женщины, — это потеря своей семейной идентичности. Годами, возможно десятилетиями, они были чьей-то женой, частью пары, половиной целого. Внезапно эта идентичность исчезает, оставляя их наедине с вопросом: «Кто я теперь?» [2].

Этот кризис идентичности может быть как пугающим, так и волнующим. Это возможность заново открыть для себя личные интересы и цели, которые, возможно, были отложены в сторону во время брака. Многие женщины обнаруживают, что разжигают старые страсти или открывают для себя новые, начиная от путешествий в одиночку и заканчивая давно забытыми карьерными устремлениями.

Важность заботы о себе и психическом здоровье трудно переоценить во время и после развода. Женщинам слишком легко потерять себя в практических и эмоциональных требованиях этого переходного периода в жизни, пренебрегая при этом собственным благополучием. Уделение приоритетного внимания уходу за собой — будь то с помощью физических упражнений, медитации, творческих поисков или просто нахождения времени для расслабления — имеет решающее значение для преодоления трудностей развода и становления сильнее с другой стороны.

Терапия и группы поддержки могут быть бесценными ресурсами для разведенных женщин. Квалифицированный терапевт может предоставить инструменты для управления эмоциями, работы с горем и выработки здоровых механизмов совладания. Группы поддержки создают чувство общности и взаимопонимания, которые могут быть глубоко исцеляющими, позволяя женщинам делиться своим опытом и учиться у других, прошедших аналогичный путь.

Стоит признать, что психология женщины после развода представляет собой свой собственный уникальный набор эмоциональных проблем и этических соображений. Понимание сложности всех аспектов динамики отношений может привести к большей эмпатии и более тонким дискуссиям о любви, обязательствах и личностном росте.

Психологическое консультирование женщин, переживших развод, должно основываться на реализации интегративного подхода, т. е. в рамках консультирования должные сочетаться элементы информировании и просвещения, психоанализа и психотерапии (психокоррекции).

Возникновение многочисленных форм и методов психотерапии, их примерно одинаковая эффективность, осознание того, что различные методы имеют много общего, привели к появлению новых направлений и школ, которые называют себя интегративными. Большинство из них определенным образом сочетают базовые положения системного подхода с положениями психодинамического, бихевириально-когнитивного или экзистенциально-гуманистического подходов.

Интегративный подход предполагает, в отличие от эклектического (преимущественно техническое сочетание психотерапевтических методов), концептуальный синтез различных психотерапевтических методов. Интегративная психотерапия содержит элементы эклектизма, поскольку также объединяет в себе различные методы из различных источников, но имеет отличительные черты: наличие теоретической базы, синтез наиболее существенных черт теории и практики, разработанность принципов применения. Психолог, работающий в рамках интегративного подхода, делает упор не столько на собственную теоретическую ориентацию, сколько на индивидуальные особенности клиента и его потребности.

Интегративный подход в консультировании женщин, переживших развод, представлен моделью метаструктур (Д. Брейнлин, Р. Шварц, Б. Маккун-Каррер), интегративной проблемно-центрированной терапией (У. Пинсоф), интегративной моделью (Д. Браун, Д. Кристенсен), моделью нарративных решений (Д. Эрон, Т. Лундт), интегрированной супружеской терапией (Н. Якобсон, Э. Кристенсен), моделью внутренних семейных систем (Р. Шварц), семейным системным когнитивно-поведенческим психотерапевтическим подходом (Э. Г. Эйдемиллер, В.Юстицкис), интегративной моделью системной семейной психотерапевтической диагностики (А. В. Черников) и т. д. [4]

Процесс консультационного взаимодействия определяется теоретической ориентацией психолога-консультанта. На разных этапах процесса в разных пропорциях могут сочетаться разные способы организации процесса консультирования.

Следует отметить, что основным средством психологического консультирования является та или иная психотехника, а особая форма взаимоотношений в системе «психолог — клиент». Какой бы вариант взаимодействия психолог не выбрал для консультирования, важно, чтобы он опирался на положительные ресурсы клиентов, пытался поддержать и развить лучшие их чувства и способности.

Когда клиент проходит через опыт развода, он сталкивается с различными стадиями эмоционального переживания, включая отрицание, гнев, горе, сожаление и вину. Рисуночная терапия может помочь клиенту справиться с этими эмоциями, возникающими на начальных стадиях. С терапией клиент может работать над принятием и разрешением, чтобы перейти к новому этапу в жизни.

Как было отмечено выше, арт-терапия — это терапевтический метод, который сочетает в себе творческое самовыражение с разговорной терапией. Подход направлен на то, чтобы помочь людям решить эмоциональные проблемы, используя творческий выход, такой как рисование, живопись. Арт-терапевты работают с людьми всех возрастов.

Преимущества рисуночной терапии в консультировании по проблемам развода включают в себя:

улучшение когнитивных и сенсомоторных функций

развитие самооценки и самосознания

эмоциональная устойчивость

расширенные социальные навыки

уменьшение и разрешение конфликтов и страданий [5].

Чтобы получить что-то от рисуночной терапии, не обязательно иметь талант к творчеству. Цель не в том, чтобы создавать эстетически приятные произведения искусства. Речь идет о выражении себя и своей истории с помощью образов, движений или другого творческого выражения.

Под руководством арт-терапевта женщина, пережившая развод, может разблокировать и выразить воспоминания или чувства, которые помогут ей справиться с травмой, тревогой, депрессией или другим состоянием психического здоровья, когда слова не текут легко.

Безусловно событие развода — это психологическая травма.

Травма — это реакция на ситуацию или ряд глубоко неприятных обстоятельств. Последствия травмы могут включать:

измененный режим сна

панические атаки

замкнутость

навязчивые мысли

легко испугаться

сверхбдительность

У людей с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) происходят нейробиологические изменения — то, как функции мозга могут измениться после травмы.

Это помогает объяснить те трудности, с которыми могут столкнуться те, кто пережил предыдущую травму, при обсуждении, рассказе или обработке своего опыта.

Поэтому рисуночную терапию рекомендуют именно по этой причине.

Мы действительно хорошо умеем строить мир с помощью слов. Мы рассказывали наши истории так много раз, и мы так хорошо разбираемся в использовании языка, что это ограничивает нас.

Давно известно о том, как тело удерживает травму, — даже если разум этого не осознает — это также известно как соматизация. Травма хранится в теле, и то, как мы ее пережили, не всегда легко выразить словами. Мы переживаем это в образах, и искусство может позволить выразить этот опыт.

Рисуночная терапия позволяет женщинам после развода собрать воедино потерянные воспоминания и исцелиться, чтобы они могли достичь своих целей и снова довериться отношениям.

Творческое самовыражение может помочь замедлить некоторые из дисфункциональных реакций. Рисование помогает успокоить навязчивые мысли и улучшить внимательность, что может облегчить боль и стресс.

Творческое самовыражение также может замедлить дыхание и привлечь внимание к ощущениям в теле, отвлекая внимание от навязчивых мыслей.

Поскольку все справляются с ситуацией по-разному, традиционная разговорная терапия может оказаться сложной для того, чтобы побудить кого-то рассказать о травмирующих ситуациях.

Рисуночная терапия также может быть полезна для лечения тревоги и депрессии, распространенных симптомов травматического опыта.

Включение искусства также может добавить успокаивающий элемент для некоторых людей, что может помочь некоторым людям легче рассказывать о своем опыте, когда их нервная система расслаблена.

Разные практикующие арт-терапевты по-разному структурируют свои сеансы, но в целом они дают своим клиентам возможность использовать средства по своему выбору — цветные карандаши, материалы для коллажей или краски.

Использование альтернативного метода выражения может побудить клиентов поделиться своим опытом или даже противостоять ему таким образом, который может чувствовать себя в большей безопасности.

Согласно психоаналитической теории, художественное творчество представляет собой один из видов сублимации, когда фантазии творца сублимируются в творческие зрительные образы. Творчество в песочнице помогает одновременно «направить в другое русло» и выразить чувства злости, боли, тревоги, страха. Исторически сложилось так, что искусство помогало нам выразить и разрешить конфликт между нашими инстинктивными желаниями и требованиями и ограничениями социальной среды.

Рисуночная терапия как метод психологического консультирования — это работа, в основном, с эмоциональной сферой человека. А, следовательно, ее динамика отслеживается исходя из структуры эмоциональной сферы человека.

Поддержание аффективных процессов в режиме комфорта осуществляется в процессе рисования благодаря построениям, несущим переживания покоя, комфорта, гармонии, равновесия в окружающем. На этой стадии клиент как правило рисует умиротворенные картины. Все дружат, все счастливы, ничто не угрожает данному укладу жизни. Наблюдается статичность образов, нежелание что-то менять, переставлять, недопустимость временных перемен.

Юнгом рассматривались несколько различных форм и вариантов рисуночной терапии: диагностика, оказание первичной психологической помощи, краткосрочная психотерапия, долгосрочное психотерапевтическое воздействие. В зависимости от того, кто пытался практиковать рисуночную терапию, она претерпевала множество изменений, и в своем современном виде представлена тремя стадиями коррекции состояния ребенка хаос, борьба и разрешение конфликта.

Необходимо отметить, что очень эффективным является сочетание методов рисуночной терапии с иными психотерапевтическими методами — например, со сказкотерапией

Итак, рисуночная терапия в процессе консультирования женщин в ситуации развода может помочь им визуализировать ситуацию под другим углом и увидеть, что разные точки зрения могут помочь обработать опыт. Многое можно получить, создавая искусство, а затем исследуя то, что появляется в искусстве — темы, конкретные части. Такая стратегия может дать терапевту доступ к различным частям внутреннего мира клиента, которые нет возможности получить иначе.

Литература:

  1. Власова, Е.Ю., Лаптев, Л. Г. Психология поведения разведенных женщин и их отношения к семье // Человеческий капитал. — 2017. — № 7(103). — С. 69–75.
  2. Володина, К. А. Применение арт-терапии в деятельности практического психолога в организации // Организационная психология. — 2017. — Т. 7. № 2. — С. 86–101.
  3. Ипполитова, Е.А., Шведенко, Ю. В. Особенности кризисного состояния мужчин и женщин в ситуации распада молодой семьи // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — 5(30). — 169–172.
  4. Киселева, М. В. Арт и этапы психологического консультирования лиц, переживающих кризисную ситуацию развода // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2014. — 1(21). — С. 45–52.
  5. Копытин, А. И. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса. — М.: Когито-Центр, 2014. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): рисуночная терапия, женщина, психологическое консультирование, развод, клиент, опыт, ситуация развода, творческое самовыражение, психическое здоровье, терапевтическая работа.


Похожие статьи

Тандем арт-терапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении

В статье рассматривается положительное влияние применения психологом в дошкольном учреждении метода наблюдения наряду с методами и техниками арт-терапии. Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или коррекцио...

Использование инструментов медиации в психологическом консультировании семей в ситуации развода

Актуальность выбранной темы заключается в возможности расширить инструменты психологического консультирования при помощи медиативных техник, что особенно важно при консультировании семей в ситуации развода. Количество разводов не становится меньше, и...

Сновидения как элемент диагностики в психоаналитической работе

В данной статье рассматривается роль сновидений в работе аналитического психолога, подчеркивается их важность как некого таинства. Исследование и понимание разных подходов позволяет интегрировать различные точки зрения, использовать сны в качестве ди...

Механизм формирования опыта бренда и его возможные результаты: теоретическая основа

В настоящее время и менеджеры, и академики начали рассматривать потребителей как рациональных, а также эмоциональных лиц, принимающих решения. Из-за этого компании начали заново изобретать маркетинг и привлекать потребителей с помощью опыта. Опыт пре...

Геймификация учебного процесса в контексте профессионального образования

Системы геймификации могут способствовать вовлечению учащихся и повышению их успеваемости. Хотя литература на сегодняшний день внесла существенный вклад в объяснение того, насколько эффективным может быть дизайн геймификации, несколько исследований н...

Применение нейрогаджетов в тренингах развития эмоционального интеллекта

В статье авторы пытаются оценить нейрогаджет как средство развития эмоционального интеллекта.

Применение арт-терапии в лечении депрессивных и зависимых пациентов

Арт-терапия, в т. ч. фототерапия — один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов, который не имеет ограничений и противопоказаний, используется в ходе психотерапии или психологического консультирования ...

Татуировка как арт-терапия

В рамках данной статьи автор анализирует возможности использования татуировки как арт-терапии для клиента. Потребность в использовании татуировки как арт-терапии клиентом может быть обусловлена рядом заболеваний как на ментальном уровне, так и на физ...

Психологическое консультирование клиентов с разным уровнем креативности

В статье рассматриваются особенности работы психологического консультанта в зависимости от уровня креативности клиента.

Как применить проблемное обучение в медицинском образовании

В данной работе рассматриваются основные аспекты применения проблемного обучения в медицинском образовании, такие как создание клинических кейсов, организация групповой работы, поддержка студентов в исследовательской деятельности, роль преподавателя ...

Похожие статьи

Тандем арт-терапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении

В статье рассматривается положительное влияние применения психологом в дошкольном учреждении метода наблюдения наряду с методами и техниками арт-терапии. Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или коррекцио...

Использование инструментов медиации в психологическом консультировании семей в ситуации развода

Актуальность выбранной темы заключается в возможности расширить инструменты психологического консультирования при помощи медиативных техник, что особенно важно при консультировании семей в ситуации развода. Количество разводов не становится меньше, и...

Сновидения как элемент диагностики в психоаналитической работе

В данной статье рассматривается роль сновидений в работе аналитического психолога, подчеркивается их важность как некого таинства. Исследование и понимание разных подходов позволяет интегрировать различные точки зрения, использовать сны в качестве ди...

Механизм формирования опыта бренда и его возможные результаты: теоретическая основа

В настоящее время и менеджеры, и академики начали рассматривать потребителей как рациональных, а также эмоциональных лиц, принимающих решения. Из-за этого компании начали заново изобретать маркетинг и привлекать потребителей с помощью опыта. Опыт пре...

Геймификация учебного процесса в контексте профессионального образования

Системы геймификации могут способствовать вовлечению учащихся и повышению их успеваемости. Хотя литература на сегодняшний день внесла существенный вклад в объяснение того, насколько эффективным может быть дизайн геймификации, несколько исследований н...

Применение нейрогаджетов в тренингах развития эмоционального интеллекта

В статье авторы пытаются оценить нейрогаджет как средство развития эмоционального интеллекта.

Применение арт-терапии в лечении депрессивных и зависимых пациентов

Арт-терапия, в т. ч. фототерапия — один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов, который не имеет ограничений и противопоказаний, используется в ходе психотерапии или психологического консультирования ...

Татуировка как арт-терапия

В рамках данной статьи автор анализирует возможности использования татуировки как арт-терапии для клиента. Потребность в использовании татуировки как арт-терапии клиентом может быть обусловлена рядом заболеваний как на ментальном уровне, так и на физ...

Психологическое консультирование клиентов с разным уровнем креативности

В статье рассматриваются особенности работы психологического консультанта в зависимости от уровня креативности клиента.

Как применить проблемное обучение в медицинском образовании

В данной работе рассматриваются основные аспекты применения проблемного обучения в медицинском образовании, такие как создание клинических кейсов, организация групповой работы, поддержка студентов в исследовательской деятельности, роль преподавателя ...

Задать вопрос